http://www.stihi.ru/2016/08/26/4676 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/10/10/6743 - Итоги конкурса
Как организатор и член жюри недавно завершившегося конкурса "Стихи для дошколят" я поделюсь своими личными впечатлениями о стихах участников.
Их было 68 - достаточно много за короткий период приема; судя по всему тема конкурса заинтересовала авторов или показалась им слишком простой. Предлагали все, что накопилось на личной страничке, не перечитывая и не особо задумываясь, в чем секрет успеха на этом конкурсе. А он всегда - в правильности раскрытия темы и в соответствии жанра заданному условиями конкурса. Просто представить стихи, которые то на каком-то другом конкурсе имели успех, это в ТМА "не прокатит". С требуемой формой исполнения всегда полезно разобраться, особенно, если в объявлении о конкурсе даже указана ссылка на статью, где спрятан "ключик" к успеху.
Я всегда с большим интересом отслеживаю, сколько авторов перед тем, как подать заявку на участие, просматривают рекомендуемую статью, пусть даже и инкогнито - не показывая своего ника. В этом конкурсе статью "жанр - стихи для детей" прочло в разы меньше читателей, чем было количество участников, а уж во вторую ссылку - разбор стихов конкурса "Тебе, малыш", вообще никто не читал, что меня в который раз удивило.
Что нужно авторам, подающим заявку?
а) Победа. Если так, то вот карта пути к ее достижению - пойми, "в чем прикол задания" и избавься от очевидных недочетов в выбранном стихотворении, на что способен каждый, если только показать ему, на что обратить внимание.
б) Поучиться. - В этом случае алгоритм действий практически тот же: прочти статью о жанре, учти опыт ошибок предыдущих товарищей и практикуйся в написании нового стихотворения на заданную тему!
Обе цели - а) и б) требуют от нас усилий, а делать их нам лень, - сама такая! )))
Остается третья цель - просто написать заявку или в) халява. То есть, шел автор мимо, увидел тему конкурса, вспомнил, что на эту тему у него кое-что есть в загашнике и написал заявку. А вдруг случайно повезёт? Всякое бывает...
Последних целеполаганий, к сожалению, было больше всего, отчего в процессе приема заявок я больше огорчалась, чем радовалась: то здесь, то там выплывали места, которые закрывали возможность произведению быть номинированным. В процессе голосования я собрала в свой первичный лист потенциальных номинантов всего 23 стихотворения, которые, на мой взгляд и вкус, имеют формальное право войти в шорт-лист любого члена жюри.
23 из 68 - это всего лишь 34 процента, а если бы ВСЕ участники перед конкурсом ознакомились с рекомендованными статьями и немного поправили бы свои стихи или нашли им замену - было бы все 100 процентов! (...Мечты, мечты...)
Слабый пакет - вовсе не означает, что отобранные в шорт-лист стихи не достойны высших баллов, - это я уже к членам жюри сейчас обращаюсь! Всякие бывают расклады: иногда выбор не велик, но и в нем есть единичные отличные стихи, а иногда выбор формально годных произведений огромен, да на оценку выше 7 ни одно стихотворение не тянет...
Несколько слов о требовании к стихам, а точнее - об особенностях жанра (хотя все это уже описано мною в не прочтенной участниками статье, отчего мне приходится здесь повторяться).
Жанр "стихи для детей" только кажется легким, а на самом деле писать им чрезвычайно трудно, особенно писать для дошколят - малышей детсадовского возраста (будем ориентироваться на возраст от 2 до 5 - самый трудный для нас, поэтов, возраст!) Почему? Потому что все подходы к их исполнению противоречат тому, к чему мы привыкли.
