Не очернить

Светлана Леснова
"Дай Бог, чтобы твоя страна
 Тебя не пнула сапожищем..."
                Евгений  Евтушенко
"Надеюсь, что на родине все-таки не вырастет снова тот сапожище,
что когда-то дал мне пинок в зад" - смеялся антисоветский
букеровский писатель Василий Аксёнов.


Надеялся, наверно, зря.
И в Петербургской средней школе
Сапог последнего царя
Открыт  под  живописным слоем.

Так брешь, во времени дыру
Пробив, мальчишка шаловливый,
Сейчас, в шестнадцатом году,
Соединил несовместимых.

Портрет советского вождя.
А за его спиною – царский.
Искусству верность ли храня
Накладывал слой чёрной краски

На  светлый лик, тем жизнь продля,
Учитель школы  Измайлович,-
Той тайны разгадать нельзя,
Как спрятанных души сокровищ.

Картина – символ двух эпох
С воздействием неотразимым.
Пусть двойственность России - в бок
Кому-то, острая, как  вилы,-

История  у  нас одна.
Переписать её едва ли
Получится – чеканная,
Как стороны одной медали.


Двухсторонняя картина  высота 3м ширина 2 м

1я сторона - Портрет Николая II   1896г. Илья Галкин
2-я сторона - Портрет В.И. Ленина 1924 г. Владислав Измайлович. 

----------
Портрет Ленина почти сто лет скрывал изображение Николая II
-----------
Статья Ольги  Маркеловой, Комсомольская правда 12.11.2016

Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года. -  в год 400-летия дома Романовых,  выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в ботинках.
Искусствоведы Русского музея, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога...
Картину просветили ультрафиолетовым светом, и стало ясно: на другой стороне - портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.
В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович думал иначе. И однажды, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II. Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского императора.
В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.
Художник написал картину за считанные месяцы. Вождя пролетариата он изобразил в полный рост на фоне Петропавловской крепости и Исаакия. Вместо нового холста Измайлович использовал обратную сторону замазанного портрета императора, не грунтуя холст, чтобы не испортить картину на обороте.Худсовет принял работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.
Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.
Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица. Работа шла три года. Стало ясно, что изображение царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Например, на полотне обнаружили следы штыков, но благодаря покрытию черной краской, изображение сохранилось идеально.
После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике.
Увидеть его можно будет 30 ноября в Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица  в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.
Потом картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.
Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке узнали потомки? Доподлинно неизвестно. Долгое время художник продолжал работать в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина. Учениками школы к слову были Аркадий Райкин и Сергей Довлатов.
Справка:
Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.
Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Преподавал в учебных заведениях Ленинграда.
* * *
Дуализм всей существующей жизни во вселенной – связка света и тьмы, добра и зла, знания и заблуждения, истины и лжи, духа и материи.