Цикл семь камней гранита

Михаил Польский
Из Ури Цви Гринберга (иврит)

ЦИКЛ “СЕМЬ КАМНЕЙ ГРАНИТА”

На поле печали сиянье цветов на крови и слезах.
О, Б-же стремлений, поможешь ли в этой кручине?
И всё, что доныне не смели – посмеем отныне.

(1)

СУДЬБА НАРОДА

Распростившись с мечом, строит свой
Дом, не слыша галутный вой:
Вой народа в день гнева, вой каждого в нём.
Вой молелен и вой грудничков.
Вой костей-черепов под чужим колесом.
Вой скотов, вой ручьёв средь лугов.
Вой водицы речной, рыбий вой под водой.
Вой деревьев и птиц над гнездом.
Вой засеянных нив, вой высоких хлебов.
Вой влюблённых, вой лучших стихов.
Вой органов и ртов, плоти вой...
Кроме омута слёз никуда от врагов
Никому – только выть бы как зверю ему
В кровь свою угодив головой...

Оригинал и пр.:

(2)

САМОЕ-САМОЕ...

Кто с оружьем идёт воевать за народ
любит жизнь много больше, чем тот,
кто меча не берёт, воевать не идёт –
грусть и радость свою бережёт..

У бойцов величайшая к жизни любовь,
Не щадят живота за народ,
отдают они самое-самое вновь:
кровь – –

Весел каждый герой, если даже порой
китель в дырах – величье на нём.
Он не зря опоясан мечом..

Голод-жажда не властны над ним.
Его сила – Иерусалим.
Господин – все склонились пред ним.
Как Давид умудрён и любим – –

Он всё тот же, Кнаан покоривший народ.
Жив Израиль! И там же живёт –

Оригинал и пр.:

(3)

ЖИВУЩИЕ БЛАГОДАРЯ ИМ, ГОВОРЯТ

Они избраны были славить, их голос смолк.
То потомков царя Давида полёгший полк.
И придя, как тогда Давид от быков-овец
Они славят Тебя из праха, Святой Творец!
Они стали не перегноем, но прахом дивным
Из которого встал Адам и в который лёг,
Из которого вечный Храм и скала под ним,
Чтоб из праха вечно звучали гимны.
А без Истины их, какой в этой жизни прок?
Без сияния – дара их – мы не устоим,
Мы, живущие благодаря им, невинным.

Видящий их сквозь прах – непобедим – –

Оригинал и пр.:

(4)

ПЕСНЬ О ЛИКЕ ЛИЦА

То, чего не вернуть, вечно дорого нам.
В лучших напевах болит и рыдает оно.
Но то, что можно постичь, то, что в будущем суждено,
желанно, царственно, злато-пурпурно оно.
Настоящее нам, словно поле сраженья, дано.
В лучших напевах грядущее слышим – там живо оно.
В милости Б-жьей и ярости живо оно.

Наше прошлое с нами о будущем говорит:
О величии, царстве и чудесах… Да!
О, поколение воли-власти-суда! –
О, воплощенья знамений яростные года!

Не лицо, которое перекосил страх,
форму которого вылепило ярмо:
ЛИК ЛИЦА – гранит, а не прах.
Наше прошлое в нём с будущем говорит.

Лик озарён не отсветом “статус-кво” –
То сияет от Синая до Синая Синай,
И душа поколения рвётся за край –
из теснины к вершине! Из ада в рай!

Оригинал и пр.:

(5)

ЗНАМЁНА ИЗРАИЛЯ

Что за символы вышиты были на тканях победных знамён,
Тех, что юный народ над пустыней и царством вознёс?
Благословляя, кому уподобили нас
Праотец и Законоучитель?
Благословения их –  символы наши с тех пор:
Змей, Лев, Орёл…
О, цари Иудеи! О, Израиля цари!
О, скосивший знамёна, проклятия серп!
Символы народа побеждённого –
Белая голубка и овечка бедняка…
Воркованье, блеянье, страх – –
Но, согласно закону вращения сфер,
Вернётся к нам День вознесенья знамён
В доме своём и с мечом своим –
Ворон на знамени осенит батальон
Что возвестит осень врагам.
«Крах!» на их головы – «Крах! Крах!»…
Помним воронов каркавших «крах!»
Нам в семидесяти снегах,
И клевавших глаза мертвецам – –

Оригинал и пр.:

(6)

ГЛАЗА ДУШИ В ПЛОТСКИХ ГЛАЗАХ

Пришедший на факела свет, что держу над собой,
забудет свой дом и оставшихся в нём.
Глаза прозревают: всё то, что пред ним –
тщета, преходящее, дым...
Но выше и шире и глубже того
снега первозданных вершин,
сиянье рассветных небес над следами лавин.
Мечта, через сердце войдя, воцарилась в крови,
и плоть устремилась за ней по дороге
огней – –
Плывут вдоль дороги виденья деревьев и рек,
и птичий базар затихает у нас за спиной.
И только орёл перед нами объят синевой –
и крыл его царственный взмах
в рассветных лучах.

Оригинал и пр.:

(7)

ВОСТОЧНЫЕ СКЛОНЫ ИЕРУСАЛИМА

Отрада глаз моих – листва садов
                и гроздья облаков по небосводу,
но рыбьих плавников
                и спин,
                блеснувших и ушедших в тайну-воду
на склонах, Иерусалим,
                твоих –
                не видел сроду.
Здесь край пророческий…
                охряно-золотой
                и бело-серый в ясную погоду.
Багрянец и пурпУр под синевой
                вечерних сумерек свою выводят ноту.
Как будто шкурами былых оленей, львов
                покрылись горы, изменив природу:
на них прилечь и возлежать готов
с опаской, что поднимутся, чтоб шкоду
нам учинить –               
                олень и лев – народу
возлёгшему –
                воспрянув к небосводу! – –
А может быть, мы сами воспарим,
                почувствовав крылатую свободу:
стемленье наше – в Иордана воду,
чтоб освятился Иерусалим –
                плоть наша, одолевшая невзгоду.

Оригинал и пр.: