Почему проза популярнее поэзии?

Джинн Толик
Проза издается и востребована потому, что для нее есть рынок сбыта. Издательское дело желает иметь прибыль, поэтому издают литературу двух видов: классиков, чье имя на слуху и современные глуповатые новинки, тяготеющие к форме сериала. Хотите знать почему же читающий человек проходит мимо поэзии?

1 - Первое это отсутствие сюжета и погружения в произведение. Клиповость здесь неуместна. Читающий человек все же имеет более высокую планку интеллекта, даже если читал только мусор. По книгам снимают фильмы, по стихам можно нарисовать только картинку. Поэтому экранизированы обычно бывают лишь поэмы. А снятый фильм - дополнительный доход и известность для произведения. Сюжетные же стихи резко теряют в живости метафор, поэтичности, общем уровне текстового материала, скатываясь в жвачку.

2 - Вторым моментом является то, что ткань стиха это аллюзия, образ, метафора. То есть сложные для восприятия вещи - поймешь не сразу, а можешь понять и ошибочно. Не зря моя нелюбимая библия написана "стихами" - у стихов есть трактовки, а простой бесталанный текст прозы допускает одно понимание в лоб. Конечно есть мастера и в прозе, но все таки перегрузы по образам встречаются там крайне редко. Навскидку Роджер Желязны и Генри Миллер. Вот поэты в прозе для примера.

3 - Третий аспект - в стихах мировоззрение, идея, антураж, дух место действия переданы скромными легкими штрихами. Читатель не успевает адаптироваться и сжиться с предлагаемым ему миром, как уже он весь вышел. Как любителя чтения ничто не порадует меня больше всего, чем 400-500 страниц текста, когда я уже до 50 страницы втянут и заинтригован. Я вижу, что мне еще можно пожить в этой книге, и это меня радует. Именно поэтому жанр РАССКАЗА гораздо менее популярен.

Я не согласен, что в прозе появляются новые жанры, в отличие от поэзии. Постпанк мог бы писать и Жюль Верн с Уэллсом, если бы они понимали что такое гаджет, виртуалка, нейросенсор. К слову - стихи в таких жанрах есть. Зачастую же новый жанр - просто эволюция более старых - Неоромантизм (современный романтизм), фэнтази (сказка), поток сознания вообще стоило бы исключить как жанр - к нему способности есть у любого.

4 - Далее. Новый канон, новые темы. "Он вознесен грозой к поэзии высокой". Поэзия всегда была высокой, старалась быть. Поэтому и темы в ней вечные. Мы умрем, и нас поймут. Начните сегодня писать про мобильные телефоны, и, о ужас, через 200 лет вас могут не понять, ибо будут юзать имплант в ухе - без всяких дисплеев. Проза тоже крепко стоит на вечных темах, пока жив человек - они никуда не денутся.

Честно говоря, пользующийся словами уже сильно себя ограничил своим алфавитом. Поэтому и Шекспир и Маяковский не так уж различны. Оба пишут ритмические звуковые конструкции. Ритмы разные, но суть одна. Новый канон современности это верлибр, пожалуйста. Главное чтобы были созвучия и ритмика.. Если их не будет - это уже не стихи.

5 - Популярность поэзии нынче достижима с трудом, потому как в далекие доэлектрические времена культурным досугом людей был театр, балет, поэзия. Первые две доступны только богатым. А поэзия это народное развлечение из газет. И за неимением других - употребляли это. Теперь же все мы рассматриваем бегающие картинки, и очень с трудом проникаемся чувствами к произведениям поэтов.. Даже мастеров.

По себе давно заметил - чтобы получить отклик необходимо читать с особым настроем, неспешно, в покое, чтобы ничто не отвлекало. Тогда ты насладишься во всей полноте. Тогда любимые стихи ты поймешь глубже, прочтя их не один десяток раз. И я не согласен, что в поэзии нет нового слова. Есть. Я читал и знаю. Главное не формочки менять, а пироги вкусные печь.



Напоследок тест "Являетесь ли вы Пользователем-Неадекватом?". Все мы немного "того". Доктор Джинн сегодня определит на какой вы стадии..

Признаки пользователей-неадекватов:
1. Круглосуточное нахождение на портале
2. Постоянная смена псевдонимов, страниц, главной аватары
3. Склонность к "закрытию" страницы
4. Комментирование "кодлой", когда сразу несколько пользователей устраивают свалку в вашем диалоге по сговору
5. Частое удаление собственных произведений, рецензий и комментариев
6. Огромный список избранного
7. Чрезмерное и бездумное написание рецензий всем подряд
8. Абсолютное игнорирование других пользователей (это норма почти, но все же)
9. Однотипные, бессодержательные рецензии и комментарии к таковым
10. Фиксация на идеях христианства, политики, личной жизни.. и т.д.
11. Использования большого числа посторонних символов в рецензиях и произведениях
12. Слонность искажать текст кэпслоком и Написанием Каждого Слова С Большой Буквы
13. Публикация бессодержательного бреда, либо произведений состоящих из 3-5 слов
14. Украшение каждого стиха своим портретом
15. Подписи о членстве РСП, номинации на премию, напоминание об авторских правах
16. Составляете тесты о неадекватности (Я! Я!)

Думаю что нет таких, кому бы не соответствовало хоть что-нибудь. Чтобы стать неадекватом, надо набрать хотя бы 4 балла. Каждый пункт - один балл.