Три источника и три составные части Empire V

Сергей Козицкий
Последняя глава нового романа Пелевина вызвала в памяти мой старый очень специфический стишок http://www.stihi.ru/2016/10/14/1027 явно перекликающийся с пассажем: "А теперь я знаю все - и лечу высоко в ночном небе на упруго скрипящих черных крыльях."

Можете себе представить, что это была за лирическая героиня, которой могло быть адресовано такое стихотворение. И я поймал себя на мысли, что у Пелевина найдется в романе слишком много мест, совершенно четко соответствующих тем или иным идеям из моего старого журнала. Что это такое? Скорее, юнговский синхронизм, когда одни и те же мысли витают в воздухе и одновременно проникают в мозги разным людям. А еще... как говаривал один критик, автором "Гамлета" является также каждый из его читателей. Вот я представил себя автором этого романа про вампиров и попробовал написать свои авторские комментарии.

1. Заказ на написание романа, подобного Empire V, был совершенно четко сформулирован в моем старом посте, посвященном впечатлениям от просмотра Ночного Дозора от товарища Лукьяненко. Та рецензия вышла на редкость откровенной и негативной, так что не думал, что кого-то она может сподвигнуть на реальные подвиги. Лукьяненковские ужимки напомнили мне истрию царя Паундраки, который корчил из себя Кришну, но реально до Кришны ему было далеко, за что и поплатился отрубанием головы Сударшана Чакрой. По форме это был вампирский экшн во всей красе, со спецэффектами, кровью и всем чем положено... но содержание было пустым и примитивным. Тот же Блейд-2 в этом смысле отличался явно в лучшую сторону. Было обидно за отечественных вампиров.

2. И тогда оставалось взять кусочек вайшнавской философии, соединить его с кусками из Кастанеды и Розы Мира Даниила Андреева, нарядить это все в новые формы. Получилось очень даже приличное и глубокомысленное произведение, вполне достойное последующего воплощения в виде фильма. А форма чем-то местами напоминает Гарри Поттера... Хогвардс - Хартланд, ученик в школе вампиров с подружкой Герой, чем-то серию Блейдов 1-3, как и положено... вся эта вампирная подоплека, ну и еще чем-то - ЖЖшные заморочки, которых там наберется ощутимое количество. Итак, три источника Empire V: Кришназм, Кастанеда, Роза Мира. Три элемента формы: Гарри Поттер, Блейд 1-3, ЖЖ сленг.

3. Особо хочу остановиться на параллелях с философией Гиты. Впечатление, что Пелевин просто поизучал вайшнавизм по доступным источникам и просто его перекодировал. Параматма - Великая Мышь, Параматма в сердце - Язык, Вайшнавы (преданные) - Вампиры. Интересно, что имя главного героя не иначе как Рама, чисто вайшнавское имя... потому как у вайшнавов принято давать духовные имена - имена Бога или полубогов. Есть даже представления об инициации, духовном посвящении, которым являлся укус вампира с переносом Языка... и есть вторая, брахманическая инициация, которая обозначена как "великое грехопадение". Представление о людях, как о животных, выведенных специально вампирами для производства баблоса также имеет четкие параллели с высказываниями Бхактиведанты Свами, где последний людей, глупых тружеников называл "мудхами", ослами, трудящимися за пучок соломы, которой итак везде полно.

4. Философия вампиров по Пелевину, призванная держать дойный скот (людей) в повиновении, сводится к гламуру и дискурсу. Так вот, гламур - это стремление к чувственному удовлетворению, как конечной цели жизни, а дискурс - философские спекуляции, призванные замаскировать сам факт того, что есть что-то другое, кроме гламура. Кроме того, в отличие от Лукьяновских заморочек, соответствующих второму уровню сознания, прана-майе... или анально-территориальному контуру по Уилсону, у Пелевина все сводися в конечном итоге к пятому уровню сознания, ананда-майе... чистому духовному экстазу, источником которого является не иначе как Параматма (Великая Мышь), и который именуется специфическим термином "баблос". Короче, Пелевин оказался аж на 3 головы выше Лукьяненко.

5. Если предыдущие романы Пелевина можно отнести к русскому классическому постмодернизму, то роман Empire V уже явно выходит за рамки постмодернизма и может быть назван представителем пост-постмодернизма, правда раннего http://www.stihi.ru/2016/10/18/1015 Не вдаваясь в многословие, можно сказать, что постмодернизм - это уровень адвайта-веданты, когда главная цель - осознать свою духовную природу Брахмана, а ранний пост-постмодернизм - это уровень двайта-веданты Мадхвачарьи, когда на одном дереве этого материального тела сидят две птицы: атма и Параматма, душа и Бог, личность и вампирский язык по Пелевину. Тогда развитым пост-постмодернизмом уже будет философия непостижимого единства и отличия души и Бога, атмы и Параматмы, сугубо квантовый уровень в этих делах.

6. И так далее, всего сразу не упомнишь. Одно несомненно, роман Пелевина наносит серьезный удар по господствующей философии общества массового потребления. Меня это радует. Слегка радует и то, что автор органично и в меру не боится в романе использовать мат и ЖЖ-ный сленг. Чувствуется, что свой человек и сидит за монитором где-то рядом. Совсем рядом.