Музыкальный очерк 3. Концерт Filarmonica квартета

Маргарита Мендель
«FILARMONICA-квартет»
Моцарт и Бетховен


«Filarmonica»–квартет:
художественный руководитель –
Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка
Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка
Лауреат международных конкурсов Илья Тарасенко, альт
Лауреат международных конкурсов Станислав Овчинников, виолончель

***

«Искусство! Кто постиг его? С кем можно консультироваться относительно этой великой Богини?»
Ludwig van Beethoven

 

  Среди эйфории трехдневного джазового фестиваля, различных программ новосибирской филармонии произошло одно важнейшее событие этого сезона – 21 октября на сцене Камерного зала «Filarmonica»–квартет открыл свой абонемент великолепным концертом, оставившим долгое музыкальное послевкусие. И первое, о чем хочется сказать, конечно же, – об исключительном профессионализме Квартета, о безупречности качества, вкуса и ансамблевого абсолюта, выверенного баланса аутентичности и осовремененности. Одной из главных задач вечера стало не только эстетическое, художественное преподношение, но и – просветительское, что у квартета «Filarmonica» получилось как нельзя лучше – расширить наши представления о золотой эпохе Венской классической школы.
  Моцарт и Бетховен. Два разноплановых полюса, две недостижимые вершины музыкальной диаграммы, два признанных гения, чьи имена не нуждаются в представлении. Исполненные «Филармоникой» сочинения – си-бемоль-мажорный, семнадцатый струнный квартет Моцарта и восьмой, ми-минорный квартет Бетховена есть прекрасное тому свидетельство. Оба квартета, выбранные для программы, с композиторскими посвящениями. Само сопоставление столь контрастных сочинений стало внутренним сюжетом концерта, скрытой авторской фабулой квартета «Filarmonica» в проекции переданного явления музыки, как всепоглощающей стихии и главного героя этого вечера.
  Моцарт – возвышенно-легкий, изысканный и неземной по красоте и переливам гармоний, принятый залом (который, естественно, не смог удержаться от аплодисментов после первой части) на одном дыхании. Семнадцатый квартет – пленительная, вселенская радость, заключенная в классическую четырехчастную форму: искрящаяся тема, напоминающая сигналы охотничьего рога, что главенствует на протяжении почти всего Allegro vivace; пластичный и грациозный менуэт; волнующее, глубокое Adagio и легкий, «гайдновский» финал. Квартет этот был рассчитан не просто на профессионалов, а на своеобразную элиту – он адресован великому композитору, который был в состоянии оценить все тонкости формы и полифонии. Несомненно, что за последние почти 300 лет уровень квартетного исполнительства значительно вырос, но и по сей день совершенно уникальный камерный жанр требует полной самоотдачи, самоотверженности, исполнительского мастерства и подвига.
  Прозвучавший во втором отделении Бетховен – невероятная эмоциональность и сила духа, зашкаливающая энергетика и невиданная мощь, настигающая с первых же звуков. Произведение, посвященное русскому послу в Вене графу Разумовскому, головокружительное как в техническом отношении, так и фантастическое по бетховенской философии, доскональному самоуглублению и для музыкантов на сцене, и для слушателей в зале. Объемное, сложнейшее произведение, захватывающее дух. Ошеломляющие бездной чувственности образы из Allegro; возвышенно-хоральное, прозрачное полотно и, в то же время, декламационно-напряженное Adagio; многоплановое полифоническое скерцо Allegretto - Maggiore (Theme russe); и Finale – с народно-жанровой архитектоникой.
  Ранее для меня «не поэтический» Бетховен (в отличие от Шуберта или же, например, Чайковского) зазвучал и заиграл новыми стихотворными красками рифмующейся палитры.
  Каждая интерпретация «Filarmonica»–квартета – будь то сочинения эпохи классицизма или же авторский джаз – вызывает непередаваемый восторг и массу невероятных впечатлений. Концертные вечера, удивительные по красоте и силе переживаний, продолжают волновать, невольно заставляя задумываться и размышлять о Вечном – об искусстве, человеческой жизни и преемственности поколений в этом океане тайно-прекрасного и неизведанного.



М. Мендель. Октябрь, 2016 г.