Юрист - профессия творческая

Вячеслав Харитонов 2
   Бытует предвзятое мнение о том, что юрист - это сухой человек, своего рода ходячий параграф, слепо следующий букве закона. Такое мнение опровергает всем своим существом деятельной и увлекающейся натуры Юлия Павловна Карпова. 70 лет за её плечами, а вряд ли найдёшь человека, который бы поверил в это: настолько энергична и молода душой эта женщина, широко известная на "Тяжмаше". Двадцать лет отдала она родному предприятию, из них 15 - на юридическом поприще. А до этого работала на заводском радиовещании, в многотиражной газете "Машиностроитель".

   Родом Юлия Павловна из г. Балашова. В Саратове окончила юридический институт. Выйдя замуж за военврача, сполна познала кочевую жизнь жены офицера. Супруг, Леонид Борисович, служил то в Польше, то в отечественных гарнизонах, пока из Оренбурга не назначили его в Сызранское вертолётное училище. Кем только не пришлось побывать за это время Юлии Павловне: и библиотекарем, и инструктором политотдела, и преподавателем вечернего университета марксизма-ленинизма... Поэтому и в журналистской среде она быстро стала "своей", а тем более - среди юристов завода и города.

   И тогдашний редактор "Машиностроителя" В.С.Морозенко, и начальник юридического отдела завода Н.С.Ляхов были, по словам Юлии Павловны, трудоголиками. Коллеги равнялись на них, просто не могли работать иначе, как с полной отдачей. Тем более, что в 10-тысячном коллективе завода было лишь трое юристов.

   Всю нагрузку несли в одной упряжке упоминавшийся уже начальник отдела Н.С.Ляхов, Юлия Павловна и В.И.Гавриленко. Николай Семёнович, сам заслуженный юрист, был очень доволен своими сотрудницами.

   Часто приходилось Ю.Карповой бывать в командировках, отстаивая интересы большого коллектива в разного рода арбитражах, начиная с городских и республиканских и кончая всесоюзным, ведь связи у завода были самые широкие - Москва, Киев, Ленинград... Сталкивались интересы производителей и потребителей продукции по их поставкам и качеству. Выступали то в роли истцов, то в роли ответчиков. Много было преддоговорных споров. Составляли протоколы разногласий, приглашали в арбитраж ведущих специалистов и руководителей. Но добивались того, что суммы, взыскиваемые заводом с оппонентов, значительно превышали штрафы по их искам.

   Немало работы было и с судебными органами, включающей иски о взыскании ущерба, о выселении, о правомерности или спорности увольнения работников и т.п. В специально назначенные дни проводили консультации для заводчан. Тесно взаимодействовали с отделом кадров по вопросам трудового законодательства. Не ущемляя интересов обратившегося к предприятию с иском работника, всемерно стремились докопаться до истины, чтобы не повредить и интересам общественным.

   Показателен в этом отношении случай с одним из работников, который судился с администрацией из-за того, что якобы получил на предприятии болезнь с мудрёным названием - "контрактура Дюпюитрена". Проще говоря, у него скрючило пальцы. Разбирались около года, пока на выездной сессии, проходившей под председательством судьи П.И.Смолкина непосредственно в цехе, ему не отказали в иске, доказав, что охрана труда здесь была обеспечена, а корни его болезни следует искать на прежнем месте работы - на железной дороге.

   Наряду с основной работой Юлия Павловна постоянно участвовала и в общественной. В разное время была членом профкома предприятия, лучшим пропагандистом завода. Вместе с Н.С.Ляховым возглавляла городской совет юристов. Читала лекции по трудовому и семейному праву на областных профсоюзных курсах.

   Да и, уйдя в 1988 году на пенсию, не разорвала Ю.Карпова связей с родным заводом. До сих пор к ней обращаются за консультациями и кадровики, и работники самых разных категорий. Перешла в "Роспечать" киоскёром, а параллельно - в городское общество защиты прав потребителей, возглавляемое А.Г.Медведевым (ныне, увы, покойным). Выиграла около 30 дел по детским вкладам. У А.Г.Медведева была и помощником депутата. Вместе с Е.П.Онушкиной с успехом провела предвыборную кампанию кандидата в депутаты городской Думы В.А.Пантелеева, а с его избранием перешла в помощники к нему. И здесь уже выиграла два жилищных дела, ещё одно - о закрытии торговой точки на автобусной остановке у военного городка.

   Высока у Ю.Карповой нагрузка и по приёму жителей округа, и выполнению в этой связи поручений депутата. Но - справляется.

   Свободного времени у Юлии Павловны остаётся очень мало. Муж - заядлый рыболов - увлёк когда-то и жену, сыновей этим делом. Старший Виктор, назвавший свою мать в юбилейном поздравлении "над пропастью жизни надёжным мостом", бывший вертолётчик-афганец. Ныне вышел в отставку, трудится на предприятии по выпуску минеральной воды в Чекалино. А младший Игорь, решивший пойти по стопам матери, работает юристом в Карелии...

   Жизнь нелегка, но есть хорошая отдушина - книги. Любит Юлия Павловна поэзию. Стояла у истоков заводского поэтического клуба "Минутка", которым руководила инженер-конструктор И.Л.Люкшина. А в книжном магазине, что на улице Гоголя, вела литературный клуб, готовила выступления, посвящённые знаменательным датам в жизни поэтов Блока, Лермонтова, Волошина, Маяковского, Высоцкого...

   В личной библиотеке Ю.Карповой много мемуарной литературы. Живо она интересуется и периодической печатью. "Комсомолка", "Известия", "Аргументы и факты" ею читаемы и почитаемы.

   А ещё она - большая любительница искусства Мельпомены. Часто бывая в командировках, старалась не пропускать ни одной московской премьеры, посещая лучшие столичные театры. При этом ориентировалась чаще всего на "лишний билетик". Следила и за выставками картин в "Манеже", будь то произведения художников Глазунова, Шилова или других мастеров. До сих пор с благоговением вспоминает свои полулегальные "походы" на Новодевичье кладбище, когда оно ещё было закрытым, знакомство на дому с матерью Высоцкого Ниной Максимовной, другие памятные встречи и близкие сердцу русского человека места.

   И не зря молодая подруга по совместным экскурсиям Наташа Абдрезякова, поздравляя Ю.Карпову с днём рождения, писала:
    
     И, помню, в Питере Шагал
     У нас по сердцу прошагал.
     Неповторимые Кижи
     Остались в памяти души.

   За свои приобщения к культуре и всепоглощающую любознательность Юлия Павловна благодарна не столько своим родителям, выходцам из рабочей среды, сколько отчиму, известному в Воронеже врачу-гинекологу. Ну а чёрствая, на чей-то взгляд, юридическая наука, если ею оперировать творчески и на пользу людям, позволяет решать самые насущные и животрепещущие вопросы. Ведь главное, чтобы сердце не очерствело.

                Из книги "Славные дочери Сызрани"(Сызрань 2004). Стр.104.