По конкурсу Стихи для дошколят

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2016/08/26/4676 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/10/10/6743 - Итоги конкурса

Как организатор и член жюри недавно завершившегося конкурса "Стихи для дошколят" я поделюсь своими личными впечатлениями о стихах участников.

Их было 68 - достаточно много за короткий период приема; судя по всему тема конкурса заинтересовала авторов или показалась им слишком простой. Предлагали все, что накопилось на личной страничке, не перечитывая и не особо задумываясь, в чем секрет успеха на этом конкурсе. А он всегда - в правильности раскрытия темы и в соответствии жанра заданному условиями конкурса. Просто представить стихи, которые то на каком-то другом конкурсе имели успех, это в ТМА "не прокатит".  С требуемой формой исполнения всегда полезно разобраться, особенно, если в объявлении о конкурсе даже указана ссылка на статью, где спрятан "ключик" к успеху.

Я всегда с большим интересом отслеживаю, сколько авторов перед тем, как подать заявку на участие, просматривают рекомендуемую статью, пусть даже и инкогнито - не показывая своего ника. В этом конкурсе статью "жанр - стихи для детей" прочло в разы меньше читателей, чем было количество участников, а уж во вторую ссылку - разбор стихов конкурса "Тебе, малыш",  вообще никто не читал, что меня в который раз удивило.

Что нужно авторам, подающим заявку?

а) Победа. Если так, то вот карта пути к ее достижению - пойми, "в чем прикол задания" и избавься от очевидных недочетов в выбранном стихотворении, на что способен каждый, если только показать ему, на что обратить внимание.
б) Поучиться. - В этом случае  алгоритм действий практически тот же: прочти статью о жанре, учти опыт ошибок предыдущих товарищей и практикуйся в написании  нового стихотворения на заданную тему!

Обе цели - а) и б) требуют от нас усилий, а делать их нам лень,  - сама такая! )))

Остается третья цель - просто написать заявку или  в) халява. То есть, шел автор мимо, увидел тему конкурса, вспомнил, что на эту тему у него кое-что есть в загашнике и написал заявку. А вдруг  случайно повезёт? Всякое бывает...

Последних целеполаганий, к сожалению, было больше всего,  отчего в процессе  приема заявок  я больше огорчалась, чем радовалась: то здесь, то там выплывали места, которые закрывали  возможность произведению быть номинированным.  В процессе голосования я собрала в свой первичный лист потенциальных  номинантов всего 23 стихотворения, которые, на мой взгляд и вкус,  имеют формальное право войти в шорт-лист любого члена жюри.

 23 из 68  - это всего лишь 34 процента, а если бы ВСЕ участники перед конкурсом ознакомились с рекомендованными статьями  и немного поправили бы  свои стихи или нашли им замену - было бы все 100 процентов! (...Мечты, мечты...)

Слабый пакет - вовсе не означает, что отобранные в шорт-лист стихи не достойны высших баллов, - это я уже к членам жюри сейчас обращаюсь! Всякие бывают расклады: иногда выбор не велик, но и в нем есть единичные отличные стихи, а иногда выбор формально годных произведений огромен, да на оценку выше 7 ни одно  стихотворение не тянет...

Несколько слов о требовании к стихам, а точнее - об особенностях жанра (хотя все это уже описано мною в не прочтенной участниками  статье, отчего мне приходится здесь повторяться).

Жанр "стихи для детей" только кажется легким, а на самом деле писать им чрезвычайно трудно, особенно писать для дошколят - малышей детсадовского возраста (будем ориентироваться на возраст от 2 до 5 - самый трудный для нас, поэтов, возраст!)  Почему? Потому что все подходы к их исполнению противоречат тому, к чему мы привыкли.

