Лаванов А. Н. Нагасаки

Проект Русский Путь
В одной из морских разведок нам довелось нести таковую. В военном порту Нагасаки, в Японии. Наша подводная лодка благополучно проникла в порт Нагасаки и скрытно под водой вела наблюдение за проходящими японскими кораблями, производила съемку, изучала проходы и т.д.

Наш экипаж С-51 считался лучше всего подготовленным к выполнению таких задач. От соблюдения скрытности зависело многое. А в случае обнаружения нас в Японской бухте грозило большими неприятностями для нашего государства и конечно уничтожением нашей лодки. Тем более, что на Дальнем Востоке ежечасно ожидали нападения Японии на СССР. На западе наши войска терпели поражение от немцев.
Перед утром мы погружались на глубину и проникали в бухту, а с наступлением темноты всплывали и уходили в море для подзарядки аккумуляторной батареи.
Но как-то, в подводном положении лодка наша начала плохо управляться. Стали искать причины. Обнаружилось, что в пятый дизельный отсек поступает вода. А чтобы держать лодку в горизонтальном положении под водой нужно большое искусство рулевого горизонтальщика. Таковым был наш боцман Брагин. Но в одну из смен стоял на рулях старшина рулевых и не удержал лодку. Нос лодки медленно пополз вверх и лодка всплыла на поверхность залива среди бела дня.
В бухте стояло много кораблей военных и всяких, вдоль и поперек сновали кораблики.

Пожалуй никому из экипажей стоящих линкоров, крейсеров эсминцев и сторожевиков и в голову не могло прийти такого нахальства, что советская подводная лодка у них в бухте.

Срочное аварийное погружение и меры принятые к ликвидации такого явления все-таки дали возможность лице зреть японцам в течение нескольких минут советскую субмарину.

Нам видимо подвалило счастье в том, что нашу лодку приняли за свою, проводившую учения. Такое иногда бывает в военных портах. В тот день до самой темноты мы отлеживались на грунте, затаившись, без обеда и ужина. Только глубокой ночью, всячески соблюдая осторожность вышли из бухты и всплыли на поверхность.
Теперь начались поиски причин поступления воды. Сам командир лично проходил отсеки. Были вскрыты все настилы и обследованы трюмы. Но течи нигде не было обнаружено. Тогда решили погрузиться на глубину и снова все просмотреть. На глубине 40 метров ничего не было обнаружено, а на 60, в нашем дизельном отсеке появилась заметная струйка воды. Со временем, незаметно она протекала вдоль отсека и собиралась в носовом трюме. Таким образом, если просто смотреть в трюм сверху, то воды мало, а на самом деле этого количества хватало, чтобы не зная причины влиять на управление лодки.

Поскольку уровень воды в носовой части был больше, то решили вначале откачать ее насосом. Но вода не убывала. Значит требовалось обследовать клапан, что и выпало на мою долю.

Надо знать, что в подводной лодке, в особенности в ее трюмах в целях экономии места все переплетено трубами, магистралями, кабелями, приводами и т.д., а клапан откачки воды был на самом дне трюма. И я вниз головой, перегибаясь через трубы не мог до него добраться. Тогда было решено снять часть одежды с меня, чтобы не был такой толстый. Сняли ватник и комбинезон. Однако как я ни старался протиснуться между трубами и насосами – ничего не получалось. Вытащили меня обратно на настил. Сам я не мог вылезти так как висел вниз головой. Решили снять всю одежду, оставив на мне только тельняшку и трусы.

  Теперь мне удалось протиснуться между труб и вниз головой дотянуться до клапана. Оказалось, что тяга управления клапана была не зашплинтована. Мне сверху на шпагате опустили инструмент и минут через десять все было сделано. Я попробовал вылезать, но не тут то было… Сверху меня торопили, называли по имени, шутили. Но мое туловище не двигалось застряв меду труб. Тогда меня стали тащить за ноги и вытащили только до половины, теперь можно было не висеть вниз головой. Но дальше мое тело не выходило. Голову пронзила мысль: «А если не вылезу?» Наверху давали советы, как повернуться, какую ногу куда вытянуть… Но эти советы меня только раздражали и заставляли больше нервничать.

И опять мысль: «Вдруг не вылезу?» Попытка «выдавиться» до боли в ребрах оказалась бесполезной. Обессилив, решил передохнуть и с полчаса лежал между труб. Наверху не на шутку забеспокоились, опустили мне масла, чтобы смазать мне туловище. Но я этого не смог сделать, т.к. руки были выше груди, а тельняшка задралась к горлу и мешала. Теперь меня стали втягивать наверх по команде «раз, два – взяли»… И в одну из таких команд я с силой рванулся и грудь выскочила из-под трубы… Теперь смог сам вылезти. Не знаю почему, но у всех кто был в отсеке на их лицах были улыбки. Оказалось, что и на моем лице тоже сияла улыбка.
  Клапан открыли, воду откачали и нашли причину: пропускали верхние «грибы»: вторая пара клапанов, перекрывающих поступление забортной воды. Неисправность устранили. Сделали пробное погружение. Все в порядке. Через три дня, закончив разведку, мы прибыли в родную базу.