Под китайской крышей дуба. 14 тетрадь. 2011-2014

Игорь Бурдонов
2011

СОВЕТЫ СТАРОГО ХАЙДЗИНА

    Когда идёшь по тропинке и перебираешь три жёлудя в ладони,
    и когда роняешь один из них,
    не наклоняйся, чтобы поднять его, а иди дальше
    и незаметно вырони второй жёлудь, а потом – и третий.

    Когда увидишь сгорбленную старуху,
    смотри на неё до тех пор, пока не увидишь маленькую девочку.
    Когда увидишь маленькую девочку,
    смотри на неё до тех пор, пока не увидишь сгорбленную старуху.

    Если ты вдыхаешь запах цветущей липы,
    значит ты находишься в том времени,
    которое занимает примерно 4% твоей жизни.
    Но и в это время ты ведь не всё время вдыхаешь запах липы.

    Не рифмуй!

2011 год


опубликовано в интернет-журнале "Московский BAZAR". №2 (4), 2012. Моссалит

Вечернего парка аллеи так медленно гаснут.
За спинами тёмных дубов оживляются тени.
Сижу на скамейке и жду неизвестного часа.
Детёныш ночной тишины прилетел на сиденье
И пёрышки чистит, и смотрит в глаза мне сердито.

25 июня 2011 года


ГОР  И  ВОД  АЛЕЙ  СВЕТ
ГОРИ  ВОДА  ЛЕЙ  СВЕТ

2011 год


хокку

Я не заметил
Как осень молча ушла
По снежной тропе

17 ноября 2011 года


опубликовано в интернет-журнале "Московский BAZAR". №2 (4), 2012. Моссалит

Вот выплеснулись первые цветы
С расширенными жёлтыми зрачками.
И сердце времени толкалось с высоты
О грудь земли неровными толчками.

Вот ходит дворник, склёвывая мусор,
И жгёт траву исчезнувшей эпохи.
Вот девушка с косою тёмно-русой
С ладони птицам стряхивает крохи.

Вот уползает в тень последний снег –
И влажный след тропу пересекает.
Свой путь от альф до сумрачных омег
Который раз природа начинает.

И я за ней – как пёс на поводке:
Зрачки как блюдца, в сердце колотун.
И даже воробей в березняке
Всё про любовь чирикает, болтун!

2011-2012 годы


2012


Под китайской крышей дуба,
многоярусной и снежной,
прислонясь спиной к колонне,
слушать крик вороны призрачной
и смотреть в пустое небо
цвета табачного дыма,
цвета замёрзших дождей.

2 января 2012 года


Вдоль стены крепостной или дачной,
по белой коже, заросшей сухой травой,
идти и слушать
как падает снег
с монастырских ветвей
заброшенного сада.

2 января 2012 года


По заледенелой дорожке,
повисшей в пространстве
пустынного снежного парка,
во времени и в мирах
люди двигаются попарно:
впереди говорят о болезнях,
позади говорят о деньгих,
а мы молчим в середине,
замерзая в прозрачных стихах.

2 января 2012 года


МАЛЕНЬКИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ

цикл циклов:
16 циклов по 6 картинок и 6 текстов в каждом цикле.
Некоторые из них следует считать стихами.

Долгое время у меня хранились забавные бумажки размером 8 на 10 см, склеенные красивой спиралью. Но я не знал, что с ними делать. А теперь придумал: я их все разрисовал - циклами по 6 штук. Потом добавил надписи и названия циклов. Потом стал думать, как назвать весь цикл циклов. У меня было рабочее, техническое название “МАЛЕНЬКИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ”. Я решил его и оставить. 
5 января 2012

Весь цикл циклов с картинками можно посмотреть здесь:

 
1. Деревья ждут

1. Чего ждёт это дерево? Они никогда не вернутся по тихой воде.
2. Ты можешь сколько хочешь ходить по этой тропе – деревья ждут не тебя.
3. Вон как выросли горы. Теперь деревья ждут, когда горы рассыпятся.
4. Дерево у края обрыва всегда ждёт падения. Сто лет может ждать, и двести.
5. Деревья в деревне растут, а крыши домов не растут. Деревья ждут, когда их вырубят.
6. Если горы не идут к деревьям, то и деревья не идут к горам.
 
2. Формула мира

1. Формула подземного мира учитывает строение пластов, полостей и восходящих нагромождений.
2. Формула надземного мира учитывает расходящиеся потоки гор, камней и деревьев.
3. Формула лесного мира учитывает опушки, прилегающие луга и противопожарные канавы.
4. Формула животного мира учитывает, кто кого ест.
5. Формула утреннего мира учитывает градацию световых полей и пронизывающие их тонкие лучи.
6. Формула мира сновидений учитывает расстановку сил и направление главного удара.

