По страницам Евангелия от Марка

Виктор Васильев
  Глава1."Прямыми сделайте стези Ему"      

И сказал Малахия-пророк,
Что пошлёт Бог Ангела завета,
И Господь придёт в мирской чертог,
Словно луч карающего света.

И пророк Исайя возвестил:
"Приготовьте ровную дорогу,
Выровняйте Господу стези,
Ибо то - святая воля Бога".

И пришёл Креститель Иоанн.
Роду Авраамову радея,
Принял в свои воды Иордан
Все грехи былые Иудеи.

Иоанн был худ, высок, суров.
Саранча да дикий мёд - вся пища,
Но он знал значенье вещих слов,
В оный час пророку данных свыше:

"Приготовьтесь к встрече! Будет день -
Он придёт, и я, пред Ним склонённый,
Не посмею развязать ремень
На Его подошве запылённой.

Духом Он своим окрестит вас,
Свет нетленный и Посланник Света!"
И настал тот предречённый час -
И пришёл Иисус из Назарета.


Проповедуя Благую Весть
О спасеньи(ибо был Он - Слово),
Он увидел, как бросают сеть
Симон и Андрей, два рыболова.

Он призвал, и те за ним пошли.
И учил Он властно в синагогах,
И слова, как жаркие угли,
Обжигали и смущали многих.

Было так: нечистый дух владел
Одержимым, жизнь его калеча,
Но Иисус уйти ему велел,
И не мог тот дух Ему перечить.

И потряс весь Капернаум слух,
Ужасом взметённый: "Как возможно?!
Кто Он, Тот, Кому нечистый дух
Повинуется, как раб ничтожный?"

Но страшиться слухов и тревог
Не резон слепому да немому.
Притекал недужащих поток
До пол-ночи к Симонову дому.

И снимал с больных тяжёлый груз
Странный человек из Назарета.
А с лучами первыми рассвета
Мирный дом покинул Иисус.

И ходил в кругу учеников
По дорогам пыльным Галилеи,
Пробудить в сердцах людей лелея
Веру, и Надежду, и Любовь.

Глава2."Чадо! Прощаются тебе грехи твои"

И вновь Капернаум Иисуса встречает,
И Симонов дом, словно лодку, качает
Людская волна, и внимают словам,
Каких не слыхал праотец Авраам.

Но вот над толпою отчаянно смело
Одни поднимают недвижное тело,
Другие же делают в крыше проём,
И тело спускается медленно в дом -

В надежде на чудо и с верою в милость.
И чудо - по истинной вере - свершилось.
Иисус, воплощенье небесных начал:
"Грехи прощены твои, чадо!" - сказал.

И были здесь книжники и фарисеи,
Но громко сказать своё слово не смея,
Шептали они:"Богохульник и враг".
И зная их мысли, ответил Он так:

"Любой может вымолвить слово "прощаю",
Но кто повелеть в праве:"Встань и ходи"?
Лишь Сын Человеческий - повелевает.
Но час откровенья ещё впереди".

И в страхе и трепете видит народ,
Что прежде расслабленный встал и идёт.

Но может ли с Ним фарисей примириться?
"То с грешником мирно беседу ведёт,
То в дни, когда надо усердно молиться,
Со сборщиком податей ест Он и пьёт".

Но на фарисейский лукавый навет
Иисус Назарянин дал мудрый ответ:

"Заплата на старой одежде срывает
И старую ткань, что давно уж ветха.
Вино молодое никто не вливает
В истёртые временем долгим меха.

Седьмой день, суббота, дана человеку,
А не человек для субботы рождён,
А Я - Человеческий Сын,и от века
Её господин. И таков мой закон".

  Глава 3. "Вот матерь Моя и братья Мои"

И, верен Себе, в синагоге в субботу
ОН снова явил и любовь и заботу,
Нарушив субботний запрет.
И, немощны духом, отцы - фарисеи,
В сердцах своих страхи и злобу посеяв,
Собрались на тайный совет.