В стихах для взрослых мы больше всего ценим поэтическую речь и лирические изыски - редкие рифмы, украшения (тропы), иносказание и подтексты, любим иронию в темах стихов, любим изысканные оригинальные формы рифмовки строфы и нестандартные ритмы. Малышам все это (пока!) противопоказано. Лирика и украшения речи будут нужны им в школе, когда их эмоциональный мир полностью сформируются, а на этом этапе нужно содержание. Простое, но веселое и запоминающееся. Понятное для них. Интересное им, а не нам, взрослым. Такие стихи, которые они охотно выучат наизусть на утреннике в детском саду, и это не утомит их, не будет им в тягость. То есть, небольшие по объему, но насыщенные по содержанию. И еще: то, что интересно по содержанию им, часто кажется чушью и нелепицей нам, взрослым (вспомним К.И. Чуковского!), и наоборот: то, что умиляет нас, дошколята часто только терпят, не желая нас расстроить своим скучающим выражением лица. Мы - разные! И с этим нужно смириться. Эта разность слишком быстро исчезнет, а пока детскому поэту нужно влезть в "шкуру" дошкольника и постараться увидеть мир его глазами. Хорошо тому, у кого дома есть дошколенок, а если нет, если наше дитятко уже давно подросло или мы вообще с детьми не общаемся - как тут хорошие стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ,(а не для взрослых о детях) написать? Сложно...
И, наконец, ритм и рифма. Во взрослых стихах мы абсолютно точную рифму и рифму параллельную (где рифмуются одни и те же части речи в одном склонении) обычно не любим - скучно, банально... А для ребенка от 2 до 5 банальности еще не существует, у него всё - впервые, ему нужно на слух, по своим первым выученным стихам понять, что такое рифма и заложить ее на интуитивный уровень. Поэтому в детских стихах - ТОЛЬКО ТОЧНАЯ РИФМА!!! Никаких исключений! Почти никаких... И только четкий и простой ритм, пусть даже и разный в разных строфах (снова вспомним Чуковского), но звучный, яркий - простой! Чтоб врезался в память и запоминался, потому что всё, что учится в детстве - это на всю жизнь...
Самое главное в этом жанре - стопроцентная грамотность русской речи. Никаких инверсий, недосказов, разговорных нелитературных вставок (типа "блин", "балдеть", мультяшка" и т.п.) и искажений слов, только правильные фонетические ударения, только правильные и понятные ребенку (а не его папе с мамой!) обороты речи. Потому что стихи для детей - это первая школа русской речи. Здесь судьи должны метлой выметать из лексики все, что мы снисходительно оставляем во взрослых стихах, если оно с хорошим вкусом подается и в меру. В детских стихах - всё очень строго с русским языком...
В добавок ко всему перечисленному желательно вспомнить еще и педагогическое требование: очень хочется, чтобы при любой дурашливости темы, детские стихи ненавязчиво учили добру и "хорошим манерам" - доброму отношению малышей к окружающему миру - к людям, животным, растениям и вещам, к плодам рук человеческих - к труду.
А теперь, как обычно, тексты номинированных стихов с моими минимальными комментариями к ним. (номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете). Заглавными буквами я выделяю в тексте фрагменты, которые не нравятся.
***************************************************
3. Хихиндия. Руслан Цвиткис
Нет, нет -- совсем не Индия!
Вот именно -- Хихиндия!
Хихиндия?
Хихиндия! Весёлая страна!
Известно всем, где Индия.
А где ж это -- Хихиндия?
Скажите -- где Хихиндия?
Ну, где? Ну, где она?
Хихиндия? За речкою--
За речкой Огуречкою.
Понятно, что за речкою.
Но речку -- где найти?
Меж глыб!
Меж глыб?
Ну, глыбочек.
До них -- пять-шесть улыбочек,
Приветливых улыбочек --
Всего-то и пути.
Да где ж те глыбы?
Глыбы-то?
На них словечко выбито,
В кольце словечко выбито --
Написано: "Туда!"
Кольцо -- ПОД ВИД ТАРЕЛОЧКИ.
Вокруг -- сплошные стрелочки.
Свернуть тут надо, значит, вам--
Найдёте без труда.
Идите вы по стрелочкам.
Ведь мальчикам и девочкам,
Всем девочкам и мальчикам
Давно пора туда.
Родителям и дедушкам,
Соседям и соседушкам,
И бабушкам, и всем --
За развесёлой речкою,
За речкой Огуречкою
Побыть хотя б немножечко,
Хотя б не насовсем!
