Про кооператив

Виталий Шведов
          ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ
Кооператив – основанное на членстве объединение людей или организаций, созданное для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов. В основе деятельности кооператива лежит основной принцип: добровольности и один пайщик кооператива — один голос, что в корне отлично от «власти» капитала в управлении хозяйственными обществами.По своему типу кооперативы могут быть производственными  и потребительскими, где не требуется обязательное трудовое участие членов в хозяйственной деятельности кооператива. Производственные кооперативы являются коммерческими организациями, основная цель их деятельности: максимизация прибыли. Потребительские кооперативы – некоммерческие организации, они создаются для удовлетворения материальных и других потребностей своих членов и не имеют цели извлечения прибыли. Обслуживающие кооперативы осуществляют транспортные, ремонтные, строительные и другие работы и услуги. Например, гаражно-строительный кооператив объединяет владельцев гаражей, расположенных на отдельной территории. Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации, следовательно, она посвящена кооперации вообще.  Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве  роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов. Но и его собственный  замысел  соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным в условиях государственного монополизма.
Во- первых, попытка полного, «поголовного» кооперирования населения России осуществлялась с нарушением основного принципа добровольности, с перегибами (принуждение какой-то части  населения) на местах. В результате подлинная кооперация была превращена в псевдокооперацию.
Во-вторых, о каких правах могла идти речь, если средства производства этих кооперативов (станки, тракторы, комбайны) принадлежали государству, закупки производило государство по таким ценам, которые не позволяли кооперативам богатеть, а его членов превращало в придаток этого производства.
В-третьих, сложность кооперативного движения заключается в самой политической системе. Не могут интересы кооператоров совпадать с интересами государства. Это приводит к борьбе за власть, к которой стремится олигархия.
Олигархия -  политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и скорее обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. (Материал из Википедии).
Есть и другие, на мой взгляд, сложности кооперативного движения, связанные с уровнем развития цивилизации, культуры и духовности общества.
Не могут законы, существующие в государстве быть справедливыми ко всем слоям общества, а политическая система обеспечивать равноправие и законопослушность представителей этих общественных объединений. Да и уровень сознания, порядочности и волевых качеств отдельных граждан свидетельствует о том, что человек – существо очень слабое, способное совершить подлость и аморальные поступки. Мы живём отдельным  мирком, в окружении себе подобных людей, в рамках общепринятых устоявшимся образом этических норм и соответствующей морали. Со временем меняется не только количество населения, но и его качество. Кто-то попадает в «сливки общества», кто-то деградирует до звериных инстинктов. История повторяется. Невежество попадает во дворянство, а богатые  плачут от  своих  проблем! Вот тут то и возникает гамлетовский вопрос и классическая проза  жизни «Что делать»?  Каждый философ, создавший учение и свою школу, открыл дорогу в своё созвездие. А свобода человека заключается в праве выбора этого пути. По своему уровню развития люди попадают  в то измерение, которому соответствуют их личные качества и убеждения. Этот закон придуман не человеком. Это кармический закон - Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Что же касается кооперации, по-моему, это –  промежуточная стадия общественного развития, получение опыта общественных отношений, возможность вложения средств и способностей для своей и общественной выгоды. Опыт, приобретённый в псевдокооперативе, тоже опыт проб и ошибок, который идёт нам только на пользу! Мы объединяемся, чтобы быть сильными, выстоять в борьбе за выживание, помогая друг другу не только материально, но и духовно.
В этом объединении распределяются функции и обязанности каждого его члена, проверяются умение, нравственные и волевые качества. Совершенствуются навыки и мастерство. Оценивается активность, стимулируются заслуги. Случайные люди здесь отсеиваются сразу. И только тогда, когда роль лидера перестает выполнять объединяющую функцию или достигнута поставленная цель, кооператив распадается, меняет форму общественных отношений.

 Стремление богатым стать –
 Великое, благое дело.
 Богатый, значит подражать,
 Как Бог, творить добро умело.
                Пример - наставника призванье.
                От Бога все передает:
                Свой опыт, мастерство и знанье,
                Что получает, отдает.
 А  в деле этом есть корысть?
 Богатство выгоду дает?
 Оно должно нас прокормить,
 Достойно жить людей зовет.
                А человек нечестный, лживый
                Себе на душу грех берет,
                Когда он с умыслом наживы
                Богатство у других крадет.
 Бывает бизнес честный, чистый,
 Хотя использует других.
 И этот бизнесмен «корыстный»
 Своим трудом же кормит их.
                А если со своим богатством
                Вдобавок добрыми всем быть,
                Уметь делиться честно с братством,
                И лоботрясов не плодить?
 Так человека Бог устроил –
 Иметь во всем свой интерес.
 Но грешник  совесть успокоил,
 Когда в него вселился бес.
                Не вынесла душа у многих,
                Но не позора, а обид.
                Нарушив нормы правил строгих,
                Продажной стала и дрожит.
 Не грех богатым быть, стараясь
 От Бога истины все чтить.
 Но грех людской, в деньгах купаясь,
 Без совести и чести жить.