3. Истории про людей

1. В лодке всегда двое: один – Орфей, другой – Харон.
2. Если долго сражаться – окаменеешь. И у подножия вырастет трава.
3. Когда двое разговаривают, третий подслушивает, а четвёртый – Будда.
4. Мы собрались сегодня, чтобы решить судьбу мира. Кто начинает?
5. Даже поссорившись, Он видел круглые камни, а Она – острые.
6. Ядовитый аленький цветочек. Что нам с ним делать?
 
4. Кто здесь похоронен?

1. Старые горы и ветхие мостики. Кто здесь похоронен? Легенды рухнувших империй.
2. Мрачные камни. Кто здесь похоронен? Рассветы, закаты, тысячелетия.
3. Начало света среди высоких стел. Кто здесь похоронен? Ещё один бессмертный.
4. Ясным днём среди этих плит. Кто здесь похоронен? Первый, второй, третий… считай, считай.
5. Бегут облака, зеленеют травы. Кто здесь похоронен? Любимая собачка мёртвой принцессы.
6. Здесь так светло, и так грустно. Кто здесь похоронен? Мы уже ушли с кладбища, здесь никого нет.

5. Что значат эти иероглифы?

1. Что значат эти иероглифы, похожие на шёпот болотных трав?
2. Что значат эти иероглифы, похожие на ветер в гудящих соснах?
3. Что значат эти иероглифы, похожие на эхо крика в горах?
4. Что значат эти иероглифы, похожие на песню, прилетевшую из-за моря?
5. Что значат эти иероглифы, похожие на голоса теней ушедшего дня?
6. Что значат эти иероглифы, похожие на звуки коротких стихов?

6. Один ствол и три ветви

1. ; У берёзы один ствол, три ветви и шесть листьев.
2. ; У ели один ствол, три ветви и три иголки.
3. ; У липы один ствол, три ветви и одиннадцать листьев.
4. ; У сосны один ствол, три ветви и пять иголок.
5. ; У дуба один ствол, три ветви и четырнадцать листьев.
6. ; У можжевельника о дин ствол, три ветви и семь иголок.

7. Ты же видишь

1. Ты же видишь: в прорехе мира ясный свет за краем земли, там, далеко.
2. Ты же видишь: в утробе мира спят зародыши будущих дней, уже цветные.
3. Ты же видишь: снятся долинам горы, воздуху снятся камни, и наоборот.
4. Ты же видишь: в театре мира представление лишь начинается, за занавесом занавес.
5. Ты же видишь: облака плывут меж деревом и камнем, поверх пирамид.
6. Ты же видишь: земля обнажает свои скалы, вырастающие из живого леса.

8. Поэзия листьев мира

1. Ап`ч, о`-пла-х`ш, уйю-и –  Я уклоняюсь, любовь ушла, мы чужие друг другу (язык качающихся листьев).
2. Ии-и-и`тч! Тш`р, т`р-щь! – Мы слетаем на землю! Подобны тучам, подобны дождю! (язык пикирующих листьев).
3. Ай-ию-ш, лл`ни к`шую-л`ли – Медленно падает свет, ловит его тот, кто выше и вниз пропускает (язык восходящих листьев).
4. Ту-ю`ушь. З`за-л`фь-ию юн д`лот`-в`в – Дни ушли, шелестя. Зелень неба сменится скоро красной землёй (язык подвядших листьев).
5. Б`п`б-оы, шш`ф-ал`иры, тр`вы – Опусти свои плечи на свои колени, блестят твои волосы и скользят руки (язык влажных тяжёлых листьев).
6. Н`н`н-л`н`н-о, лл`нн`-бо`я льшь-и – Протяни ладони книзу, пальцами чувствуй воздух и пей его (язык узкого сухостоя).

9. Позы сочинения стихов

1. Поза тяжёлых рифм.
– У меня такое чувство, как будто мир потихоньку исчезает.
– Чувства ненадёжны, коллега. Не исключено, что исчезаем мы сами.
2. Поза усидчивости гранёной яшмы.
– И ты думаешь, что будешь вот так сидеть, сидеть и напишешь стихи?
– Ты ничего не понимаешь, женщина: я стараюсь не думать!
3. Поза поклонения музам.
– Подобно камню с острыми гранями преткновения.
– Подобно воде ускользающе объемлющей.
– Подобно солнцу большого восхода.
4. Поза парного созерцания.
– Образ чарующий чудится в дали туманной…
– Странно, сегодня мне чудится что-то иное.
5. Поза ловли вдохновения.
– Ты не уснул ли, рыбак в одинокой лодке?
– Мимо плывут голубые холмы, и ты проплывёшь.
6. Поза бегущей строки.
– Дни пролетают как птицы и как облака.
– Дни неподвижны, это падает время сквозь них.