Найдётся та дорожечка,
Где дядям, детям, тётенькам
Идти путём коротеньким
И не плутать ни чуточки --
Помогут в этом шуточки.
Как так? Не ловкость с фокусом?
И что--не карта с компасом?
Нет -- смех туда ведёт!
Кому туда захочется,
Пусть грустно не топочется,
Пусть звонко расхохочется --
И тут же попадёт...
Куда? Неужто--в Индию?
Нет, попадёт в Хихиндию!
Вот именно -- в Хихиндию!
И там друзей найдёт.
Неплохие стихи, но на мой взгляд, слишком длинные. Боюсь, что заскучает малыш к концу и будет скорее за радостным папой наблюдать, чем вникать в содержание! ))) А самое обидное - есть не совсем литературный оборот речи "кольцо ПОД ВИД тарелочки". Да и "грустно не топочется" - тоже не ахти...
6. Добытчик. Нина Матрохина
Ваське мышь попалась в лапы.
Целый час прождав в углу,
Он её когтями сцапал
Возле шкафа на полу.
Мышь и писк издать не смеет,
Только кот у нас чудак -
Он мышей ловить умеет,
А вот съесть не знает, как...
Не учили мама с папой.
Но довольный, что поймал,
Кот прижал добычу лапой,
Лёг и тут же задремал.
Отлично - все требования к детским стихам соблюдены.
7. За окном. Зура Умарова
Кто в окошко к нам стучится?
Это - храбрая синица.
Очень хочется ей в дом,
Познакомиться с котом.
Целый день она летала
И еду себе искала.
Приземлилась на окно,
Видит в баночке зерно.
Голодать не будут птички,
Воробьи, чижи, синички.
Им развесили кормушки -
Приходите все покушать.
Кот лежит, прищурив глазки,
С виду добрый, как из сказки.
Только это – напоказ,
Когти спрятаны для нас.
Поохотиться желает,
Да стекло ему мешает.
Вроде рядышком еда -
КАК ОБИДНО, ГОСПОДА!
" С виду добрый, КАК ИЗ СКАЗКИ" - мне кажется, в сказках бывают не только добрые коты - сравнение для доброты подобрано не лучшим образом... Концовка "Как обидно, господа!" не совсем уместна в детском стихотворении. К кому здесь это обращение?
12. По грибы. Ирина Полюшко
Я грибок-боровичок.
Грел на солнышке бочок.
Подрасту ещё немножко -
Попаду в твоё лукошко.
---
В красной шапке мухомор
Щеголяет до сих пор.
Пусть грустит в лесу один -
Мухоморы не едим!
---
Бледная поганка
Плачет спозаранку.
От души разбитой
Стала ядовитой.
---
На пеньке сидят опята -
Развесёлые ребята.
Дождик взял большую лейку -
Умывает всю семейку.
---
Шляпки липкие маслят
Под хвоинками блестят.
Все иголки отлеплю,
Я, маслятки, вас люблю.
---
Рыжик улыбнулся
От улыбки дочки -
Ямочка на шляпке,
Ямочка на щёчке.
---
Ярко-рыжие лисички
Зажигаются, как спички,
И, как песенки куплеты,
Украшают наше лето.
Задача конкурса исполнена полностью, отлично!
13. Хорошо бы... Татьяна Шкодина 2
Хорошо бы на камне сидеть большом
И мечтать о далеких странах…
А еще – расчудесно и хорошо
Шум прибоя хранить в карманах.
Это просто. И главное – так легко!
Я ракушку умею слушать:
Море в ней умещается целиком!
И шумит, и рокочет в уши.
Ну, а если вернуться к себе домой
В шумный город вдали от моря,
Там, в ракушке и осенью и зимой –
Волны с ветром соленым спорят.
"Расчудесно" - новообразование, в словаре это слово есть, но оно - не самый лучший выбор слова для детских стихов. В целом - качественная лирика скорее для школьника младших классов, чем для малыша. Родителям очень понравится, а малыш его не запомнит...