 В стихах для взрослых мы больше всего ценим поэтическую речь и лирические изыски - редкие рифмы, украшения (тропы), иносказание и подтексты, любим  иронию в  темах стихов, любим изысканные оригинальные формы рифмовки строфы и нестандартные ритмы. Малышам все это (пока!) противопоказано. Лирика и украшения речи будут нужны им в школе, когда их эмоциональный мир полностью сформируются, а на этом этапе нужно содержание. Простое, но веселое и  запоминающееся. Понятное для них. Интересное им, а не нам, взрослым. Такие стихи, которые они охотно выучат наизусть на утреннике в  детском саду,  и это не утомит их, не будет им в тягость. То есть, небольшие по объему, но насыщенные по содержанию. И еще: то, что интересно по содержанию им, часто кажется чушью и нелепицей нам, взрослым (вспомним К.И. Чуковского!), и наоборот: то, что умиляет нас, дошколята часто только терпят, не желая нас расстроить своим скучающим выражением лица.  Мы - разные! И с этим нужно смириться. Эта разность слишком быстро исчезнет, а пока детскому поэту нужно влезть в "шкуру" дошкольника и постараться увидеть мир его глазами. Хорошо тому, у кого дома есть дошколенок, а если нет, если наше дитятко уже давно подросло или мы вообще с детьми не общаемся - как тут хорошие стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ,(а не для взрослых о детях) написать? Сложно...

И, наконец, ритм и рифма. Во взрослых стихах мы абсолютно точную рифму и рифму  параллельную (где рифмуются одни и те же части речи в одном склонении) обычно не любим - скучно, банально... А для ребенка от 2 до 5  банальности еще не существует, у него всё - впервые, ему нужно на слух, по своим первым выученным стихам понять, что такое рифма и заложить ее на интуитивный уровень. Поэтому в детских стихах - ТОЛЬКО ТОЧНАЯ РИФМА!!! Никаких исключений! Почти никаких... И только четкий и простой ритм, пусть даже и разный в разных строфах (снова вспомним Чуковского), но звучный, яркий - простой! Чтоб врезался в память и запоминался, потому что всё, что учится в детстве - это на всю жизнь...

Самое главное в этом жанре - стопроцентная грамотность русской речи. Никаких инверсий, недосказов, разговорных нелитературных вставок (типа "блин", "балдеть", мультяшка" и т.п.)  и искажений слов, только правильные фонетические ударения, только правильные и понятные ребенку (а не его папе с мамой!) обороты речи. Потому что стихи для детей - это первая школа русской  речи.  Здесь судьи должны метлой выметать из лексики все, что мы снисходительно оставляем во взрослых стихах, если оно с хорошим вкусом подается и в меру. В детских стихах - всё очень строго с русским языком...

В добавок ко всему перечисленному желательно вспомнить еще и педагогическое требование: очень хочется, чтобы  при любой дурашливости темы, детские стихи ненавязчиво учили добру и "хорошим манерам" - доброму отношению малышей к окружающему миру - к людям, животным, растениям и вещам, к плодам рук человеческих - к труду. 

А теперь, как обычно, тексты номинированных стихов с моими минимальными комментариями к ним.  (номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете). Заглавными буквами я выделяю в тексте фрагменты, которые не нравятся.

***************************************************
3.  Хихиндия. Руслан Цвиткис 

Нет, нет -- совсем не Индия!
Вот именно -- Хихиндия!
                Хихиндия?
Хихиндия! Весёлая страна!
                Известно всем, где Индия.
                А где ж это -- Хихиндия?
                Скажите -- где Хихиндия?
                Ну, где? Ну, где она?
Хихиндия? За речкою--
За речкой Огуречкою.
                Понятно, что за речкою.
                Но речку -- где найти?
Меж глыб!
                Меж глыб?
Ну, глыбочек.
До них -- пять-шесть улыбочек,
Приветливых улыбочек --
Всего-то и пути.
                Да где ж те глыбы?
Глыбы-то?
На них словечко выбито,
В кольце словечко выбито --
Написано: "Туда!"
Кольцо -- ПОД ВИД ТАРЕЛОЧКИ.
Вокруг -- сплошные стрелочки.
Свернуть тут надо, значит, вам--
Найдёте без труда.

Идите вы по стрелочкам.
Ведь мальчикам и девочкам,
Всем девочкам и мальчикам
Давно пора туда.

Родителям и дедушкам,
Соседям и соседушкам,
И бабушкам, и всем --
За развесёлой речкою,
За речкой Огуречкою
Побыть хотя б немножечко,
Хотя б не насовсем!
Найдётся та дорожечка,
Где дядям, детям, тётенькам
Идти путём коротеньким
И не плутать ни чуточки --
Помогут в этом шуточки.