А люди тянулись с болями своими
К Нему как врачу. Что "Бог - Сын" Ему имя,
Средь них знал пока Он один.
Но духи нечистые, видя Иисуса,
Склонялись пред Ним, эти жалкие трусы,
Крича: "Ты - Христос, Божий Сын!"

"Он раб сатаны, сатанинскою силой
Справляется с бесами",- лгали глумливо
Толпе простодушной о Нём.
Лжецам - фарисеям ответил Он притчей:
"Когда дом захочет в себе разделиться,
Погибнет тотчас этот дом.

Сынам человеческим будет прощенье
За злые поступки и за прегрешенья -
Греховен и слаб человек.
Просите прощение снова и снова,
Но только хулящему Духа Святого
Не будет прощенья вовек".

Когда говорил Иисус людям это,
Пришли, опечалены, из Назарета
И братья Иисуса, и Мать.
Лишился он разума, близким казалось.
Могли ли они хоть на малую малость
Тогда Иисуса понять?

Вздохнул и обвёл Он задумчивым взглядом
Любимых родных и сидящих с ним рядом,
И, зная всю цену утрат,
Сказал Он им с грустью, но не в утешенье:
"Кто рядом со Мною в трудах и лишеньях,
Тот мать Мне, и брат, и сестра".

Чтоб Дело, как древо, могло разрастаться,
Он выбрал из всех, Ему близких, двенадцать
И дал им великую власть
Целить от болезней и душу, и тело,
Царям и владыкам ответствовать смело
И жертвой священною пасть.


Глава 4."И ветер и море повинуются Ему".

У моря, средь седых песков 
Сидел Иисус из Назарета, 
И круг Его учеников            
Ждал терпеливо слов завета. 

Но прибывал поток людской
И тоже ожидал с волненьем,
Что скажет Он - пророк? святой?
Каким их встретит откровеньем?

И, как на Истину намёк,
Он в притчу мысль Свою облёк:

"Вот сеятель вышел и бросил зерно -
На торной тропе оказалось оно,
И стая прожорливых птиц налетела,
И сев превратился в бесславное дело.

Другое упало на слой земляной
На малую долю локтя толщиной -
Корням не дано в нём простора нимало -
Зерно проросло, но растенье завяло.

А третье упало среди сорняков,
И семя не дало желанных плодов.
Иное ж на добрую почву легло
И прибыль жнецу во сто крат принесло."

Был непонятен сей намёк
Уму наивному. простому,
Но знает Он: настанет срок,
И Истина придёт к любому,
На ком благословенья знак,
Кто бросит семя не в сорняк.
А тем, чей путь ещё далёк,
Он притчу новую изрёк:

"Вот сеятель вышел и бросил зерно,
И скрылось в земле благодатной оно.
Не знает он, как прорастает росток,
Как медленно зреет на нём колосок.
Когда же созреет зерно, наконец,
Выходит в поля золотистые жнец.
Вот так Божье Царствие в сердце растёт,
Давая в свой срок удивительный плод".

И отпустив народ домой,
Иисус направил лодку в море.
...Сгустились тучи над волной,
И ветер взвыл, и ветру вторя,
Гремел свирепо пенный вал,
И волны, злобные, как бесы,
На лодку падали отвесно,
А Иисус усталый спал.
И чёрной птицей страх кружил
Над бледными учениками.
"Учитель, смертный час пробил!
Проснись! Простись, Учитель, с нами!"
И, встав, уняться приказал
Он ветру буйному и волнам.
"В вас мало веры", - Он сказал, -
И оттого вы страха полны".
Но новый страх их обуял:
Так кто Он, мудрый их Учитель?
Кто Тот, Который их призвал,
Коль и стихий Он повелитель?

Глава 6. "Не бывает пророк без чести"

Не ради теплоты семейных уз
Придёт в отечество своё Иисус.

Но мог ли захолустный Назарет,
Где плотничал Иисус ещё недавно,
Принять Его ученье, как Завет?
Понять Того, Кто поселянам - равный?

"Он силой чьей свершает чудеса?
Не Он ли брат Иоссии, Иуды?
Не Он ли тридцать лет жил среди нас?
Откуда дар врача? И власть - откуда?"