14. Если я... Ура!! Фея Луны
Если не сбегу купаться,
Буду нянчиться с Наташкой,
Перестану я ругаться
С вредным Вовкой-второклашкой;
Если вымою посуду,
И полы, и даже мячик;
Если...
В общем - если буду
Я во всём
примерный мальчик,
Никогда не хлопну дверью,
Не ввяжусь в чужую драку...
Папа мне хоть не поверил,
Но вчера...
Купил...
Собаку!!!!!!
В целом - хорошо. Маленький недочет в построении фразы первой строфы -местоимение "я", выполняющее роль подлежащего, стоит в конце предложения - неестественный порядок слов (ему место после "если")....
16. Пусть осинка подрастёт. Валентина Калёва
У извилистой тропинки,
Что торопится к пруду,
Увидала я осинку -
Трепетала на ветру.
Из травы осина-кроха
Чуть виднеется пока -
Без друзей ей очень плохо:
Душат заросли вьюнка,
Оплетают паутинки,
Листик скрылся весь, почти...
Убираю все травинки,
Что мешают ей расти,
Тонкой палочкой снимаю
Паутинный переплёт,
Пусть осинка кружевная
Поскорее подрастет!
А осеннею порою
Все листочки-кругляши
Меж газетами укрою,
Чтоб на память засушить!
Хорошие стихи. Для подготовительной группы садика, для первоклашек - хорошие стихи! "Почти- расти" и пруду-ветру" - по разному звучащие рифмы, но это уже мои сверхпридирки! ))
19. Про котлеты. Николай Александрович Лосев
У дворовой кошки Муси
Появилось пять котят.
Трудно Мусе, как мамусе,
Ведь котята есть хотят.
Если мне одну картошку
Постараться есть в обед,
Я смогу котят и кошку
Завалить горой котлет!
Жалко, папа всё заметил
И велел котлеты съесть.
Он сказал – растущим детям
Важно есть обед свой весь!
Папа для меня, ребята,
Пребольшой авторитет,
Но обидно, что котята
Остаются без котлет.
Впрочем, не было в запрете
Ничего про колбасу –
Вот её я завтра «детям»
На обед и понесу.
Не боюсь, что попадусь я –
С добрым папой жить легко,
Он ведь сам котятам Муси
Утром носит молоко...
Отлично. Ко всем выполненным требованиям, здесь еще и сюжет, воспитывающий доброту.
22. Говорил Дождёнку Дождь. Елена Толстенко
Говорил Дождёнку Дождь:
– Очень редко ты идёшь!
Ты бери пример с меня,
Я могу идти полдня,
После краткой передышки
Сверху вниз бегу вприпрыжку,
Для цветов устрою душ,
Разолью побольше луж.
Реки, ручейки, болота –
Это ног моих работа.
Вмиг отмою всех грязнуль,
Буль-
буль-
буль...
Тоже никаких претензий к исполнению.
24. Упрямый медвежонок. Лидия Крошнина
На сосне высокой плачет медвежонок.
Он медведь конечно, но еще ребенок.
Убежал от брата, убежал от мамы
Потому, что неслух да еще упрямый.
Повела их мама к озеру купаться.
Братец прыгнул в воду и давай плескаться!
Не хочу! Не буду! - Мишка раскричался.
Отбежал подальше, на сосну взобрался.
Братик накупался, заблестела шубка.
Мать зовет упрямца: Вылезай, Мишутка!
Не хочу! Не буду! - Мишка повторяет.
Что же будет дальше? Он пока не знает.
Долго ждать не стали и пошли к болоту.
Но идти за ними Мишке не охота.
Щурится на солнце, шишки вниз бросает.
Что вокруг творится он не замечает.
Налетела туча с дождиком и градом.
Испугался Мишка: Не хочу! Не надо!
Быстро слез на землю и бегом оттуда.
Мама! Где ты, мама? Я послушным буду!
Прибежала мама, обняла сыночка.
Здесь его упрямству мы поставим точку!
