Дед

Ольга Смирнова 8
Всем вокруг давно - Дед,
Хоть не стар и не сед,
Просто вышло,
Что все вокруг - "внуки".
Всем поможет во всём
И на помощь зовём
Чудо-мастера,
Золото - руки!

Трудоголик наш Дед.
Знает этот "секрет"
Городок наш
От стара до млада
И, чтоб Дед не скучал,
И кто стар,
И кто мал,
Ему ищут работу -
На радость!

Коль так нужен всем Дед,
Не считай сколько лет!
Ты живи лет пятьсот
Без обид и невзгод!
Говорим, не шутя,
Мы все любим тебя!
Подписаться готовы
Все дружно:
- Нам нельзя без тебя.
Никому! Никогда!
Очень всем ты нам,
Дедушка, нужен!

Когда писались эти строки на его 75-летний юбилей 7 марта 2006 года, как-то верилось, что он и правда будет жить, если не вечно, то очень долго. Никогда особо не жаловался на здоровье, в больницу вообще не ходил.
Выше среднего роста (по новым данным - среднего)*, голубоглазый, крепко слаженный, с шевелюрой рыжеватых волнистых волос. Был он 1931 года рождения.  Все называли его Дедом, с момента появления его первой внучки, не за возраст, а за степенность, за мудрость.
 
    
А про своё детство, когда рассказывал, у нас до слёз доходило. Рос сиротой. Пока бабушка была жива, ещё сносно, но и та вскоре умерла.      
Штаны из мешковины, на веревочке через плечо. А рубаха с чужого плеча. Жил по дворам: то у одних, то у других. Делал, что велели. За то и кормили. Кормили очень скромно.

Жил одно время в семье, где много детей было. Те и сами ели не разносолы, а приёмышу - хлеб, да картошку. Как-то на праздник хозяйка пироги пекла с картошкой.
- Думал, слюной изойдусь! Все дела аж бегом делал, а как есть сели, всем после похлёбки по пирогу раздали, а мне, как всегда: кусок хлеба, да картоха в мундире. Глотал вперемежку со слезами от обиды. А потом, тихонько, пирожок стащил - не удержался! - вздыхал грустно и, помолчав, добавлял, - ну, чё я не заработал что ли?
С тех пор пироги с картошкой так для него любимыми и остались.

С шести лет овец пас, а в десять уже и на трактор посадили.
Всю жизнь в работе.

Самыми светлые воспоминания у него были об армии. Там с пареньком сдружился. После окончания службы вместе с другом в наши края и приехал. На работу устроился, с девчонкой познакомился. Так здесь и остался.

Женился. Дочка родилась. Дом построил. Вначале маленький: комната и кухня. А потом на соседнем участке добротный на три комнаты, да с банькой, гаражом, погребом и другими постройками.

Никогда не пил, не курил. Работал шофёром. Лес возил всю жизнь. Точнее, столбы. За хорошую работу был премирован талоном на покупку автомобиля "Жигули".

Всё бы хорошо. Дочь вырастили красавицу. Выучили. Замуж отдали. Жить бы да радоваться, внуков ждать, да жену Татьяну хворь одолела. Мигом "сгорела и ушла".
А лет то им всего ничего было, чуть больше сорока.
 
С нашей мамой его познакомила младшая сестра Татьяны. Точнее, подстроила так, чтобы они "случайно" встретились.

Мама, намаявшись с нашим "родненьким" и, спокойно вздохнувшая только после развода, так на повторный брак и не решилась. Но, со временем, они всё же стали жить вместе и без документального подтверждения их "отношения" продлились тридцать один год.

Нас с братом за эти годы ни разу не обидел. Помогал, чем мог. Только благодаря Деду, мы отремонтировали и достроили с мужем свой дом, а с моим младшим братом, они с нуля выстроили дом на две квартиры чуть позже. В одной половине до сих пор живёт семья брата, а во второй - старшая внучка Деда, в честь рождения которой он и получил это звание, на долгие годы заменившее ему имя замысловатое и непривычное для наших мест - Илларион Карпович. И до радостного события редко кто по имени его окликал. Карпычем звали, а тут так и приклеилось - Дед! Он никогда не противился. Так с сорока с небольшим для всех Дедом и стал.

Никогда не видели его отдыхающим. Всё что-то делал, чинил, строил. Всё время приговаривал:"Живу, пока работаю!" Так и было.

И умер в подполье с картошкой в руке - набирал для проращивания - на посадку.
Тромб оторвался.

Уже более десяти лет прошло с того рокового дня - 26.04.2006, а всё не верится. Кажется, что он просто вышел ненадолго, где-то что-то строит.
Просто занят.






* В 1960-е годы, по данным Всемирной организации здравоохранения, средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин — 157 см. В течение следующих 50 лет рост и мужчин, и женщин увеличился примерно на 10 см: по данным на 2013 год, средний рост мужчин в России составлял 178 см, женщин — 166 см.