Зарисовки из путешествия по Америке часть 16

Нелли Добротолюбова
Мы едем в Национальный парк Великий Каньон и берём с собой Вас, чтобы было на кого выплеснуть адреналин и эмоции. Правда, словарь интерпретирует эмоции как душевные страдания и переживания. Но наши эмоции - это восторг, восхищение и... страх.
Бог создал землю и всю живую и неживую природу на ней. И стала природа творить чудеса нерукотворные. Мы называем их чудесами света, любуемся ими и умеем объяснять явления природы с научной точки зрения, но увидев некоторые из них, испытываем шок. И шок, и потрясения, и будто бы теряем дар речи от её причуд, выдумок и хитростей. Природа – «великий комбинатор»! Созданный ею Великий Каньон на севере штата Аризона входит в число семи природных чудес света. Я лично вижу настоящее чудо света впервые. Воистину говорят:
- Вода камень точит!
Холодные воды горной реки Колорадо проточили в каменной породе колорадского плато самый крупный в мире  каньон, по-простому говоря, глубокую и узкую долину, изогнув из неё петлю в 446 километров. Где порода мягче, туда вода и стремилась, прокладывая себе удобную  путь-дорожку. А если заглянуть в глубину? Кое-где почти до 1800 метров свободного падения в бездну обеспечено. А если мост перекинуть? Пролёт может быть от 6 до 28 километров! Вот вам ширина, глубина и длина в цифрах. Впечатляет? Особенно, если взять четвёртое измерение – время. Ему пришлось вершить дела ни много ни мало, а 10 миллионов лет. Погрешности допускаются.   
Вода с гор неслась на равнину и, ускоряясь, промывала всё на своём пути: известняки, песчаники, сланцы. Она уносила гальку и валуны, песок и глину, стирала в крупинки золотые и серебряные жилы, билась о гранитные утёсы. До полумиллиона тонн породы  в сутки несла река в новое море из старого, более древнего, превратившегося в каменное плато около 65 миллионов лет тому назад. Об этом времени нам поведали кости динозавра Чи Ин Чику, который в этих краях родился, жил и умер по старости, что, конечно, желательно, но малоправдоподобно.  Промыла себе река удобное русло, постепенно  добралась и до твёрдого гранитного дна, шлифует его камнями и песком, и нет ей покоя. День и ночь она без устали долбит породу, как горный орёл печень Прометея. Учёные говорят, что только четверть миллиметра в год удаётся воде слизнуть с гранитных участков дна реки. Дайте мне взглянуть в «честные» глаза этих учёных мужей! Была бы у нас такая точная техника измерения, где бы мы были!  Fantasy, да и только. А по-русски это называется: повесить  любимый китайский продукт на ушную раковину некоторых лопоухих особ.
Благодаря естественно образовавшемуся каньону можно проследить строение земной поверхности, отсчитывая время вспять на многие миллионы лет. И копать  не надо. Река сделала за нас великие археологические раскопки без патентов и охранных грамот. Учёные говорят, что если всю геологическую историю земли разделить на 4 эры, то три из них представлены в Великом каньоне. Я верю. Чего только нет в этих нерукотворных природных памятниках: известковые отложения кораллов, раковины беспозвоночных моллюсков, кости древних ископаемых животных, окаменелые растения и микроорганизмы. Конечно, научные открытия – это здорово, но мы едем в каньон за чудесами.
Дальтоникам явно не повезёт, потому что природная палитра каньона выстроена на игре света и тени.   Солнечные лучи смешали все краски мира и разлили их по горам сверху вниз цветными полосками наподобие северного сияния. И кажется,  будто свечение высоких слоёв атмосферы спроецировано  невидимым диапроектором на перевёрнутые вниз головой горы, и невозможно оторвать глаз от этой красоты. 
На каменных структурах ползущих в долину гор можно увидеть «воинов китайского императора», «потоки вулканической лавы», «разноцветный плющ на красной стене», «носатого индейца с каменно-суровым выражением лица», но это, как Вы понимаете, игра нашего воображения. Вот на скалистом отвале  застыли две гигантские обезьянки. Как спорили и дрались, так и окаменели. В общем, кто и насколько богат фантазией или пороками, столько впечатлений и унесёт с собой. Главное, успеть насмотреться на завораживающую красоту нескончаемых пейзажей и иногда смотреть под ноги, хотя до кактусов в долине вряд ли долетишь живым. Только бы погода не подвела. Бывают дни, когда внизу плывут белые облака, словно сбежавшие из диснеевских мультиков или вовсе туман повиснет. Это уж, как индейские боги на нас посмотрят. Они не любят пьяных и курящих, а исключение делают только «трубке мира».