Мне, как взрослой, эти стихи понравились, а когда я проверила их на подходящем по возрасту слушателе, то он его в число наиболее понравившихся не отобрал, типа они - родительское занудство. Может, мы "достали" своих детей своими умными поучениями? ))) И еще я бы прямую речь в кавычки записала, а то портит впечатление взрослому читателю...
26. Как достать луну? Марина Быстрова-Докс
Папа с дочкой у окна,
В небе полная луна.
- Пап, достанешь мне луну?
Поиграю и верну.
Папа смотрит виновато:
-До луны далековато,
Не умею я летать,
А руками не достать.
-Ладно, папа, не грусти,
Может, швабру принести?…
Анекдот для мамы и папы, но малышам тоже нравится. Без претензий к исполнению.
27. Послушная Таня. Вера Да Юра 2
У маленькой Тани
конфета в кармане
нарядной обёрткой чуть слышно шуршит,
а кажется Тане -
конфета в кармане
тонюсеньким голосом ей говорит:
"Послушай Танюша,
пожалуйста, скушай,
как можно быстрее, меня на обед.
Ведь знают все дети,
не сыщешь на свете
вкуснее еды, чем еда из конфет".
Но наша Танюша
умна и послушна -
сначала ей надо доесть бутерброд.
Послушная Таня
конфету достанет,
но кушать не станет,
а только лизнёт!
Ровесники Танюши одобрили и согласились с ходом мысли Танюши, что, несомненно, успех. ))
29. Щенок и звонок. Галина Шестакова 4
В одной квартире жил щенок,
Малюсенький щенок.
А у дверей висел звонок,
Малюсенький звонок
Динь-динь, динь-динь - сказал звонок,
Гав-гав – сказал щенок.
Давай дружить – сказал звонок,
Давай – сказал щенок,
Звонок звонил, щенок скулил
И лаял и рычал,
Звонок звонил что было сил,
Щенок скулил что было сил,
Звонок устал, щенок устал
И лаять перестал.
Звонок висел, звонок скучал,
Щенок не приходил.
Щенок молчал, он крепко спал,
Он выбился из сил.
По форме это мне напомнило что-то очень знакомое из детских классиков (м.б. "...сказал Финдлей" С.Я. Маршака?), - и это единственное, что мешало оценивать. В остальном понравился и сюжет, и язык, и рифмы.
30. Я сам! Фрида Полак
Рассердился… Хлопнул дверью…
Почему?
Потому что я не верю
никому!
Сказку на ночь обещали
почитать,
А теперь: «…Мы так устали!..»
Вот опять
Папа, бабушка и мама,
и сестра,
Как назло, твердят упрямо:
«Спать пора!
Знаешь ты все книжки эти
наизусть.
Спят давно в кроватках дети…»
Ну, и пусть!
Вы считаете, я ною?
Всё – каприз?
Погодите, я устрою
вам сюрприз!
Завтра, после всех занятий
в детсаду,
Свой «Букварь» и две тетради
я найду.
Показала буквы Мила
мне давно,
И записывать учила
заодно.
А в компьютерной программе
«Детский мир»
По слогам читают с нами
«Мой-до-дыр».
Так что грамотным я стану
скоро сам
Сказки выучу на память…
по слогам.
А попросит брат под вечер
почитать, –
Я по-взрослому отвечу:
«Марш в кровать!»…
Не поймешь, для кого эти стихи: для малышей, или все же для взрослых, которым очень хочется поведать миру о своем вундеркинде!! )) Хорошие по исполнению стихи.
32. Каша. Ольга Альтовская
Кашку барашку
Положили в чашку.
Дали кашку белочке
В беленькой тарелочке.
В жёлтенькой – для Людочки.
Где же каша Тёмочке?
Вот она – на блюдечке
С голубой каёмочкой!
Стихи для самых маленьких, стихи- потешки. Нужный жанр!
33. Как пёс Барбос съел осу. Наталья Ефремова Ярославль
Жил на свете пёс Барбос,
Любопытный чёрный нос.
И однажды этот пёс
Сунул морду в домик ос.
Мы заметили осу
У Барбоса на носу,
Не успели СДЕЛАТЬ ХОД,
Как Барбос разинул рот.