И с горечью сказал Иисус:
"Отечество пророка не приемлет
И слову откровения не внемлет -
Мех запечатан, но он сух и пуст."

И Он ушёл, не совершив чудес.
Призвав двенадцать, избранных однажды,
Он вверил им нести благую Весть
И утолять взыскующую жажду.

И заповедал им:"Ни хлеба, ни сумы
В дорогу не берите, только посох.
Добро вносите в души и умы.
Да не смутят вас трудные вопросы.

Но если кто вам бросит злой упрёк
И не захочет с вами разговора,
Прах отрясите, уходя, от ваших ног,
А те заслужат участи Гоморры."

Глава 6. Смерть Иоанна Крестителя


На всю Галилею весёлый пир:
Празднует день рождения Ирод -
Вельмож да старейшин жестокий кумир.
Стол изобилен, играют лиры.

Здравицы лестные, шутки и смех.
"А где твоя дочь, Иродиада?
Нынче веселье да танцы не грех.
Танец станцует - будет награда!"

Вышла. В круг возлежащих вошла.
Вскинула руки, качнула станом.
Прошлась по кругу, едва дыша,
Играя взглядом, маня устами.

Танец был чувственен и красив.
Ирод, довольный, взмахнул кистями,
Ирод сказал:"Что хочешь, проси!
Всё тебе дам, клянусь пред гостями!"

"Что мне просить? У меня всё есть", -
Спросила дочь у Иродиады.
И душу той всколыхнула месть:
"Главу Иоанна проси в награду!"

Царь опечалился: Был Иоанн
Ироду нужен, хоть и опасен,
Но пред гостями обет был дан -
Он им и скован, и препоясан.

...Пир завершился - конец игре.
Дочь получила в подарок блюдо,
Мать счёты свела с обличителем блуда.
Креститель принял смерть в сентябре.

Глава 7. "Люди сии чтут Меня устами"

Обвиняли фарисеи Иисуса:
"Нарушаешь нашей веры предписанья!
Только свято место не бывает пусто.
Или бесы обложили тебя данью?"

И сказал Иисус лукавым фарисеям:
"Предписание - плод мысли. а не духа.
Ваши речи предназначены для слуха,
Но не в силах в души Истину посеять.

Предписаньем подменяете законы,
Грех рождаете фальшивым благочестьем".
----------
(Как нам это в век тревожный наш знакомо:
Состраданье подменяют правом мести,
Предписание нести рабам свободу
Обернулось громом взрывов, пуль круженьем.
Фарисейская закваска в мире бродит,
Как и в дни Иисусова служенья).

Глава 8. "Пётр сказал Ему: "Ты - Христос"

По дорогам Палестины, Финикии
Шли безропотно Его ученики,
Шли вражде и наговорам вопреки и
Жизненным невзгодам вопреки.

Шли за чудотворцем, за провидцем,
За пророком, за бездомным мудрецом,
Тем, Кто заставлял порой страшиться,
Когда Бога называл Своим Отцом.

Шли за Ним, тревожась и гадая,
Кто Он, если не учитель, не пророк.
Кто Он, кто грехи клеймит, страдая?
Илия? Предтеча? Или...Бог?..

И мешались мысли от бессилья,
И метались в замкнутом кругу.
Что пред ним не плотник, а Мессия,
Как понять простому рыбаку?

Но когда, шагая по дороге,
"Кто для вас Я?" -задал Он вопрос,
Пётр сказал: "Ты - Сын живого Бога"
Он сказал: "Учитель, Ты- Христос".

А в ответ услышали двенадцать
Содрогнувшее их души и умы,
И боясь Учителю признаться,
Думали они: "А как же мы?"

И узнав их мысли, Он поведал
Им, любовью высшей их любя:
"К Царству путь лежит через победу
Над собой, отринувшим себя.

Кто захочет вслед идти за Мной,
Да не устрашись судьбы земной".

Глава 9. "Одежды Его сделались блистающими"

Пётр сказал: "Ты - сын живого Бога!",
Но ответ Христа посеял вновь
И недоуменье, и тревогу
В души и умы учеников.