10. Хаттские безделушки Бурушхаттума

1. Флакон для запаха.
Непутёвый сынок Великого царя Бурушхаттума спрятал этот флакон в стене пещеры, в неглубокой расщелине. Бывало убежит от стражи, проберётся в пещеру, достанет флакон и нюхает, нюхает. Потом обычай делать флаконы для запаха переняли китайцы. А в наши дни многие нюхают совсем без флаконов.
2. Футляр для письменных палочек.
У Великого царя Бурушхаттума был придворный писец, в обязанности которого входило записывать всё подряд. А чтобы письменные палочки не портились, он придумал хранить их в футляре на костяных застёжках. Потом обычай записывать всё подряд переняли китайцы, только они писали кисточками, но футляр для кисточек у них был точно такой же. А в наши дни в таких футлярах чего только не хранят.
3. Кусок бивня мамонта.
Великая царица Пурусханда получила этот кусок в подарок от своего супруга, Великого царя Бурушхаттума. Бывало она, как проснётся утром, подойдёт к куску и любуется трещинками. Потом обычай смотреть на трещинки переняли китайцы, только они не просто так любовались, а гадали на панцирях черепах и лопатках крупного рогатого скота. А в наши дни все кому не лень гадают по виртуальным трещинкам на мониторе компьютера.
4. Шароскоп «Беседка».
У Великого царя Бурушхаттума был мастер, который вырезал из камня шароскоп в форме беседки. Смотришь через хрусталь на свет и видишь на слюдяной пластинке изображение городской стены Хаттушаша. Царю так понравилась эта игрушка, что он казнил мастера. Потом обычай делать игрушки из камня и казнить мастеров переняли китайцы. А ещё потом «Беседки» делали из пластмассы и вставляли туда фотографии детей на фоне Кремлёвской стены. Но в наше время шароскопы уже не делают.
5. Нож для разрезания папируса.
Великому царю Бурушхаттума этот нож подарил египетский фараон Пепи Второй. А папирус не подарил, и Великий царь не знал, чего с этим ножом делать – он ведь тупой. Потом обычай изготовлять такие ножи переняли китайцы, только они резали ими не папирус, а бумагу. А в наши дни такие ножи продаются как сувениры, потому что, хотя бумаги навалом, но никто уже её не режет.
6. Стакан для палочек.
У Великого царя Бурушхаттума был гончар, который любил выпить. Однажды спьяну он слепил такой кривой стакан, что Великий царь разгневался. Но находчивый гончар заявил, что этот стакан – произведение искусства, и предназначен не для питья, а для хранения письменных палочек. И стакан отдали придворному писцу. Потом обычай делать такие стаканы переняли китайцы, только палочки у них были не для письма, а для еды. А в наше время в таких стаканах чего только не хранят.
 
11. История камня

Это стихотворение написано в 1997 году.
Оно посвящено классическому китайскому роману
"Сон в красном тереме",
известному также под названием
"История камня"
1. Сон камня. Снятся цветы и птицы.
2. Непрочных созданий ладони и лица.
Ручья незадумчивая водица.
3. И чья-то упавшая в воду ресница.
И шёлк рукавов небесшумно струится.
4. И кто-то глядит и увидеть боится.
Истории камня печальны и светлы страницы.
5. Порывистый ветер то кружит, то вдаль устремится.
Каменных снов он не может нарушить границу.
6. Тот, кто умер, ещё раз не может родиться.
Если он не цветок и не птица.
 
12. Обрывки текста на разных планетах

1. На планете Тик-Так`тук обрывки текста не выбрасывают,
а строят из них высотные дома.
2. На планете Биль-Буль`ля обрывки текста не выбрасывают,
а закрывают ими дырки в пространстве.
3. На планете Шик-Шук`ишь обрывки текста не выбрасывают,
а выращивают из них деревья и травы.
4. На планете Рим-Рям`рю обрывки текста не выбрасывают,
а складывают в стопки и связывают в снопы  до самого неба.
5. На планете Пик-Пок`пу обрывки текста не выбрасывают,
а живут внутри них.
6. На планете Фиг-Фак`фу   обрывки текста не выбрасывают,
а сшивают в книги, которые уносит ветер.

13. Деревья как будто

1. Дерево в китайском духе.
Как будто в густой тишине
увязла летящая муха.
2. Два дерева в травяном стиле.
Как будто рассветную рань
кривые дожди искогтили.
3. Три дерева в зимнюю пору.
Как будто треножники Дин
несут на свещенную гору.
4. Бегут от сосен берёзы белые.
Как будто колючие стражники,
как будто преступники беглые.
5. В долине стояли ели.
Как будто египетские пирамиды
крылья свои потерять не успели.
6. Мрачный еловый лес.
Как будто старый штангист
не может поднять свой вес.