Думал, ест он колбасу.
Ам! И проглотил осу.
И теперь наш пёс Барбос,
Словно старый пылесос.
Испугался даже кот –
Так жужжит у пса живот!
Почти ужастик! ))) Здесь я фразу "сделать ход" не поняла...
37. А сказки мамины про фей. Василий Пузырёв
Велела спать ложиться мама,
Но я ответил ей упрямо –
Раз мне не дали доиграть
Назло не буду засыпать.
Могу закрыть я даже глазки,
(так интересней слушать сказки)
Но хоть разок да прошепчу,
Что спать нисколько не хочу.
А сказки мамины про фей,
Про ребятишек и зверей…
Себя я в сказке представляю
И незаметно засыпаю.
Ничего не могу сказать, кроме "сойдет". Почему-то не люблю слово "глазки", употребленное в первом лице, даже, если оно вложено в уста ребенка. Но для ребенка ли это написано? Или все-таки для взрослых, как умильный рассказ о своем ребенке?
38. Юля на прополке. Елена Иванова-Сульдина
Юля – вовсе не грязнуля,
Сарафан помят у Юли,
Расплелась коса с заколкой –
Юля занята прополкой!
Выдирает все травинки
И бросает на тропинку.
Оставляет Юля ловко
Только хвостики морковки!
Никаких претензий - все замечательно!
45. Радуга. Попова Наталия Борисовна
Красный, оранжевый, желтый, зелёный,
Синий, сиреневый и голубой -
Небо раскрасил художник весёлый.
Красный, оранжевый, желтый, зелёный...
Мост перекинулся в сини бездонной,
Радуга в небе сияет дугой -
Красный, оранжевый, желтый, зелёный,
Синий, сиреневый и голубой.
Жаль, что здесь цвета называются не в порядке спектра, а то было бы лирической заменой фразы "каждый охотник желает знать, где сидят фазаны" - для школьников. Как лирика - милая зарисовка. Как стихи для малышей - не уверена.
49. Наоборот. Мари Полякова
Жил на свете рыжий кот,
Звался он - Наоборот.
Он с мышатами дружил,
Прямо к норке сыр носил,
Им таскал зерно и крошки,
Охранял от злющей кошки.
На сметану не глядел:
"Лучше б я салата съел!"
Воробьёв катал на спинке,
Спал с цыплятами в корзинке.
В мяч играл он с малышами,
Шевелил для них ушами.
Вот какой чудесный кот -
Рыжий кот Наоборот!
Дети любят про абсурд - весело, ярко (вспомним "Путаницу" Чуковского). И добрый сюжет есть, и исполнение нормальное.
53. Коротышки на буквы алфавита. Санди Иданс
Богатство бабки Ёжки:
браслеты, бусы, брошки.
***
Воронёнок диво видел:
волк вязал волчонку свитер.
***
Гром гремит. Гогочет гусь:
-Га-га-га – грозы боюсь.
***
Сжимая скрипку и смычок,
сидит на сундуке сверчок.
Такие стихи пригодятся малышам при изучении букв Б, В, Г, С... Никаких претензий к исполнению. В изданных книжках я часто находила просто идиотские по смыслу стихи-запоминалки к буквам, а тут все уместно. ))).
61. Грибы. Павел Великжанин
1.
Этот дождик так мал,
Он почти что и не был.
Он не шел, а хромал,
Еле капая с неба.
Мы не прятали лбы
От бесшумной капели,
И одни лишь грибы
Дружно шляпы надели.
2.
Под березой – подберезовик,
Под осиной – подосиновик,
Между ними в шляпке розовой
Мухомориха красивая.
На пеньке – опенок маленький,
А пудовые – хоть взвешивай!–
Грузди сели на завалинку
У кривой избушки лешего…
Еще один набор стихов про грибы (см. выше номер 12, Ирина Полюшко), но эти почему-то члены жюри оценили меньше, хотя они куда поэтичнее, ярче. Возможно, потому, что они больше предназначены для школьников, для тех, кто уже способен услышать музыку речи и оценить более сложный ритм.
