Лаванов А. Н. Три взрыва

Проект Русский Путь
Рассказывая о бытовых нуждах в боевой жизни подводников нельзя не рассказать об одном случае пользования туалетом, который мог стать причиной последних минут жизни всего экипажа подводной лодки «С-51».

Потопив в одном из походов крупный танкер, который горел трое суток, закрывая черным дымом половину норвежского неба в районе Тромсё, и сгорел до конца; а также эсминец, которому наша торпеда оторвала корму, и он затонул; уцелев от преследования конвоя и самолетов, отделавшись незначительными повреждениями от разорвавшейся мины, – мы продолжали поиски противника. Ночью произвели зарядку аккумуляторов, а днем наблюдали за берегом в подводном положении. В этом однообразном ожидании на перископной глубине в разглядывании занесенных снегом прибрежных берегов есть что-то утомительное. Утомившись, командир передал вахту старпому Юдовичу прилег отдохнуть в свою маленькую каюту. В каюте командира длина диванчика – под средний рост, а наш Кучеренко ростом за 190.

В перископ увидели самолеты и погрузились поглубже. Затем опять всплыли: ничего на поверхности земли и моря не наблюдалось.

В центральном посту открыта дверца и там, развалившись на матраце, отбывает наказание Вова Корчагин, мой командир отделения у правого дизеля «за непочтение комиссару Сергею Миронову». Повздорили. ...Вот и старпом Юдович закончил вахту и передал ее командиру боевой части 2-3 / БЧ 2-3/ Петру Прокопчуку. В отсеке все спокойно, а затем Вовка говорит Прокопчуку. «Мне бы в гальюн...».
- Да ты что, мы ведь под водой! Терпи ...» И так продолжалось часа два. Пришел в центральный пост Вадим Комиссаров, наш штурман, делать свои прокладки курса. А Вовка опять канючит: ...»Не могу...» В результате, посовещавшись, Прокопчук и Комиссаров дают «добро». Прокопчук бегло осматривает горизонт, затем небо в зенитный перископ. Ничего подозрительного нет. А командира не стали беспокоить. На всякий случай ушли на глубины 60 метров.

Вовка добежал на цыпочках /шуметь нельзя/ в седьмой отсек попользоваться гальюном по всем правилам и сразу же поспешил на свое боевое место... Дойти не успел, как огромной силы взрыв отшвырнул лодку в сторону. Затем второй и сразу же третий... Лодка задрожала всем корпусом, и нос ее начал задираться вверх. Командир выскочил из своей каютки: «Боцмана на руль! «Полный назад! Оба! Вахтенный, что произошло? Почему? Прокопчук не мог, сказать почему?.. Только потом, на базе, спустя много времени... Молчал и весь экипаж тоже до поры до времени о том, что выпущенный из гальюна сжатый воздух с глубины 60 метров на поверхности моря стал прекрасной мишенью для вражеских патрулирующих самолетов и едва не стал гибелью для «С-51».

А. Лаванов. 2005 г.