14. Игральный кубик Бурушхаттума

Китайский император Яо подарил Великому царю Бурушхаттума игральный кубик размером с колесницу. Великий царь имел обыкновение залезать внутрь кубика и изнутри любоваться окружающими гранями.
1. Если изнутри игрального кубика посмотреть налево, то увидишь, как на горе Гэнь сидит восточный человек, выпивает и, обмахиваясь веером, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве 4 красных птичьих глаза.
2. Если изнутри игрального кубика посмотреть направо, то увидишь, как на берегу озера Дуй сидит западный человек, выпивает и, закусывая маслиной, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве 3 чёрных птичьих глаза.
3. Если изнутри игрального кубика посмотреть вперёд, то увидишь, как около огней Ли сидит южный человек, выпивает и, закрыв глаза и развесив уши, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве 5 чёрных птичьих глаз.
4. Если изнутри игрального кубика посмотреть назад, то увидишь, как по грудь в водах Кань сидит северный человек, выпивает и, занюхивая бородой, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве 2 чёрных птичьих глаза.
5. Если изнутри игрального кубика посмотреть вниз, то увидишь, как под корнями дерева Сунь сидит нижний человек, выпивает и, пережёвывая корни, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве 6 чёрных птичьих глаз.
6. Если изнутри игрального кубика посмотреть вверх, то увидишь, как верхом на громе Чжэнь сидит верхний человек, выпивает и, жонглируя летающими тарелками, думает о судьбах мира, а сам прячет в рукаве большой красный птичий глаз.

15. Суровые древние мужики

1. Один древнеперсидский мужик был такой мудрый, что с утра к нему выстраивалась очередь сатрапов, пришедших за советом. Но мужик принимал только с 6 до 8 часов. А всё потому, что в 6 утра он пил шербет собственного изготовления, который действовал только 2 часа. К сожалению, в последующие века рецепт психостимулирующего шербета был утерян.
2. Древнегреческие мужики были те ещё подкаблучники. Ихние бабы страсть как любили петь и плясать под музыку. Вот они и заставляли мужиков целыми днями играть на кифаре. А чтобы те не отлынивали, придумали поить мужиков таким вином, чтобы играть можно было без устали. К сожалению, в последующие века рецепт музыкального вина был утерян.
3. Один древнегерманский мужик научился летать на брюкве и пиве. Пойдёт в горы, возьмёт в одну руку кружку с пивом, а в другую руку брюкву, и летит, летит. Но недолго – пока пиво в кружке не кончится. К сожалению, в последующие века рецепт летательного пива был утерян.
4. Древнекитайские мужики пили чай не просто так, а всё с какими-то выкрутасами. Бывало, усядутся на карусель, позовут дюжего варвара, он ручку крутит и карусель крутится. А мужики довольные, чай пьют и стихи сочиняют. К сожалению, в последующие века рецепт стихотворного чая был утерян.
5. Одного древнеиберийского мужика прозвали галлюциногенным матадором. А всё потому, что перед началом корриды он выпивал бутылку особого портвейна и потому двигался по арене так грациозно и непредсказуемого, что его никто не видел. И только в конце замирал рядом с умирающим быком. К сожалению, в последующие века рецепт галлюциногенного портвейна был утерян, а всю славу приписал себе Сальвадор Дали.
6. Древнерусские мужики от нынешних ничем не отличались. Вот также напьются водки, вскочат на запятки и давай кататься, да песни орать. Но делали это не часто, ограничивали себя, потому что водка была ядовитой. К сожалению, в последующие века Менделеев так улучшил рецепт водки, что от былых ограничений и следа не осталось.
 
16. Кожа рваных барабанов

1. Кожа рваных барабанов, в которые били в долине песчаных гор, где гулкое эхо, помогает от ностальгии по дальним странам. Сварить со специями, дать настояться и пить после еды.
2. Кожа рваных барабанов, в которые били у берега синего моря, где серые скалы, помогает от ностальгии по алым парусам. Разрезать на квадратики по 4 см2, присыпать йодированной солью и жевать по утрам.
3. Кожа рваных барабанов, в которые били рано-рано утром, когда камни ещё спят, помогает от ностальгии по юности. Истолочь в порошок, смешать с мёдом и принимать по столовой ложке два раза в день.
4. Кожа рваных барабанов, в которые били на перекрёстке столичного города, где сходятся бетонные дома, помогает от ностальгии по полноте жизни. Сшить в полотно размером 40x110, обернуть бёдра и так спать по ночам.
5. Кожа рваных барабанов, в которые били на вершине каменной колонны, что стоит среди дубовых рощ, помогает от ностальгии по несбывшемуся. Разрезать на тонкие полоски, связать в ремень и по пятницам стегать себя по ягодицам.
6. Кожа рваных барабанов, в которые били дипломированные шаманы, чтобы отгонять духов, помогает от ностальгии повсюду быть дома. Тщательно прожарить, сбрызнуть белым вином и любоваться вместо еды.

