О русалках

Серопова Любовь
    
  С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если перечислить их героев, то ими окажутся в первую очередь Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, домовые  и другие мифологические персонажи, рождённые народным сознанием в далёкие времена.
Древние народы, не умея объяснить закономерности природных явлений, приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Языческие заговоры, обряды, народные поверья, выработанные на протяжении долгих веков, (начиная с первого тысячелетия до н. э.,) остались жить в обрядовых песнях, игрищах, гаданиях, сказках, былинах и мифах до наших дней.

  Мифологический образ русалки является исконно славянским и сложился в глубокой древности.
Русалка — это нечистая сила, сказочное «существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде». (Словарь Ожегова)

Откуда же взялось и как появилось само слово «русалка»? Некоторые исследователи XIX века считали, что оно образовалось от слов «русло» (по местожительству
русалок в реках) и «русый», «русявый» (по русому цвету волос у русалок), а также от древних названий священных рек: Росса и Руса.

Но более достоверно то, что термин «русалка» связан с древнерусским названием языческого весеннего праздника русалии , а сам праздник заимствован был на западе  ещё во времена греческого средневековья и назывался  по латыни: «rosalia».

Христианские rosalia совпали на Руси по времени с древним языческим праздником в честь заложных покойников. К этому языческому празднику и привилось новое, христианское название: русали. Отсюда уже вполне естественное появление названия «Русалки», то - есть, те существа, которых чествуют в праздник русалий на Русальной неделе.

 Есть интересное предположение русского этнографа Зеленина о том, что образ полуженщины-полурыбы проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из-под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули, взятые в плен русалками. Поэтому ещё одно из русских названий таких персонажей — фараонки.

Русалок русский народ представляет себе в виде оживших утопленниц, большей частью молодых и красивых.
Считалось, что русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы невесты.
Но есть русалки старые и безобразные.
Ходят они нагими, прикрываясь зелёными листьями, или в белых развевающихся сорочках без пояса.

Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста, лоскотуха (или щекотуха), мавка. Они отличаются разным поведением.

Лоскотухи, например, как утверждают легенды, просто из озорства могут насмерть защекотать человека.
 
Хитка - похищает людей и топит их.

Водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы; из воды выходит нагою в полночь и садится на камень и расчесывает свои волосы большим гребнем. Она - безопасная русалка.

Лешачиха - жена лешего, имеющая вид обыкновенной женщины с распущенными волосами,  по ночам она любит качаться на ветвях деревьев.

А вот Лобасты – наиболее опасный вид русалок..
Они живут в камышах или других прибрежных зарослях.
В отличие от остальных видов русалок явно принадлежат к нежити, они нечеловечески сильны и крайне агрессивны и могут в одиночку нападать на целые группы людей. С ними нельзя договориться.

МАВКА - наиболее распространённый тип русалок.
У них очень длинные волосы, обычно зеленоватого оттенка, а также изумительная красота. Красота мавки совершенна. По ночам она бродит вдоль берега реки и если видит молодого красивого парня, то сразу же очаровывает его и тащит в омут. Там мавка осознаёт, что пойманный ею человек вовсе не её жених и отпускает его. Понятно, что к этому моменту юноша задыхается и умирает. Мавка совершает зло не целенаправленно, просто при виде молодого мужчины она впадает в некий транс.

Некоторые русалки обладают прекрасным голосом и уникальными гипнотическими способностями: своим пением русалка способна загипнотизировать сразу большую группу людей, которые в этом состоянии полностью теряют волю и способны совершить всё, что угодно.

Бывает, что русалки показываются на глаза человеку просто ради веселья, разыгрывая тех, кто остался на ночь у водоёма, и заманивая людей подальше в лес, как бы играя с ними в догонялки.

Внешне от людей русалок отличают бледная, практически белая кожа, очень длинные бело-зелёные волосы и непропорционально длинные руки, что не всегда бросается в глаза. Когда русалка выбирается на сушу, её хвост высыхает и превращается в человеческие ноги.
Вообще русалки по большей части именно ночные существа, и встретить их днем практически невозможно.

