Я хотел изменить свою жизнь, но не такой ценой

Николай Таранцов
       /рецензия на фильм Бальтазара Кормакура «Свадьба белой ночью»/


Фильм Бальтазара Кормакура «Свадьба белой ночью».

Фильм о поиске, поиске себя, поиске своего творческого начала, смысла жизни своей, и прочих весьма непростых вещах, о коих нам предстоит ещё узнать, /сюжет фильма, кстати перекликается с сюжетом пьесы Антона Чехова «Иванов»/.

Бальтазар Кормакур исландский актёр и режиссёр, так же пишет сценарии. Сын известного художника Бальтасара Сампера. Закончил Исландскую национальную академию изящных искусств. Один из самых признанных театральных режиссёров Исландии, и так же один из самых известных актёров молодого поколения.

Начнём с самого главного, это очень красивое кино, /природа северного острова, море, белые ночи/, а ещё и музыка, и сама атмосфера, и что-то неуловимое, я бы сказал даже флюиды тепла душевного.

Исландия, /страна льдов/. Остров Флэти, /может кто не знает, Исландия, островная страна, вроде как, Япония, только с другой стороны земного шара/. Когда-то здесь что-то было, жизнь бурлила, нынче захирело. Остался какой десяток старых домов, какой десяток, а то и того меньше жителей, церковь со строительными лесами, /ибо ремонт, какой год/. Вот сюда, на родину своей бывшей жены приезжает бывший профессор философии Йон Йонсон, /Хильмир Снайр Гвюднасон/. В центре сюжета свадьба, /точнее ночь перед свадьбой/ Йона и его студентки Торы, /Лаувейя Элиасдоуттир/. Параллельно мы стаём свидетелями последней ночи Йона и его бывшей жены Анны, /Маргарет Вильхьяулымсдоуттир/. Дело в том, что Анна была психически больна и покончила жизнь самоубийством. Йон же был косвенно виноват в её смерти и осознание этого факта е даёт ему покоя.

Йон человек творческий, /пишет книгу, или пытается писать/, Анна тоже человек творческий пыталась писать картины, /инсталляции из водорослей/. Возможно именно соединение двух творческих начал приобрело со временем разрушительную силу, а может несоответствие миров реальных и вымышленных, ожидание, /поиск/, идеала, поиск себя, своего места в жизни не дал узреть главного. А понимание этого главного, /позднее понимание/, принесло с собой вину, неудовлетворённость жизненную, боль душевную и прочее, прочее, прочее.

Автор понимает очень сложный вопрос. Как соединить в себе, /и не только в себе/, два жизненных вектора любовь и искусство. Как? Когда во имя и того и другого нужно отдать себя в жертву, причём без остатка. Понимая это, Йон пытается отказаться от свадьбы, но невеста, родственники и друзья, собравшиеся в церкви иного мнения. И они в меру своего понимания жизни правы. Человек рождается на этот свет, женится, /выходит замуж/, рожает и воспитывает детей и умирает. Так было, будет, так должно быть. Всё остальное твои, внутренние проблемы. И с ними тебе предстоит разбираться самому, /по ходу жизни/.

«Жизнь не даёт простых ответов, а задаёт сложные вопросы. Цель жизни не смерть, даже если на ней всё и заканчивается. Так же, как и счастье, и любовь ни являются, ни смыслом, ни целью жизни человека».

© /цитата из фильма/

Вот так, да?

Богу, богово, а тебе, /уж, коль на святая святых замахнулся/, весь ворох проблем душевных в придачу. А ты думал, так помарал бумагу и нетленка, /или бестселлер/, да на века вечные, да в классику. А заплатить? Жизнью своей неудавшейся, мечтами несбывшимися, любовью потерянной, счастьем упущенным. Впрочем, что касаемо любви и счастья, тут тоже не всё просто.

«Непрерывное состояние любви и счастья это скорее утопия. Это скорее то, чего мы непрерывно желаем. Если человек абсолютно счастлив больше 10 минут, значит, он определённо слабоумный».

© /цитата из фильма/

Так, что забудь на время всё, что я сказал и живи. Живи, люби, твори и не пытайся быть счастливым, дабы в погоне за оным его же и не потерять.