                Как так? Не ловкость с фокусом?
                И что--не карта с компасом?
Нет -- смех туда ведёт!
Кому туда захочется,
Пусть грустно не топочется,
Пусть звонко расхохочется --
И тут же попадёт...
                Куда? Неужто--в Индию?
Нет, попадёт в Хихиндию!
Вот именно -- в Хихиндию!
И там друзей найдёт.

Неплохие стихи, но на мой взгляд, слишком длинные. Боюсь, что заскучает малыш к концу и будет скорее за радостным папой наблюдать, чем вникать в содержание! ))) А самое обидное - есть не совсем литературный оборот речи "кольцо ПОД ВИД тарелочки". Да и "грустно не топочется" - тоже не ахти...

6. Добытчик. Нина Матрохина   

Ваське мышь попалась в лапы.
Целый час прождав в углу,
Он её когтями сцапал
Возле шкафа на полу.

Мышь и писк издать не смеет,
Только кот у нас чудак -
Он мышей ловить умеет,
А вот съесть не знает, как...

Не учили мама с папой.
Но довольный, что поймал,
Кот прижал добычу лапой,
Лёг и тут же задремал.

Отлично - все требования к детским стихам соблюдены.

7. За окном. Зура Умарова 

Кто в окошко к нам стучится?
Это - храбрая синица.
Очень хочется ей в дом,
Познакомиться с котом.

Целый день она летала
И еду себе искала.
Приземлилась на окно,
Видит в баночке зерно.

Голодать не будут птички,
Воробьи, чижи, синички.
Им развесили кормушки -
Приходите все покушать.

Кот лежит, прищурив глазки,
С виду добрый,  как из сказки.
Только это – напоказ,
Когти спрятаны для нас.

Поохотиться желает,
Да стекло ему мешает.
Вроде рядышком еда -
КАК ОБИДНО, ГОСПОДА!

" С виду добрый,  КАК ИЗ СКАЗКИ" - мне кажется, в сказках бывают не только добрые коты - сравнение для доброты подобрано не лучшим образом...  Концовка "Как обидно, господа!" не совсем уместна в детском стихотворении. К кому здесь это обращение?

12. По грибы. Ирина Полюшко

Я грибок-боровичок.
Грел на солнышке бочок.
Подрасту ещё немножко -
Попаду в твоё лукошко.
     ---
В красной шапке мухомор
Щеголяет до сих пор.
Пусть грустит в лесу один -
Мухоморы не едим!
     ---
Бледная поганка
Плачет спозаранку.
От души разбитой
Стала ядовитой.
     ---
На пеньке сидят опята -
Развесёлые ребята.
Дождик взял большую лейку -
Умывает всю семейку.
     ---
Шляпки липкие маслят
Под хвоинками блестят.
Все иголки отлеплю,
Я, маслятки, вас люблю.
     ---
Рыжик улыбнулся
От улыбки дочки -
Ямочка на шляпке,
Ямочка на щёчке.
     ---
Ярко-рыжие лисички
Зажигаются, как спички,
И, как песенки куплеты,
Украшают наше лето.

Задача конкурса исполнена полностью, отлично!

13. Хорошо бы... Татьяна Шкодина 2   

Хорошо бы на камне сидеть большом
И мечтать о далеких странах…
А еще – расчудесно и хорошо
Шум прибоя хранить в карманах.

Это просто. И главное – так легко!
Я ракушку умею слушать:
Море в ней умещается  целиком!
И шумит, и  рокочет в уши.

Ну, а если вернуться к себе домой
В шумный город вдали от моря,
Там, в ракушке и осенью и зимой –
Волны с ветром соленым спорят.

"Расчудесно" - новообразование, в словаре это слово есть, но оно - не самый лучший выбор слова для детских стихов. В целом - качественная лирика скорее для школьника младших классов,  чем для малыша. Родителям очень понравится, а малыш его не запомнит...

