Музыкальный очерк 2. Осенние эскизы

Маргарита Мендель
«ОСЕННИЕ  ЭСКИЗЫ»
Камерные вечера: поэзия струнных

«Filarmonica»–квартет:
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель
 
Марина Якушевич, художественное слово

***

Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
Красная осень. Д. Самойлов


  12 октября на Круглой сцене Государственного концертного зала им. А.М. Каца квартет «Filarmonica» и Марина Якушевич представили новую программу поклонникам изысканной камерной музыки и ценителей философской лирики – «Осенние эскизы».
  С уверенностью можно сказать, что первый концерт цикла «Камерные вечера: поэзия струнных» надолго запомнится тем, кто в этот холодный октябрьский вечер рискнул окунуться в глубину эстетического познания, путешествую по рифам интеллектуальной агогики и художественных абстракций, образов и метафор. Растворяясь в пронизывающей россыпи звуков и постепенно теряя ощущение пребывания в вакуумной реальности, боясь нарушить гармонию, рождающуюся на сценической площадке, ты невольно замираешь, и физическая реальность существования будто бы опрокидывается, переворачивается с ног на голову. Мир дематериализуется, ты на мгновение исчезаешь и вдруг возникаешь ниоткуда, заново перерождаясь, словно столп света или сонмы красочный мелодических букетов. Концерт – фреска философской эксцентрики с флюидами мистицизма и таинств в тончайших переплетениях акварели звуков и ароматов осеннего сада, душистого дыма и медовой свежести, пьянящей терпкости опавших листьев и смолистых сосен в едва уловимом шелесте ветра, что запутался в локонах туманного утра.
  Andante cantabile Чайковского – пролог сказочной поэмы, связующая красная нить с драгоценными жемчужинами, перламутром звука, искусно вплетенного в поэтический венок вечера. Программа – абсолютно удивительная. Поэзия же многолика, многогранна, как искрящаяся бриллиантовая дорожка от древних времен Китая Бо Цзюий и Лю Юйси до почти современной и созвучной нам стилистической семантики Давида Самойлова. Рильке, Верлен, Бродский, Пастернак, Ахмадулина – и это далеко не все, чей поэтический глас открывал нам вечность и красоту природы.
  Третья часть струнного квартета Дебюсси – осеннее море Айвазовского, чародейство палитры и спектров от зеленовато-оливковых тонов до небесной лазури хрусталя над сизыми волнами. Allegro из «Осени» (соло Оксаны Анисимовой) и Adagio – Presto из «Лета» (соло Валерия Карчагина) Антонио Вивальди в квартетном изложении – параллели обуревающих благородных эмоций и долгих размышлений – крылатых и экспрессивно-живописных.
  Фрагмент из квартета «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна – леденящий душу, глубинный трагизм (на первый взгляд не свойственный композитору), животрепещущий и всеобъемлющий с взволнованной осенью черноплодной горечью. И после – «Ария» Глюка – кристальная прозрачность, растворяющаяся в вышине ностальгия – ее дыхание и трепет… а между тем здесь нашлось место и для джаза – осеннего и теплого, пурпурно-золотистого, подсвеченного солнцем – квартетом «Filarmonica» были исполнены композиции Юрия Поволоцкого. И не случайно одна из них, закольцовывающая сегодняшнюю сказку, имела название «Мечты». Ведь человек без мечты, что птица без крыльев, а, значит, наш фантастический полет к космическим безднам олимпа музыкальных созвездий с «Filarmonica»-квартетом продолжается, набирая высоту 25-го юбилейного сезона.
  Это был один из тех концертных вечеров, посетить который искушенным ценителям прекрасного было жизненно необходимо. И невозможно не восхищаться мастерством артистов музыкально-поэтического квинтета.
  Браво, Марина Якушевич! Браво, «Filarmonica»-квартет!



          М. Мендель. Октябрь, 2016 г.