Индейские племена и поныне живут в этих местах, как жили их древние предки, сметливые и талантливые апачи и апачки с апачатами. Они-то и оставили наскальные рисунки в своих пещерах. А по рисункам видно, что и три тысячи лет тому назад они охотились на бизонов, украшали рогами хозяина семейства, ой, извините, вход в жилище. Хозяин украшал себя орлиными перьями, а женой мог поделиться с гостем так, по дружбе.
Испанские завоеватели попали в эти места впервые в 1540 году. С ними явно что-то было не в порядке, если они побросали коней и исчезли на два столетия. Индейцы апачи всё это время наблюдали со стороны за четвероногими скакунами и бегали на своих двоих. Только когда кони совершенно одичали, они, наконец-то, научились их объезжать и стали  самыми лучшими в мире наездниками. И мустанги и индейцы - дети природы. Они понимали друг друга с полувзгляда. Спустя три века испанцы собрались с духом и вновь пришли на земли каньона, но встретили сопротивление. Любой народ стал бы защищать свою родину. А каньон и был пристанищем индейцев. Если на плато была зима, то внизу цвели кактусы яркими красными и жёлтыми цветами.  По склонам росла колючая агава, под которой мог надёжно спрятаться любой зверёк.  Сладкую юкку употребляли в пищу в сыром виде. Она заменяла индейцам сахар. А картофель, наверное, пекли в золе, ведь варить его было не в чем. Все ёмкости они плели из растений как плетут корзины только очень плотно или шили мешки из кожи бизонов. Особенно подходила кожа с горба, она была толстая и прочная. Эту «посуду» индейцы   наполняли мясом или овощами и кидали внутрь раскалённые камни. И не сетовали как мы на фастфуды. Ложки и миски они вырезали из оленьих рогов или твёрдых пород древесины. Перед охотой воины молились своим духам и просили прощения у животного за предстоящее лишение жизни. Индейцы не были вегетарианцами и, значит, не страдали анемией, дистрофией и плохой потенцией. Питались они обычно один раз в день и перекусывали «подножным» кормом, если удавалось. Местные овощи – кукуруза, тыква, кабачки, горький перец, помидоры, подсолнечник и бобы. Рис, лук, сахарный тростник привезли завоеватели. Индейцы, оказывается, очень любят тушёную ягнятину и тушёный птичий мозг. Очень смешно! Если хотите, посмейтесь со мной. Если не знаете над чем, даю подсказку: «куриные мозги». Если до Вас не дошло, тогда не смейтесь.
Перейдём к рыбе. В реке Колорадо живёт какой-то особенный вид хищной форели, которая не боится мутной воды. У индейцев существует запрет на ловлю мелкой рыбы. Почему, не знаю. Но и крупной рыбы в реке  предостаточно. Предварительно нужно задобрить богов. Их великое множество. Все природные явления, такие как ветер, снег, дождь, солнце имеют душу, а  все духи ждут подношений, уверены индейцы. Многим необъяснимым явлениям они приписывают сверхъестественные силы, способные изменять будущее. Естественно, хорошее будущее требует жертв. Предрассудки стали частью культурного наследия народа, особенно народа, окружённого удивительной природой.
На плато и внизу каньона всегда отмечается разница температур. Например, когда наверху всего плюс пятнадцать, а в долине жара до плюс сорока, все карабкались вверх, «под кондишен». Охотились на змей, сурков, индеек, баранов или бизонов. Не знаю как они относились к бараньим мозгам, а бизоньи были в почёте, будьте уверены. Навар из них зашкаливал по холестерину, но мы, современные люди, прекрасно знаем, что самые лакомые кусочки те, что с жирком. Стоит побегать по прериям за бизоном или за индейкой в крайнем случае, и никакая закупорка сосудов бляшками не грозит. Можно  пару раз в день сходить в каньон порыбачить.
Современные туристы, спустившись для рафтинга к реке и обессилев, иногда просят забрать их вертолётом, а иногда и вертолётом скорой помощи. Просто полетать над каньоном, как аттракцион, стоит 75 долларов. Прилететь из Лас-Вегаса на прогулку со всеми экскурсиями - 500 долларов. Сколько может стоить услуга скорой помощи, к счастью, не имею представления. Мы в каньон не спускались, а иначе нас несли бы оттуда вперёд ногами. Такое иногда случается и с молодыми людьми, которые рискуют за один день спуститься в каньон и вернуться обратно, что уже говорить о сеньорах. Так называют здесь людей старше 62 лет. Они пользуются льготами на билеты в парки и музеи. Медицинские страховки граждан США обычно действуют в штате проживания. А в других местах за всё надо платить.
Сделаю краткое отступление по поводу того, что здесь меня не покидает мысль, что американцы более спокойно относятся к смерти ближнего. Ни криков, ни стонов, ни рыданий. То ли религия даёт поддержку человеку более стойко переносить утрату, то ли нервы у людей крепче, то ли население большое, то ли частые природные катаклизмы приучили их принимать неизбежное не сгибаясь...