14. Если я... Ура!! Фея Луны

Если не сбегу купаться,
Буду нянчиться с Наташкой,
Перестану я ругаться
С вредным Вовкой-второклашкой;
 
Если вымою посуду,
И полы, и даже мячик;
Если...
      В общем - если буду
Я во всём
           примерный мальчик,
 
Никогда не хлопну дверью,
Не ввяжусь в чужую драку...

Папа мне хоть не поверил,
Но вчера...
                Купил...
                Собаку!!!!!!

В целом - хорошо. Маленький недочет в построении фразы первой строфы -местоимение "я", выполняющее роль подлежащего, стоит в конце предложения - неестественный порядок слов (ему место после "если")....

16. Пусть осинка подрастёт. Валентина Калёва

У извилистой тропинки,
Что торопится к пруду,
Увидала я осинку -
Трепетала на ветру.
Из травы осина-кроха
Чуть виднеется пока -
Без друзей ей очень плохо:
Душат заросли вьюнка,
Оплетают паутинки,
Листик скрылся весь, почти...
Убираю все травинки,
Что мешают ей расти,
Тонкой палочкой снимаю
Паутинный переплёт,
Пусть осинка кружевная
Поскорее подрастет!
А осеннею порою
Все листочки-кругляши
Меж газетами укрою,
Чтоб на память засушить!

Хорошие стихи. Для подготовительной группы садика, для первоклашек - хорошие стихи! "Почти- расти" и пруду-ветру" - по разному звучащие рифмы, но это уже мои сверхпридирки! ))

19. Про котлеты. Николай Александрович Лосев 

У дворовой кошки Муси
Появилось пять котят.
Трудно Мусе, как мамусе,
Ведь котята есть хотят.

Если мне одну картошку
Постараться есть в обед,
Я смогу котят и кошку
Завалить горой котлет!

Жалко, папа всё заметил
И велел котлеты съесть.
Он сказал – растущим детям
Важно есть обед свой весь!

Папа для меня, ребята,
Пребольшой авторитет,
Но обидно, что котята
Остаются без котлет.

Впрочем, не было в запрете
Ничего про колбасу –
Вот её я завтра «детям»
На обед и понесу.

Не боюсь, что попадусь я –
С добрым папой жить легко,
Он ведь сам котятам Муси
Утром носит молоко...

Отлично. Ко всем выполненным требованиям, здесь еще и сюжет, воспитывающий доброту.

22. Говорил Дождёнку Дождь. Елена Толстенко

Говорил Дождёнку Дождь:
– Очень редко ты идёшь!
Ты бери пример с меня,
Я могу идти полдня,
После краткой передышки
Сверху вниз бегу вприпрыжку,
Для цветов устрою душ,
Разолью побольше луж.
Реки, ручейки, болота –
Это ног моих работа.
Вмиг отмою всех грязнуль,
Буль-
     буль-
          буль...

Тоже никаких претензий к исполнению.

24. Упрямый медвежонок. Лидия Крошнина

На сосне высокой плачет медвежонок.
Он медведь конечно, но еще ребенок.
Убежал от брата, убежал от мамы
Потому, что неслух да еще упрямый.

Повела их мама к озеру купаться.
Братец прыгнул в воду и давай плескаться!
Не хочу! Не буду! - Мишка раскричался.
Отбежал подальше, на сосну взобрался.

Братик накупался, заблестела шубка.
Мать зовет упрямца: Вылезай, Мишутка!
Не хочу! Не буду! - Мишка повторяет.
Что же будет дальше? Он пока не знает.

Долго ждать не стали и пошли к болоту.
Но идти за ними Мишке не охота.
Щурится на солнце, шишки вниз бросает.
Что вокруг творится он не замечает.

Налетела туча с дождиком и градом.
Испугался Мишка: Не хочу! Не надо!
Быстро слез на землю и бегом оттуда.
Мама! Где ты, мама? Я послушным буду!

Прибежала мама, обняла сыночка.
Здесь его упрямству мы поставим точку!

Мне, как взрослой, эти стихи понравились, а когда я проверила их на подходящем по возрасту слушателе, то он его в число наиболее понравившихся не отобрал, типа они  - родительское занудство. Может, мы "достали" своих детей своими умными поучениями? ))) И еще я бы прямую речь в кавычки записала, а то портит впечатление взрослому читателю...