5 января 2012 года


опубликовано в интернет-журнале "Московский BAZAR". №2 (4), 2012. Моссалит

Приготовь мне лекарство
                по древним китайским рецептам.
Истолки в порошок
                этот яшмовый звук
                из небесной свирели.
Кожу рваных земных барабанов
                сожги и развей.
И на свитке воды
                напиши иероглиф судьбы
                наконечником падшего ветра.
И закрой мне глаза и шепни,
                что ты любишь меня.

27 января 2012 года


16-го февраля 2012 в 19:30 в книжном магазине "Dodo"
состоялась встреча с Верочкой Вербиной (псевдоним Веры Липатовой)
и ее книгой «Диалоги Богов».

В конце вечера я прочитал вот это:

По мотивам стихов
Верочки Вербиной

1. Два прочтения Верочки Вербиной

Спросил у ботаника:
          вот ведь деревья разные,
                как они видят мир?
                и есть ли такие, что носят очки?
Тот поперхнулся.

Спросил у священника:
          вот ведь разные веры,
                а что в их основе?
                не очковтирательство ли?
Тот поперхнулся.

Спросил у поэта:
          вот ведь Верочка Вербина…
Тот, не дослушав,
          поперхнулся стихами,
                которые можно читать
                то так,
                то эдак.

          Первое прочтение:

        в основе Вер –
        очки Верб –
        иной смысл,
        необычный

          Второе прочтение:

        в основе
        Верочки Вербиной –
        смысл необычный

2. Восемь логических функций, объемлющих мир

Она:
Любовь – не в бровь,
а в глаз.

                Он:
                Да нет же –
                гораздо ниже.

                Оно:
                Вы тут побеседуйте,
                а я пойду покурю.

Она:
Нелюбовь – не в бровь,
а в глаз
(другой, естественно).

                Он:
                Да нет же –
                ещё ниже.

                Оно:
                Вы тут побеседуйте,
                а я пойду чего-нибудь выпью.

Она:
Любовь минус нелюбовь –
не в бровь,
а в третий глаз.

                Он:
                Ну ещё чуть-чуть
                пониже.

                Оно:
                Вы тут побеседуйте,
                а я пока в туалет сбегаю.

Она:
Нелюбовь минус любовь –
вот это
уже
в бровь.

                Он:
                Ну вот –
                промахнулись,
                проехали,
                прошляпили,
                проболтали
                про то – про сё.

                Оно:
                Вы тут,
                а я в библиотеку пошёл.

Она:
Любовь и Нелюбовь одновременно –
попеременно
то в бровь,
то в глаз.

                Он:
                Как это?
                Как это?

                Оно:
                Вы тут,
                а я из библиотеки вернулся.

Она:
Любовь без Нелюбви
и Нелюбовь без Любви –
удаляются бесконечно.

                Он:
                В раскоряку.
                Мне это не нравится.

                Оно:
                Ага!
                Значит я – посередине!

Она:
Любовь или Нелюбовь –
выбирай, чего хочешь.
Больше ничего нет.

                Он:
                Когда больше ничего нет,
                то и выбора нет.
                Слишком,
                нет, это слишком.

                Оно:
                Ой! Ой! Ой!
                А мне-то куда деваться?

Она:
Нет ни Любви ни Нелюбви –
тишь и покой.
Почти нирвана.

                Он:
                Кошка драная!
                Как я обманут!

                Оно:
                Ну, вы погуляйте пока,
                а я тут побуду.

Пример девятой функции за пределами мира:

Она:
Нет Любви.

                Он:
                Нелюбви тоже нет.

                Оно:
                А что-то всё-таки есть.

Хором:
Так ведь
это
просто
жизнь…

3. Как сказать это?

Я
это
хотел
сказать

И
я
это
сказал

А ещё я сказал:

Я
это
хотел
сказать
И
я
это
сказал

Но опять получилось, что я сказал:

А ещё я сказал:
Я
это
хотел
сказать
И
я
это
сказал

И снова вышло, что я сказал:

Но опять получилось, что я сказал:
А ещё я сказал:
Я
это
хотел
сказать
И
я
это
сказал

Ну когда же
я скажу
только
это
и больше ничего?

февраль 2012


ЦВЕТЫ 8 марта 2012

серия из шести хокку

(смотри картинки)

В весенних ветвях
узкоглазые почки
вот-вот взорвутся.

Ветер весенний
летит над снежной землёй.
Все ждут чего-то.

Мартобрь ветрами
дул, как всегда, роняя
цветка цветковость.

