Некоторые рецензии на стихи Игоря Белкина

Александр Миронов Ск
Давно собирался опубликовать отдельно то, что написано в разные годы по творчеству моего друга и большого русского поэта. Трудно найти всё, но... что-то буду выносить сюда постепенно. Сначала под цифрами, потом объединю. Сегодня начинаю.

Рецензия на «На стыке двух миров» (Игорь Белкин) http://www.stihi.ru/2015/11/26/2845

Не стык здесь пары миров, а целый перекрёсток! Или даже площадь некоего "согласия", куда, как и на парижскую площадь вливается больше десятка улиц! Космическое и земное, идеальное и материальное, историческое и мифологическое и т.д.

Да и географические "миры" присутствуют. Вряд ли в современной поэзии можно найти ещё хотя бы десяток таких многослойных философских "пирогов". И, тем не менее, Игорь Белкин поместил стихотворение в раздел лирики любовной (!). Но как же блестяще выстроен стих!

Это ж надо так суметь - провести житейскую " pro любовную линию" через философию Гераклита!
( вставка) Всё, что известно о Гераклите, можно найти в справочной литературе. И, чтобы читателям, любящим творчество Игоря Константиновича, было более понятно, о чём идёт речь, поясню через небольшой исторический экскурс:

Гераклит из Эфеса - это не просто один из самых загадочных философов в истории человечества. Его мысли и тезисы (хотя и дошедшие до нас лишь фрагментарно) лежат в основе почти любых философских течений, разделов и направлений от античных до современных - диалектики и метафизики, идеализма и материализма и даже...коммунизма и экзистенциализма (!). Философы разных времён использовали изречения Гераклита и в форме почти прямого плагиата, и в попытках развить и продолжить его мысль.
 
Понять Гераклита невозможно без понимания эпохи, его жизни и места пребывания.
 
Эфес - малоазийский город, соседствующий с Милетом и Смирной.
В 70-е годы, будучи студентом и занимаясь греческой колонизацией, я приезжал в Институт Истории в Москве и несколько раз встречался с М.М. Кобылиной - автором книги "Милет". Помню, что спорили о феномене Эфеса, Смирны и Милета - этих уникальных греческих полисах. Спорили по хронологии колоний, но сходились в одном - Милет 7-5 веков до н.э., основавший только на побережье Чёрного моря более 90 колоний, был неким "порт-ройалом" для всевозможных авантюристов и изгоев всей Греции. А вот Эфес - это был не только финансовым "уолл-стритом" для колониальных экспедиций, но и (во многом благодаря знаменитому Храму Артемиды) своеобразным научным и культурным "сколково" всего эллинского мира.

 Афины постоянно вели войны и до "золотого века" Перикла, до расцвета афинской школы было ещё далеко. В совокупности эти три города были "вторым Вавилоном".
Тем более удивительно, что Гераклит, принадлежа к царскому роду, отказался от благ удалился в Храм! И мыслил.., пренебрегая приглашениями и персов, и греков. А заодно и мнением соседних (милетских) философов.

Но вернёмся к стиху...

"и зря Вас беспокою
словами, брошенными влёт
бездумно, легковесно,
но так душа моя поёт,
простите эту песню!"

- по Гераклиту идеалом для души являются сиюминутные и мгновенные "чистые" мысль и разум. Это белые или сухие "испарения" всеобщего Огня. Они бестелесны. Поэтому общественны. Но...без прошлого и будущего (?). Они чисты потому, что без ДЕЙСТВИЯ! И всё же телу приятнее ВЛАГА. А в ней - угасание.

 И это нормально. Как я понимаю суть его мысли в этой части - это небольшое преобладание первого (сухого) над вторым (влажным), которое объясняется чувственностью человека.

То, что я вижу и ощущаю в этот момент - оно таковым и является. Солнце такое, каким мы его видим (ну чем не субъективный идеализм!).

"Скандален мир, а мы – ничуть,
и, всматриваясь в дали,
воспринимаем жизни суть
и в счастье, и в печали,"

Согласие по Гераклиту - в единстве различий и противоположностей. Реальность - это Единое, находящееся в движении. Без них Вселенная будет уничтожена.

"нам с Вами нечего делить,
ни бедность, ни алмазы,
мы веруем, как Гераклит,
в огонь, родивший разум."

Огонь у Гераклита един. Но он многообразен и цикличен. Из него вышли и боги, и люди, и...разум. Разум? Тогда что же такое гераклитовский ЛОГОС (или Слово)?

Говоря о периодическом возгорании и затухании "огня", Гераклит подводит нас к мысли о повторяющемся "космическом пожаре" с постоянными возвращениями Вселенной в состояние статического хаоса и новым "взрывом" затем с разлетающимися галактиками, солнечными системами с "белыми и чёрными испарениями".

В этом отношении философия Гераклита более последовательна и правдоподобна, чем теория Большого взрыва Вселенной Энштейна, Фридмана, Зельдовича и других (А.М).
Пусть так. Но что же тогда управляет этой цикличностью? Тот самый ЛОГОС. Или Слово, о котором И. Белкин говорит в предпоследнем катрене.

Нечто непостижимое и непознаваемое, в которое можно лишь верить или не верить. Вот поэтому и "страдает Нострадамус" (знавший даже дату вскрытия своей могилы солдатами), и "трубят архангелы в раю" - всё повторяется и всё предопределено.

И сын Зевса и Электры снова построит Трою, Парис похитит жену спартанского царя. А тот - разрушит город.

Чувственные вещи изменчивы утверждал Гераклит. А причиной новых влечений является всё предыдущее развитие человечества и история мира. Поэтому Елена опять войдёт в хоромы, зажигая огонь любви и страсти, а Менелай будет гореть от ревности. И это - часть всеобщего предопределённого огня.

Потрясающий стих! Игорь, я сомневаюсь, что ты, подобно мне, так глубоко окунался в античные историю и философию. Я-то занимался этим в универе, копался в "отделах редкой книги" в разных библиотеках страны. Профессия типо такая. Но ведь в твоих строчках умещается такая гора знаний и мыслей, что возникает ощущение, будто тебе "нашептывают" сверху.

Причём из разных эпох.

Александр Миронов Ск   12.11.2016 03:12