"Сыну Бога должно быть убитым?!
По велению Его Отца?"
И сомненье плодом ядовитым
Отравляло чистые сердца.

Ничего безмерней нет на свете,
Чем Христа Спасителя любовь.
И Иисус всеведущий ответил
На вопрос в глазах учеников.

...Трое шли за Ним в молчаньи строгом,
Жар бесед оставив до поры.
Вверх и вверх шла узкая дорога
На вершину плоскую горы.

И когда, свершив Свою молитву,
Пред учениками Он предстал,
Заблистали солнечной палитрой
Лик и одеяние Христа.

И явились рядом с Иисусом
Илия - пророк и Моисей,
Вестники священного союза
Веры иудейской двух осей.

И возникло облако в зените,
И раздался с неба Божий глас:
"Иисус - Мой Сын. Ему внемлите" -
Истины величественный час.

И исчезло всё в одно мгновенье,
Лишь Иисус да три ученика
На вершине, где Преображенье
Откровеньем стало на века.

Глава 10."Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие"

В Иудее, за Иорданской стороною
Вновь к Нему стекается народ,
Чтоб припасть к Нему душой больною,
Как к истоку животворных вод.

Всякий люд - богатый, бедный, нищий,
Снисходительный к своим грехам-
Жаждал получить духовной пищи.
И сказал Иисус ученикам:

"В службе Богу нет подобья яству.
В светлый дом отца узки пути".
Он сказал: "Имеющим богатство
Трудно в Царство Божие войти".

Хоть они и не были богаты,
Ужаснули их слова Его.
"Только ль те, кто сиры, будут взяты
В дом Отца и Бога Твоего?"

Иисус ответил: "Тот, Кто свыше,
Невозможное свершит, любя.
Ты богат, покуда рядом нищий
Милостыню просит у тебя.

Непреложна истина другая:
Не ищи дороги окружной -
К Богу путь не мыслью пролагают,
А, как дети, чистою душой.

И не ждите грома труб победных.
Вам идти дорогою иной.
Да не будет первых и последних
Среди тех, кто следует за Мной".

И ушёл Иисус путём последним,
И светилось облако над Ним.
Шли ученики безмолвно следом.
Путь лежал их в Иерусалим.

Глава 11-12. "Мой дом домом молитвы наречётся"

Идёт торговля. Крики продавцов,
Разноголосица за зубчатой стеною.
Летит под своды Храма рёв быков,
Меняльщики трясут своей мошною.

Здесь - голубей торгуют, там - овец,
Спор с продавцами, говор праздный.
Где пребывает вечный Бог - Отец,
Идёт торговля с выгодой изрядной.

Но в Храм вошёл разгневанный Христос,
А бич в его руке - бич правосудья,
И Храм очистил, не страшась угроз:
"Здесь дом молитвы, а не словоблудья".

А тем, кто в Храм пришёл не как на торг,
Сказал Христос, и милостив, и строг:

"Остерегайтесь тех, кто любит заседать
В собраниях народных, вздор вещая,
Тех, для кого, как плод желанный, власть,
Кто долго молится и много обещает.

Не верьте им, их цель - красиво жить
И сладко есть, и жалости не имут,
И если станут скорый суд вершить,
И дом, и пищу у вдовы отнимут.

Когда богач бросает горсть монет
В сокровищницу - это от избытка:
Она лишь пыль от золотого слитка.
Сей щедрости почёта нет.

А вот вдове Я бедной поклонюсь
За скудный вклад её в две малых лепты".
Так говорил народу Иисус,
Уча законам Нового Завета.

Глава 13. "И звёзды спадут с неба"

Закат догорал. На горе Елеон
Сидели в молчаньи задумчивом Он,
Иаков и Пётр, Иоанн и Андрей,
И крылась тревога в закатной заре.

"Учитель, сжимается сердце в груди.
Учитель, скажи, что нас ждёт впереди,
Чтоб знанием нашу тревогу избыть".
И, глядя в закат, стал Иисус говорить.