Что с того, что снег?
Разве не весенние
лица девушек?

Что ждёшь ты весной,
лазоревка за окном?
Зимних семечек.

Под солнцем марта
растерянно кружится
снег запоздалый.

февраль 2012


интернет-журнал "Московский BAZAR". №7 (9), 2013. Моссалит
"ИНТЕЛЛИГЕНТ. Избранное", № 2, 2012
Липовский альбом для эскизов
цикл из 20 акварелей с 20 текстами
Смотри в отдельном файле: http://www.stihi.ru/avtor/bourdonov&book=12#12.
Липовка, май 2012 года


интернет-журнал "Московский BAZAR". №9 (11), 2013. Моссалит
Цветные тени деревни Липовка
цикл из 20 акварелей с 20 текстами
Смотри в отдельном файле: http://www.stihi.ru/avtor/bourdonov&book=13#13.
Липовка, июль 2012 года


Женские груди и другие детали августа
цикл из 11 акварелей с 11 текстами
Смотри в отдельном файле: http://www.stihi.ru/avtor/bourdonov&book=14#14.
Липовка, июль 2012 года


МАДЕЙРА в сентябре 2012

серия из девяти стихотворений

(смотри картинки)

1. Причал

Всё в мире изменилось.
Лишь облака всё те же
плывут над островом
на запад в океан
обратной тенью
каравелл старинных.

2. Улица и дом

Запрещено автомобилям
на эту улочку въезжать.
Там старый дом,
что на голову выше,
окном печальным ловит свет
и гасит в пыльной темноте.

3. Рынок

Для жёлтых, зелёных и красных,
для сладких, и кислых, и горьких,
и прочих тропических фруктов
базар – это жизнь после жизни
среди нескончаемых волн
бескрылых людей.

4. Дом у моря

Вот она – дорога к дому,
солнце, тени и ступени.
Дом, наверно, продаётся,
потому что окна тёмны,
и не убрана листва,
и безбрежно синее море.

5. Две скамейки с видом на океан

Если двое долго сидят
на решётчатых лавочках
и глядят в океанскую даль,
то через какое-то время
они исчезают в дали,
а их тени встают и уходят.

6. Игроки в карты

На улице, залитой солнцем,
средь шума людей  и машин
мужчины играют в карты,
мужчины играют в жизни,
мужчины играют в мужчин.
А женщины в карты не играют.

7. Тобогганщики

Водители двухместных тобогганов
ожидают влюблённых парочек.
Почему непременно влюблённых?
Ну, не знаю: такой у них вид,
у этих мужчин в белых одеждах
и жёлтых соломенных шляпах.

8. Очень раннее утро

Когда утро такое раннее,
что ещё не проснулись краски,
непременно увидишь свет
и его отраженье в море,
а ещё обязательно лодку,
одинокую и вдали.

9. Две скамейки с видом на сад

Райский сад всегда
за каменной стеной,
а в каменной стене
два каменных сиденья
друг напротив друга,
чтобы двое посидели,
помолчали,
посмотрели,
повздыхали,
поседели
и ушли.

сентябрь 2012


Какие-то неправильные люди
мне принесли на розовом блюде
твою голову золотоволосую.
Я дал им посохом по носу
и закричал: да что ж это такое!
Должно быть блюдо голубое.

11 октября 2012 года


Ещё одна осень – уйдёт и она.
И я наслаждаюсь
Печалью прелестной – уйдёт и она.

Дождя паутинка – уйдёт и она.
Стираю с ладони
Чужую слезинку – уйдёт и она.

Как жизнь мимолётна! – уйдёт и она.
На тихую память
Надежда моя. Уйдёт и она.

19 часов 45 минут. 12 октября 2012 года


Я написал стихотворение про это.
Мне говорят: про это уж писали.
Я написал стихотворение про то.
Мне говорят: про то уже писали.
Тогда я написал стихи.
Мне говорят: стихи уже писали.
Да ну вас... в самом деле!
Зачем читаете меня -
До вас уже читали.

13 октября 2012 года


ХОККУ-НЕДЕЛЯ

Сегодня среда.
Ну что тут можно сказать?
Что завтра четверг.

Сегодня четверг.
Ну что тут можно сказать?
Завтра пятница.

Вот и пятница.
Ну что тут можно сказать?
Суббота завтра.

Пришла суббота.
Ну что тут можно сказать?
Про воскресенье?

Всем воскресенье.
Ну что тут можно сказать?
Лишь понедельник.

Ох, понедельник.
Ну что тут можно сказать?
Разве что вторник.

Сегодня вторник.
Ну что тут можно сказать?
Что завтра среда.

18 октября 2012 года


ТРИ ВОСЬМИСТИШИЯ ПРО УТОК

1.