 Русалки не всегда живут в воде. Летом, когда начинает цвести рожь, в «Русальную неделю», они выходят на землю, качаются на ветках деревьев и заманивают неосторожных рыбаков и одиноких путников. В эту пору никто не решается ходить в лес: русалки или защекочут до смерти, или на дно утащат. Чтобы  их как-то задобрить, девушки плетут для них венки и оставляют в лесу холсты на рубашки…

Иногда русалки спасают утопающих, причём не только детей, но и взрослых, при этом непонятно, по какому принципу они делают различия, кого спасти, а кого утащить на дно.

 Современные психологи считают, что возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин.
Недостижимая соблазнительница, сексуальная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая.
Её вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения завлекают в ловушку беспомощных моряков.
Она является символом смешения сексуального влечения и смерти, желания мужчины полностью забыться, даже зная, что это означает самоуничтожение…

 Образы русалок очень часто встречаются в искусстве и литературе, в операх и балетных спектаклях (вспомним «Жизель»), в картинах художников.
Трудно найти писателя и поэта, кто не использовал бы в своём творчестве образ или упоминание русалки.
 Это и Жуковский,  и Пушкин,  Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Шевченко, Булгаков,  Есенин,  Набоков , А.Н. Толстой, Гумилёв,  Апухтин и многие другие.

Но это уже отдельная, особая тема для эссе.
***

(Материал взят из словарей и разных источников на интернете)


  РУСАЛКИ - ВОДЯНАЯ НЕЖИТЬ

Преданья, мифы старины глубокой,
Легенды, были, сказки и поверья   
Хранятся в памяти людской вне срока   
И оживают вновь в стихотвореньях.
   
Что знают о русалках на Руси?   
Какие драмы из-за них случались? 
Кому вредят? И почему они   
Всегда нечистой силой назывались?
               
Лесная глушь,.. ночная тишина,.. 
Река в сверканье бисерном мерцает,
И в чёрном зеркале её — Луна    
И звёзды, отражаясь, почивают.   

Вам лучше этих мест не посещать,
Опасно тут, необъяснимо страшно.
Неведомая сила будет звать
На дно реки, где холодно и влажно,

Где злой и пучеглазый Водяной,
Властитель и хозяин в рыбьем царстве,    
Весь в тине и с зелёной бородой,   
Он учит жён-утопленниц коварству.   

Но ты идёшь под хохот, свист и плеск 
В волнении приятно сладострастном   
Влекомый магией, спешишь на блеск,   
Не ведая, что там небезопасно.   

Вот дева под высоким бережком
При лунном свете красоты небесной,
Расчёсывает пряди гребешком 
Волос зелёных, сказочно чудесных.   

Они длиной прикрыли наготу   
Её прекрасно сложенного тела
И восковую кожи бледноту,      
Дрожь синих губ и рук белее мела. 

А вот особа — бледная лицом, 
Лукаво улыбаясь, водит, манит... 
Глаза горят. Русалочьим хвостом 
Прельщает путника, хитрО шаманит.

Другие весело резвятся и поют,   
Качаются на ивах и берёзах, 
Хохочут, увлекают и зовут 
К ним в хороводы на русальных росах. 

Но та, что на волне, — милее всех!
Она поёт! Нет голоса приятней:   
Ласкающий, зовущий для утех,   
Чарующий, таинственно-невнятный.   

Ты околдован, опьянён, пропал!
В желаниях собою не владеешь.
И вот уже ты в царстве мёртвых дам
И выбраться оттуда не сумеешь.

Так говорят нам мифы о воде,
Нечистых духах, водяных, русалках,
И встреча с водной нЕжитью — к беде,
Конечно, если не включишь смекалку.
««»»

Л. Серопова      1 ноября 2016 г.