26. Как достать луну? Марина Быстрова-Докс   

Папа с дочкой у окна,
В небе полная луна.
- Пап, достанешь мне луну?
Поиграю и верну.

Папа смотрит виновато:
-До луны далековато,
Не умею я летать,
А руками не достать.

-Ладно, папа, не грусти,
Может, швабру принести?…

Анекдот для мамы и папы, но малышам тоже нравится. Без претензий к исполнению.
 
27. Послушная Таня. Вера Да Юра 2

У маленькой Тани
конфета в кармане
нарядной обёрткой чуть слышно шуршит,
а кажется Тане -
конфета в кармане
тонюсеньким голосом ей говорит:
"Послушай Танюша,
пожалуйста, скушай,
как можно быстрее, меня на обед.
Ведь знают все дети,
не сыщешь на свете
вкуснее еды, чем еда из конфет".
Но наша Танюша
умна и послушна -
сначала ей надо доесть бутерброд.
Послушная Таня
конфету достанет,
но кушать не станет,
а только лизнёт!

Ровесники Танюши одобрили и согласились с ходом мысли Танюши, что, несомненно, успех. ))

29. Щенок и звонок. Галина Шестакова 4

В одной квартире жил щенок,
Малюсенький щенок.
А у дверей висел звонок,
Малюсенький звонок
Динь-динь, динь-динь - сказал звонок,
Гав-гав – сказал щенок.
Давай дружить – сказал звонок,
Давай – сказал щенок,
Звонок звонил, щенок скулил
И лаял и рычал,
Звонок звонил что было сил,
Щенок скулил что было сил,
Звонок устал, щенок устал
И лаять перестал.
Звонок висел, звонок скучал,
Щенок не приходил.
Щенок молчал, он крепко спал,
Он выбился из сил.

По форме это мне напомнило что-то очень знакомое  из детских классиков (м.б.  "...сказал Финдлей" С.Я. Маршака?), - и это единственное, что мешало оценивать. В остальном понравился и сюжет, и язык, и рифмы.

30. Я сам! Фрида Полак   

Рассердился…  Хлопнул  дверью…
                Почему?
Потому  что  я  не  верю 
                никому!
Сказку  на  ночь  обещали 
                почитать,
А  теперь: «…Мы  так  устали!..»
                Вот  опять
Папа,  бабушка  и  мама,
                и  сестра,
Как  назло,  твердят  упрямо:
                «Спать  пора!
Знаешь  ты  все  книжки  эти 
                наизусть.
Спят  давно  в  кроватках  дети…»
                Ну,  и  пусть!
Вы  считаете,  я  ною? 
                Всё  – каприз?
Погодите, я  устрою 
                вам  сюрприз!               
Завтра,  после  всех  занятий 
                в  детсаду,
Свой  «Букварь»  и  две  тетради 
                я  найду.
Показала  буквы  Мила 
                мне  давно,
И  записывать  учила 
                заодно.
А  в  компьютерной  программе
                «Детский  мир»
По  слогам  читают  с  нами 
                «Мой-до-дыр».
Так  что  грамотным  я   стану 
                скоро  сам
Сказки  выучу  на  память…
                по  слогам.
А  попросит  брат  под  вечер 
                почитать, –
Я  по-взрослому  отвечу:
                «Марш  в  кровать!»…

Не поймешь, для кого эти стихи: для малышей, или все же  для взрослых, которым очень хочется поведать миру о своем вундеркинде!! ))  Хорошие по исполнению стихи.

32. Каша. Ольга Альтовская

Кашку  барашку
Положили в чашку.
Дали кашку белочке
В беленькой тарелочке.
В жёлтенькой – для Людочки.
Где же каша Тёмочке?
Вот она – на блюдечке
С голубой каёмочкой!

Стихи для самых маленьких, стихи- потешки. Нужный жанр!