62. Отплываю в сказку. Елена Долгих
На кораблике БУМАЖНОМ
Отплываю в сказку.
Встречу грозных великанов,
Фею, Златовласку!
Меч ПЛАСТМАССОВЫЙ со мною,
Отстою принцессу!
Усмирю дракона злого
На опушке леса.
Подружусь с Ягой и Лешим.
Ну, а что такого?
…Улыбнулась мама: «Вова?
Размечтался снова?»
Да, мы, взрослые такие, без романтики уже... ))) По исполнению - без замечаний, разве только "меч пластмассовый": вряд ли ребенку (раз написано от его лица) важно это уточнение, из чего сделан его меч (или кораблик), тем более, если меч - из пластмассы. Для ребенка всякий меч и всякий корабль - настоящие.
63. Лунная лиса. Рамина Джасс
Солнечный зайчик - такой шалунишка
Весело скачет по комнате он.
То познакомится с плюшевым мишкой,
То пробежит по стене на балкон.
Будит меня по утрам осторожно,
Теплою лапкою тронув за нос.
Днем в догонялки ИГРАТЬ ВМЕСТЕ МОЖЕМ,
Пусть мне его не поймать и за хвост.
Но УБЕГАЕТ за солнцем вприпрыжку
Резвый дружок мой под вечер СКОРЕЙ. (разнесенность, инверсии порядка слов !!!)
Что так пугает зайчонка-трусишку -
Темные комнаты, свет фонарей?
Может быть, звезды ему не по нраву?
Прячется, видно, от ЛУННОЙ ЛИСЫ!
Той, что стучится в ОКОННУЮ РАМУ
Ночью и дарит всем рыжие сны.
Слишком длинная строка, чересчур много лирических украшений и сложный порядок слов в предложениях - не везде естественный, с инверсиями в угоду ритму - такие стихи не захочется ребенку выучить... Лирики больше, чем действия, сюжета...
65. Мой кораблик! Ольга Погорелова
Мой кораблик! Ты бесстрашно
По волнам ручья летишь!
Ничего, что ты – бумажный!
Ничего, что я – малыш!
Мы с тобою скоро станем –
Лишь немножко подрастём! –
Я – отважным капитаном,
Ты – огромным кораблём!
Почему-то это понравилось более всех других. Все замечательно.
66. Облепиха. Еленапопова
Бусы яркие надела,
А весь год стояла тихо.
И когда поспеть успела
Задавака-облепиха?.
Наклонилась низко ветка,
Грозди рыжие пылают,
Потому её так метко
Облепихой называют.
Обрела малютка силу,
Подтянулась недотрога.
У неё я попросила
Дать мне ягодок немного.
Попыталась выжать масло,
Получилось полстакана.
А зачем? И так всё ясно —
Заживлять зверушкам раны.
Красивые обучающие стихи для мл. школьников. Малышам, если и понравится, будет скучно слушать. А для школьника - отлично!
68. Художница-осень. Марина Чирва
У осени ранней богата палитра:
По небу лазурь голубая разлита.
Чуть ниже - листва золотым переливом,
Багрянцем и медью играет красиво.
А гроздья рябины - оранжево-красным,
Горят, как костёр, тяжелы и прекрасны.
Увядшие травы сухи и понуры,
Окрашены в охру, зелёный и бурый.
Мешает оттенки художница смело,
Рисует талантливо, быстро, умело.
Ну вот, наконец-то готова картина.
А подписью в правом углу - паутина.
Это совсем не для малышей - взрослая лирика с тропами. Может, и хорошие стихи, но не для этого возраста и конкурса.
****************************************************
Вот и все 28 номинированных в этом конкурсе произведений. Вам они понравились? Надеюсь, и конкурс - тоже?
Осталось сравнить его конкурсом "Стихи о дошколятах", рассмотрение которого еще ярче покажет нам отличие стихов ДЛЯ ДЕТЕЙ от стихов О ДЕТЯХ. Ждем итогов голосования по последнему.
С уважением, Ваша АлКора, 10.10.16.