Лаванов А. Н. Не морочьте людей

Проект Русский Путь
Это было зимой 1942 года. Во Владивостоке военные корабли Тихоокеанского флота обычно базировались за кромкой льда, неся дозорную службу.

Наши подводные лодки стояли на позициях в районе бухты «Святой Ольги» и нам была придана плавбаза «Чукча».

Это старый задрипанный угольный буксир, достоинством которого была грязная, но отличная баня, работающая на пару. Да еще два кинофильма «Богдан Хмельницкий» и «Антон Иванович сердится», которые нам крутили на «Чукче» всю зимовку с октября по май.

В одном из дежурств на позиции нас одолел холод, измотала мертвая зыбь за две недели, а до конца дежурства оставалось столько же. А «Чукча» вон она, едва виднеется на горизонте, вся окутанная дымом… И командиры боевых частей уговорили Кучеренко Ивана Фомича, нашего командира, и комиссара Миронова Сергея попросить Азарова, комдива, разрешить на несколько часов подойти к «Чукче» погреться в баньке. Комдив Азаров был вспыльчивым, с крутым характером капитан второго ранга, не терпящим исключения и поблажек в боевой подготовке.
Семафором мы запрашиваем у лидера «Тбилиси», где находился комдив, разрешения подойти к «Чукче».
 
Последовал ответ – «Зачем?»

Командир наш отвечает - «Погреться».

Тогда с мостика «Тбилиси» сигналят... И наш сигнальщик Витя Базанов читает - «Не морочьте людей. Комдив»…

Все ошарашены резкостью ответа. Командир наш говорит: «Старшину рулевых – наверх!» «Есть старшина!»  Кучеренко ему: «Может твои рулевые напутали?» Вон повторяют текст… Фридьев читает: «Не моро… чьте людей, Комдив». Тогда Кучеренко командует: Боцмана наверх, срочно!» Боцман Братин, неказистый на вид, заспанный, так как спал после вахты, бегом, бегом вверх по трапу: «Есть
боцман!» Кучеренко ему: «Третий раз повторяют. Азарова не знаете!? Читайте…»
С лидера «Тбилиси передают теперь медленно, и боцман читает по слогам: «Не морочьте людей. Комдив», и дальше «– командиру прибыть на борт «Тбилиси», грамотеи. Комдив Азаров».

Нашему командиру подводной лодки было сделано изрядное внушение, а всему экипажу, в особенности рулевым, пришлось в поте лица сдавать экзамен по практическому знанию флажкового семафора.. На зато в баньке попарилась вся команда и вновь просмотрели кинофильмы.

А буквы «Ч» и «З» похожие в передаче и прочитанные Витей Базановым наоборот еще долго были насмешками над подлодкой «С-51».

Лаванов Алексей. 2005 г.