33. Как пёс Барбос съел осу. Наталья Ефремова Ярославль   

Жил на свете пёс Барбос,
Любопытный чёрный нос.
И однажды этот пёс
Сунул морду в домик ос.
Мы заметили осу
У Барбоса на носу,
Не успели СДЕЛАТЬ ХОД,
Как Барбос разинул рот.
Думал, ест он колбасу.
Ам! И проглотил осу.
И теперь наш пёс Барбос,
Словно старый пылесос.
Испугался даже кот –
Так жужжит у пса живот!

Почти ужастик! ))) Здесь я фразу "сделать ход" не поняла...
 
37. А сказки мамины про фей. Василий Пузырёв   

Велела спать ложиться мама,
Но я ответил ей упрямо –
Раз мне не дали доиграть
Назло не буду засыпать.
Могу закрыть я даже глазки,
(так интересней слушать сказки)
Но хоть разок да прошепчу,
Что спать нисколько не хочу.
А сказки мамины про фей,
Про ребятишек и зверей…
Себя я в сказке представляю
И незаметно засыпаю.

Ничего не могу сказать, кроме "сойдет". Почему-то не люблю слово "глазки", употребленное в первом лице, даже, если оно вложено в уста ребенка. Но для ребенка ли это написано? Или все-таки для взрослых, как умильный рассказ о своем ребенке?

38. Юля на прополке. Елена Иванова-Сульдина 

Юля – вовсе не грязнуля,
Сарафан помят у Юли,
Расплелась коса с заколкой –
Юля занята прополкой!

Выдирает все травинки
И бросает на тропинку.
Оставляет Юля ловко
Только хвостики морковки!

Никаких претензий - все замечательно!

45. Радуга. Попова Наталия Борисовна

Красный, оранжевый, желтый, зелёный,
Синий, сиреневый и голубой -
Небо раскрасил художник весёлый.
Красный, оранжевый, желтый, зелёный...
Мост перекинулся в сини бездонной,
Радуга в небе сияет дугой -
Красный, оранжевый, желтый, зелёный,
Синий, сиреневый и голубой.

Жаль, что здесь цвета называются не в порядке спектра, а то было бы лирической заменой фразы "каждый охотник желает знать, где сидят фазаны" - для школьников. Как лирика - милая зарисовка. Как стихи для малышей - не уверена.

49. Наоборот. Мари Полякова   

     Жил на свете рыжий кот,
     Звался он - Наоборот.
     Он с мышатами дружил,
     Прямо к норке сыр носил,
     Им таскал зерно и крошки,
     Охранял от злющей кошки.
     На сметану не глядел:
     "Лучше б я салата съел!"
     Воробьёв катал на спинке,
     Спал с цыплятами в корзинке.
     В мяч играл он с малышами,
     Шевелил для них ушами.
     Вот какой чудесный кот -
     Рыжий кот Наоборот!

Дети любят про абсурд - весело, ярко (вспомним "Путаницу" Чуковского). И добрый сюжет есть, и исполнение нормальное.

53. Коротышки на буквы алфавита. Санди Иданс 

Богатство бабки Ёжки:
браслеты, бусы, брошки.

***
Воронёнок диво видел:
волк вязал волчонку свитер.

***
Гром гремит. Гогочет гусь:
-Га-га-га – грозы боюсь.

***
Сжимая скрипку и смычок,
сидит на сундуке сверчок.

Такие стихи пригодятся малышам при изучении букв Б, В, Г, С... Никаких претензий к исполнению. В изданных книжках я часто находила  просто идиотские по смыслу стихи-запоминалки к буквам, а тут все уместно. ))).

61. Грибы. Павел Великжанин   

1.
Этот дождик так мал,
Он почти что и не был.
Он не шел, а хромал,
Еле капая с неба.

Мы не прятали лбы
От бесшумной капели,
И одни лишь грибы
Дружно шляпы надели.
2.
Под березой – подберезовик,
Под осиной – подосиновик,
Между ними в шляпке розовой
Мухомориха красивая.

На пеньке – опенок маленький,
А пудовые – хоть взвешивай!–
Грузди сели на завалинку
У кривой избушки лешего…

Еще один набор стихов про грибы (см. выше  номер 12, Ирина Полюшко), но эти почему-то члены жюри оценили меньше, хотя они куда поэтичнее, ярче. Возможно, потому,  что они больше предназначены для школьников, для тех, кто уже способен услышать музыку речи и оценить более сложный ритм.

