Лаванов А. Н. Гальюн-гаупвахта

Проект Русский Путь
А как быть морякам-подводникам в случаях острой нужды человеческого организма?
Вообще подводники в силу особого режима и условий привыкают не пользоваться туалетом в подводном положении. Об этом необходимо заботиться заранее, а как? — это твои проблемы.

На протяжении семи лет на нашей «С-51» было только два случая использования туалета, который именуется по-морскому»гальюн».

Первый случай был уже во время войны во Владивостоке. Старшине торпедистов Якунину «подвело» живот. И как он не мучился, терпению наступил конец. И он запросил центральный пост разрешить воспользоваться гальюном в седьмом отсеке. А гальюнов на лодке было два: в третьем и в седьмом отсеках. Это обычная, но компактная кабинка с унитазом и нужными принадлежностями, пользоваться которой разрешается только в подводном положении. И никто из экипажа за все время
службы на «С-51» не нарушил это правило. В пользовании гальюна есть еще одна тонкость: «содержимое» выталкивается в забортную воду сжатым воздухом давлением выше, чем существует в данный момент давление глубины забортной воды. И тот, кто забыл и не помнил об этом, рискует получить содержимое себе на голову.
А еще гальюн применялся как мини гаупвахта для какого-нибудь из провинившегося во время дальних походов. Представьте себе: в этой кабинке сидит запертый на шпингалет нарушитель, отбывая наказание.

А в центральном отсеке много очень интересного. Лодка то всплывает, то погружается на глубину. Слышатся команды и расчеты. Поочередно работают насосы. Перекладываются горизонтальные и вертикальные рули. Четко дублируются команды и записи в ходовой журнал, А иногда и комментарии..! Это командир, поднимая перископ, «делится» впечатлениями. Так что «узнику» скучать не приходится. Единственное неудобство-теснота. А «трое суток на хлеб и воду? «Так кто ж из соратников не подсунет страдальцу пару котлет и печенье с маслом..? Да к тому же его выпускают два раза в сутки нести свою боевую вахту. Глядишь, уже в конце первых суток унитаз превращается в мягкое кресло из матраца и резиновой подушки... Уже на вторые сутки «узник» начинает надоедать, и идут разговоры, что ему наказания достаточно. За все годы службы у нас было три таких ареста. ... А наш старшина Якунин тогда воспользовался гальюном и по всем правилам его прочистил. Но как только закрыл за собой дверь, весь «аромат» собравшийся в кабинке, сразу же распространился по седьмому отсеку. Затем заполонил шестой, пятый, и дошел до первого... Сочувствуя Якунину, мы в душе его поругивали... , и все до одного решили не пользоваться гальюном, а дожидаться всплытия на поверхность во что бы то ни стало. Второй случай произошел через год на Северном флоте у берегов Норвегии в районе Тромсё и едва не привел к гибели нашей лодки.

А. Лаванов. 2001 г.