Выходя из вагона, не забывайте свои вещи.
В растревоженный воздух осени выходя.
О вещах оставленных сообщайте.
Собирающий листья и разбрасывающий листья идут рука об руку.
Осторожно двери
По краю пруда
Утки к берегу плывут
за кусочком хлеба

2.

Муниципальные выборы
С каждым днём холоднее утро
Никто не победил
Солнце сквозь листья осыпающиеся
Все уже позабыли
Неба темнеющая голубизна
Утки летят,
Улетают из страны

3.

Перевод часов на зимнее время
Вечер всё ещё тёплый
Дискуссия на центральном канале
Зелёное небо темнеет
Ждут указа президента
Темнота над прудом
Только слышен будто шелест
Утки, что ли?

середина октября 2012 года


Женщина в белой английской шляпе молча читает книгу
Мужчина в чёрной шемякинской кепке молча глядит на неё
В метрополитене сегодня тихо и сонно
Ветер листает страницу рекламной газеты
Люди-деревья ветвями тянутся к поручням

16 октября 2012 года


Напротив меня сидели
          два старика-художника
Один бородатый-лохматый
          другой безбородый как я
И тихо обсуждали
          проблему вечной любви
Один из них пишет маслом
          картины с вечерней луною
          над старым заброшенным прудом,
          с покосившимися избушками
          и девушкой на тропе
Другой из них пишет маслом
          картины с летящей тенью
          в сплетении серых линий,
          с выцветшими квадратами
          и девушкой на тропе

16 октября 2012 года


Два гастарбайтера
третьего будят:
вставай – пора выходить!
А ему всё снится и снится
вода, что бежит и бежит
в далёком арыке.

17 октября 2012 года


Как воспарив во вдохновеньи чистом
в метро я сочинял томительный сонет
так пассажиры сообщили машинисту
приняв меня за подозрительный предмет

17 октября 2012 года


Дождик каплями стучит
По балконному карнизу.
А по мокрому асфальту
Чьи-то каблучки стучат.
А за стенкою сосед
Всё стучит, стучит, стучит,
И чего-то сверлит.

18 октября 2012 года


Осень была богатая,
а стала бедная.
Платье дырявое,
плачет всё время.
Я, говорит,
больная очень.
Наверное,
до зимы не доживу.

22 октября 2012 года


У нас лоджия застеклённая,
а на ней гранатовое дерево:
веточки тоненькие,
листики маленькие.
И один гранат вырос:
висит себе на ниточке,
солнечный бок розовый,
а теневой – бледный.
Символ вечной жизни,
плодородия всякого,
весны символ,
любви и счастья тоже,
на ниточке висит,
маленький,
жалко его.

22 октября 2012 года


Пасмурный день.
Тоскливо звучит мелодия
автомобильной сигнализации.
Даже машинам
одиноко.

22 октября 2012 года

По нескольким предыдущим стихотворениям сделан фильм в формате pps "Подозрительный предмет".


Ты надела эту шубу
для того, чтобы укутать
эти медленные бёдра,
эти сложенные крылья,
и испуганную грудь.
Ты надела эти крылья
для того, чтобы укутать
эти медленные бёдра,
и испуганную грудь.
Ты надела эти бёдра,
для того, чтобы укутать…
ты надела…
для того…
только медленно плывущий
над землёю снег плывущий,
только ели вековые,
твои крылья берестяные,
твои берега,
твоё небо…

7-8 декабря 2012 года


Посмотри, посмотри же на небо.
Там летит голубая корова.
Прямо в небе летит.
Посмотри же на небо.

Посмотри, посмотри же на море.
Там плывёт белогривая лошадь.
Прямо в море плывёт.
Посмотри же на море.

Посмотри, посмотри же на гору.
Там сидит желтобровый отшельник.
На горе он сидит.
Посмотри же на гору.

Посмотри, посмотри же в долину.
Там идёт сероглазая дева.
По дороге идёт.
Посмотри же в долину.

Ты не хочешь смотреть.

И корова уходит на двор.
Возвращается лошадь в стойло.
И отшельник спускается с гор.
И девушка к мужу вернётся.

Всё возвращается на круги своя,
Когда не хочешь смотреть.

22 декабря 2012 года


Я – беременная женщина,
Но место мне никто не уступает.
Говорят: ты же мужик,
И ты не можешь быть беременным.
Они всегда найдут, что говорить,
Лишь бы место не уступить.

