Между Светом и тьмой

Елена Фокина2
Ранним погожим сентябрьским утром дверь музея открылась, и незнакомка решительно переступила порог. Она внимательно оглядела присутствующих и озадачила вопросом: «С кем я могу говорить? Кто из вас интересуется живописью?». Оказалось, подруга Лидии, именно так звали гостью, Вера Ярославцева (Коваль), художница Алтая, писательница, бывшая жительница Краснотуранска, поручила ей передать землякам диск с репродукциями картин и свою книгу «Когда не ждешь». На титульном листе сборника надпись автора чернилами: «Музею села Краснотуранск. С уважением к месту проживания моих родных» и уточняющая приписка карандашом: «На стр.157-161, 175 описаны окрестности села Краснотуранск».
Как мало знаем мы друг друга, как редко заглядываем в глаза окружающих, боясь подглядеть то, что является истинной сутью человека, и порой, пропускаем нечто важное. Вот и гадаем сегодня, где, когда, в какой момент, обыкновенная девочка Вера, выпускница Краснотуранской школы, дочь Александра Никитовича Коваля, превратилась в волшебницу, дарящую людям мир необычайных красок, мудрости, света и любви.
Вера Ярославцева (Коваль) живет и творит в горном Алтае. Сегодня имя художницы достаточно известно в определенных кругах, у нее есть свой сайт, где ценители живописи могут любоваться ее творчеством. Ее работы особенные, на полотнах удивительным образом сплетается воедино прошлое и будущее нашей планеты, остро ощущается присутствие Вселенной, дыхание Космоса. От картин невозможно оторвать взор, они, тягуче плывут, затягивая в нереальность. И, вдруг, в какое-то мгновение, кажется, ты  внезапно попадаешь в волшебный мир грез или ночных сновидений, в которых реально присутствуют жители параллельных миров, пришельцы с других планет и люди всех рас и национальностей, в которых время движется не только вперед, но и назад. В этом мире Темное начало, соединяясь со Светлым, растекается всеми немыслимыми красками. И все это волшебство вращается в строго заданном порядке по спирали, устремляясь вверх, к тому, кто стоит над всем сущим, к Всевышнему.
Возможно, стилю творчества художницы способствует место, где она творит. Ведь недаром одним из мест расположения загадочной  Шамбалы считают Алтайские горы.  Над тем, является ли мифом или реальностью классический пример загадок Азии – земной Рай Шамбала, ломают головы многие годы не только искатели приключений и фантазеры, но и ученый мир. Об этой дивной стране говорится в древних восточных текстах, а последователи Агни Йоги рассматривают Шамбалу как обитель высших существ. Момент, когда количество экспедиций, желающих проникнуть в страну Чистых сердцем, умеющих заглядывать в будущее, общаться мысленно, видеть другие планеты и жить бесконечно долго, перевалило за сотню, заставил взглянуть по-новому на легенды о стране магов.
По мнению некоторых исследователей, в том числе и российских, Шамбала является реально существующей страной. Например, тибетолог Бронислав Кузнецов и востоковед Лев Гумилев (сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой) полагали, что именно Шамбала изображена на одной из древних карт и утверждали, что автор карты жил в III—II вв. до н. э., в эпоху Селевкидов, когда Персией правили сирийцы. Они считали, что это отразилось и в названии горной страны: по-персидски Сирия зовется Шам, и, соответственно, искать земной Рай нужно в Сирии.
А академик Николай Константинович Рерих в поисках Земли обетованной в 1925-1928годах, возглавил  Центрально-Азиатскую экспедицию, в которой кроме Николая Рериха участвовали Елена Рерих, Юрий Рерих, лама-Геген, а также двое американских коллег. Эта экспедиция  и сегодня по праву входит в ряд великих мировых достижений. Участников экспедиции на Алтае интересовало многое:  они записывали легенды о подземном народе Алтая, о староверческом Беловодье, (столь похожем на искомую Шамбалу).  Ученые узнавали и отражали в дневниках особенности быта и культуры местного населения.  Лекарственные травы и коренья, полезные ископаемые также интересовали участников экспедиции. За 12 дней проведенных в горах, пришельцы  были просто очарованы чистотой и мощью реки Катунь, устремляющейся вниз мощным потоком и способной перекатывать по руслу камни, они также совершили многодневную поездку на лошадях к горе Белухе. Рерих ежедневно выезжал в горы для написания  этюдов, он почти никогда не расставался с мольбертом. В его комнате в доме Атаманова, где он получил прибежище,  все стены были увешаны картинами и этюдами окрестных красот. Картины, с алтайскими сюжетами он писал и впоследствии, по памяти, их можно объединить в «Алтайский цикл». Этому уникальному человеку был дан дар духовным зрением видеть недостижимое.
Рериховский дух, пожалуй,  и доныне присутствует в этих местах. Мы созвонились с Верой Александровной, и она рассказала о том, населенный пункт в котором она живет, расположен  на границе «цивилизованного» мира и первозданной чистоты гор. Именно в этом месте дорога обрывается, и дальше к жемчужине Алтая – горе Белухе,  ведут только горные тропы. Вера Александровна  является секретарем известного алтайского писателя Константина Устинова. А еще художница проводит экскурсии в небольшой картинной галерее, расположенной в башенке. Там размещены ее полотна. Недостатка в посетителях нет. Каждое лето толпы туристов устремляются к местам силы, кем-то из них движет праздное любопытство, а кто-то, по принципу «познай себя, и ты познаешь мир» делает попытку, поднявшись над суетой, найти  себя. И тогда, врата Шамбалы, Беловодья, земного Рая  приоткрываются,  и он,  очищенный, отмытый, живет дальше, но уже по-другому.
О своем просветлении Вера пишет в подаренном  музею сборнике следующее: «Она и сейчас не может объяснить себе случившееся в юности событие. Отец привез ее с сестренкой к берегу водохранилища. Сам собирал по-стариковски выброшенные на берег дровишки – куски затопленных деревень, местных маленьких Атлантид. Сестренка торопилась собирать клубнику на вершине Красной горы. Все удачно потерялись друг от друга, в том нестрашном, издавна знакомом месте. Руся неспешно поднималась в гору и не чаяла, что через секунду Небо увидит ее… Не сверкали молнии и не блистали небеса. Отец также собирал дрова, а сестренка клубнику, но Руся «родилась» еще раз. Буд-то что-то многое, что знала давно, вспомнила только тогда. Но вспомнила так быстро, что неуловимая граница до и после не позволила вывести в разуме формулу осознания…». И, заметьте, с верой это произошло не в горах Алтая, не на Тибете, а в нашем родном Краснотуранском районе, на Красной горе. Так, может быть, загадочная страна Шамбала находится здесь, невидимо, незримо у нас, и в любой момент откроет нам свои врата.
Ведь не секрет, что все мы доживает до определенного момента, когда задаем себе вопрос: «Для чего я живу». И тогда нас «видит» Небо, и  между Светом и Тьмой мы осознаем смысл и нужность своего бытия и ощущаем себя малой деталью огромной вселенской мозаики.
И напоследок хочется сказать о том, что Вера Александровна пригласила работников музея посетить их замечательные места, ей с высоты Алтайских гор, кажется что мы живем совсем близко.
(Елена Фокина)