62. Отплываю в сказку. Елена Долгих 

На кораблике БУМАЖНОМ
Отплываю в сказку.
Встречу грозных великанов,
Фею, Златовласку!

Меч ПЛАСТМАССОВЫЙ со мною,
Отстою принцессу!
Усмирю дракона злого
На опушке леса.

Подружусь с Ягой и Лешим.
Ну, а что такого?

…Улыбнулась мама: «Вова?
Размечтался снова?»

Да, мы, взрослые такие, без романтики уже... ))) По исполнению - без замечаний, разве только "меч пластмассовый": вряд ли ребенку (раз написано от его лица)  важно это уточнение, из чего сделан его меч (или кораблик), тем более, если меч - из пластмассы. Для ребенка  всякий меч и всякий корабль -  настоящие.

63. Лунная лиса. Рамина Джасс

Солнечный зайчик - такой шалунишка
Весело скачет по комнате он.
То познакомится с плюшевым мишкой,
То пробежит по стене на балкон.

Будит меня по утрам осторожно,
Теплою лапкою тронув за нос.
Днем в догонялки ИГРАТЬ ВМЕСТЕ МОЖЕМ,
Пусть мне его не поймать и за хвост.

Но УБЕГАЕТ за солнцем вприпрыжку
Резвый дружок мой под вечер СКОРЕЙ. (разнесенность, инверсии порядка слов !!!)
Что так пугает зайчонка-трусишку -
Темные комнаты, свет фонарей?

Может быть, звезды ему не по нраву?
Прячется, видно, от ЛУННОЙ ЛИСЫ!
Той, что стучится в ОКОННУЮ РАМУ
Ночью и дарит всем рыжие сны.

Слишком длинная строка, чересчур много лирических украшений и сложный порядок слов в предложениях - не везде естественный, с инверсиями в угоду ритму - такие стихи не захочется ребенку выучить... Лирики больше, чем действия, сюжета...

65. Мой кораблик! Ольга Погорелова

Мой кораблик! Ты бесстрашно
По волнам ручья летишь!
Ничего, что ты – бумажный!
Ничего, что я – малыш!

Мы с тобою скоро станем –
Лишь немножко подрастём! –
Я – отважным капитаном,
Ты – огромным кораблём!

Почему-то это понравилось более всех других. Все замечательно.

66.  Облепиха. Еленапопова

Бусы яркие надела,
А весь год стояла тихо.
И когда поспеть успела
Задавака-облепиха?.

Наклонилась низко ветка,
Грозди рыжие пылают,
Потому её так метко
Облепихой называют.

Обрела малютка силу,
Подтянулась недотрога.
У неё я попросила
Дать мне ягодок немного.

Попыталась выжать масло,
Получилось полстакана.
А зачем? И так всё ясно —      
Заживлять зверушкам раны.

Красивые обучающие стихи для мл. школьников. Малышам, если и понравится, будет скучно слушать. А для школьника - отлично!

68. Художница-осень. Марина Чирва

У осени ранней богата палитра:
По небу лазурь голубая разлита.

Чуть ниже - листва золотым переливом,
Багрянцем и медью играет красиво.

А гроздья рябины - оранжево-красным,
Горят, как костёр, тяжелы и прекрасны.

Увядшие травы сухи и понуры,
Окрашены в охру, зелёный и бурый.

Мешает оттенки художница смело,
Рисует талантливо, быстро, умело.

Ну вот, наконец-то готова картина.
А подписью в правом углу - паутина.

Это совсем не для малышей - взрослая лирика с тропами. Может, и хорошие стихи, но не для этого возраста и конкурса.
****************************************************
Вот и все 28 номинированных в этом конкурсе произведений. Вам они понравились? Надеюсь, и конкурс - тоже?

Осталось сравнить его конкурсом "Стихи о дошколятах", рассмотрение  которого еще ярче покажет нам отличие стихов ДЛЯ ДЕТЕЙ от стихов О ДЕТЯХ. Ждем итогов голосования по последнему.

С уважением, Ваша АлКора, 10.10.16.