"Прокатятся войны по весям земным,
И будет стелиться над пашнями дым,
И землетрясений губительный вал
Разрушит всё то, что строитель создал.
И будет несчастных людей убивать
Болезней, неведомых ранее, рать.
Безжалостный голод в селенья придёт,
И встанет в безумьи народ на народ,
И раса на расу, и сгинут в огне.
Но будет разлад и внутри, как вовне:
Предаст брата брат, своё чадо - отец,
Мать - сына...
Но это ещё не конец.
Померкнет светило, погаснет луна,
На Землю опустится тьмы пелена,
А звёзды, как жёлтые листья, спадут -
И явится Сын, и приблизится Суд.

А вы берегитесь прельщающих вас.
Немало придёт их, имеющих власть -
И лживых пророков, и ложных христов,
Сердца отравляющих сладостью слов.
Когда же законники вас поведут
За веру в Меня на неправедный суд,
Да будьте бесстрастны к суровым речам -
Дух Святый пребудет защитою вам.
Не спите. О Часе не знает ни Сын,
Ни ангелы. Знает Отец лишь один."

Глава 14. "Примите, ядите: сие есть Тело Моё".

В тревоге город Иерусалим,
Из уст в уста летела весть, от дома к дому:
Зелот бар-Абба должен быть судим
И на кресте распят по римскому закону.

Никто тогда не ведал, что в Четверг,
В ночи, когда исчезли даже тени,
Иисус своих учеников поверг
Известием в тяжёлое смятенье.

"Один из вас предаст Меня", - сказал,
И каждый не сдержал душевной дрожи,
И каждый вопросил Его: "Не я ль?"
И тот, не принявший Христа, он спросит тоже.

Но что пророк поведал, Даниил,
То и случится по державной Божьей воле.
И в эту ночь, в Четверг Великий, был
Свершён обряд, неведомый дотоле.

Хлеб преломив и чашу взяв с вином,
Христос сказал: "Сие есть Кровь Моя и Тело" -
И будут Они памятью о Нём
До дня Суда - последнего предела.


Глава 15. "Они опять закричали: "Распни Его!"

Жесток Пилат, безжалостен к врагам,
Но и друзей не жалующий тоже.
С презреньем он глядит на Божий Храм.
Жаль, что его разрушить он не может.

Лишь император Рима - сын богов.
Ничтожна вера жалких иудеев.
Пришёл вчера Кайафа, пустослов,
Просил казнить какого-то злодея.

А Тот перед правителем стоял,
Как перед равным, молча, не робея.
И никакой вины не увидал
Пилат в словах философа - еврея.

Казнить невинных он давно привык -
По праву власти, а не ради мести,
Но Этот иудей пред ним возник
Немым напоминанием о чести.

Никак не может он себя понять,
Зачем ему с синедрионом споры.
Вот и сегодня повторил опять
"Он невиновен" перед казнью скорой.

Толпа шумит, толпа вошла во вкус,
И непреклонно твёрды "патриоты".
Вопроса нет, Варавва иль Иисус, -
Освободить мятежного зелота!

И в первый раз он ощутил прилив
Как бы подобия душевной муки,
Сказав, что не виновен он в крови
Иисуса, и умыв прилюдно руки.

Глава 16. "Его здесь нет"

Суббота минУла, и, скорби полны,
Ко гробу Иисуса пришли три жены
Свершить помазанье в печали.
И думали трое в тревоге: "Как быть?
Нам камень от двери нет сил отвалить..."
Но в страхе они увидали,

Что камень отвален, могила пуста,
И только одна плащаница Христа
Лежала на каменном ложе.
А рядом сверкающий ангел сидел
В хитоне, что был ослепительно бел,
А взгляд его - с молнией схожий.

"Иисуса вы ищете? Нет Его здесь.
Распятый Иисус Назарянин воскрес.
Ищите Его в Галилее".
Дошла до апостолов светлая весть,
И выпала им, этим избранным, честь
Нести её, сил не жалея.

Апостол святой Первозванный Андрей
Донёс эту веру до наших дверей -
До Крыма, Эвксинской твердыни,
И через Андрея незримый Иисус
Привёл в православие древнюю Русь -
И тем мы сильны и доныне.