22 декабря 2012 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

Я смотрю на тебя, кто бы ты ни был:
     еврейская девушка,
          вдруг загрустивший узбек,
               или длинноволосый китаец.
Вся Вселенная – это ты.
Вся поэзия мира –
     в тех строках, что ты читаешь,
          и строках, что пишешь украдкой.
Вся философия мира –
     в твоих представленьях
     о том, как устроен Космос,
          откуда мы вышли,
               куда мы идём,
                и почему существует Бог.
Все войны мира –
     в твоих обидах,
          и в тех, кто обижен тобою.
Вся любовь мира –
     в твоей потерянной любви,
          и в той, что тебя ожидает.
Ведь кроме этого ты ничего не знаешь.
Так же как я.
И мне становится бесконечно жаль,
     что я не еврейская девушка,
          или вдруг загрустивший узбек,
                или длинноволосый китаец.

23 января 2013 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

Мы гуляли с русалкой
По тропинкам летнего сада.
Я говорил: «Как жалко…»
Ты говорила: «Так надо».

Было довольно жарко.
Солнце вовсю светило.
Я говорил: «Как жалко…»
Ты говорила.

Приторно пахла липа.
Дубы разметались ветками.
А время бежало и сыпало
Минутами как монетками.

Кто-то украл все лавочки,
Мы даже не посидели.
Наши годы стучали как палочки
На барабанном теле.

Ты сказала: «Прощаюсь. Уже четыре».
Хорошо мне было с тобою».
А в параллельном мире
Тоже гуляли двое.

Там, в параллельном мире,
Всё может быть иначе:
Никто не зовёт, не плачет,
И дважды два не четыре.

24 июня 2013 года


Трёхстрочные девятисложники

Выступление на персональной выставке Александра Белугина в галерее на Варшавке.

Как известно, Александр Белугин – неизвестный русский художник.
Поэтому он любит придумывать неизвестные ранее формы и жанры живописи и графики.
В графике – это известные «Русские УКИЁ», а вот для своей живописи он название пока не придумал.
А, тем не менее, все признаки новой формы/жанра налицо. Точнее – сокрыты.
Дело в том, что Александр, когда пишет свои картины, постоянно их трансформирует.
Напишет одно, а потом исправляет, переделывает, что-то замазывает, размазывает,
и в конце получается что-то совсем не похожее на начало.
Так что его картины – как бы с двойным дном.
История создания картины определяет её прочтение.
Как Белугин писал картину, трансформируя, так зритель её и читает,
только в обратном порядке: сначала, то, что снаружи, потом другой слой, потом третий смысл и т.д.
Поэтому, когда Саша попросил меня что-нибудь прочитать в связи с его картинами,
я понял, что ничего старого читать нельзя.
А нужно придумать специально для этого случая новую форму/жанр стихотворчества.
И я придумал, в общем, не бог весть что, но зато новое.
Я назвал этот жанр/форму трёхстрочным девятисложником
или, если хотите, девятисложным трёхстрочником.
Тут три строки – как в хокку, но число слогов не 5-7-5, а везде по 9.
Из-за того, что число слогов большое, да ещё везде одинаковое,
мышление/дыхание в трёхстрочном девятисложнике совсем не такое, как в хокку.
Да вот, посмотрите сами.

Троица

Душа, ты помнишь это тело?
Ты для чего родился, мальчик?
Когда умрёшь, не забывай нас.

Литература

Утро растаяло как туман.
Вечер сгорел восковой свечой.
Чернильная ночь скрипит пером.

Воспоминание

Ты надела белую блузку.
Ты надела чёрную юбку.
И будто тебя и не было.

Теория заговора

В масштабах Вселенной ну очень
Мелкие да гороховые
Эти шуты, что правят миром!

Трансформация

Если речку скрутить в кружочек,
То Земля побежит колечком,
А у Неба возникнет ручка.

Сложная задача

Вычисление смысла жизни
Даже на мощных компьютерах
Требует не меньше сотни лет.

Техника живописи

В картину сердце художника
Китайской печатью втиснуто.
Пусть даже не с первого раза.

июль 2013 года


ЧЖОУ ЛИ
Смотри в отдельном файле: http://www.stihi.ru/avtor/bourdonov&book=16#16
август 2013 года


КАТАРЫ

В последней дымке уплывающих ветров
Они бродили среди медленных холмов,
Искали камень и цветок с другого края.
Дымилось солнце за горою догорая.
Срывалась в пропасть белая вода
Карабкались на горы города.
Искали камень и цветок, или металл.
И солнца луч по следу их бежал.
Металл звенел и пел, и ржали кони.
В погоню, за погоней, о погоне…
Горел костёр, горел костёр в тумане ночи,
И ночи становились всё короче.
И падали-взлетали небеса,
И падала на камни не роса.
А поутру петух кричал на крыше,
Приветствуя орлов, что плыли выше.
А по двору ходили грустно куры,
И где-то в замке пели трубадуры:
«О донна, донна, донна, донна сердца!»
Конец истории. Захлопнутая дверца.

8-9 октября 2013 года


В сентябре были во Франции, в Лангедоке-Руссильоне.
Отчёт можно посмотреть здесь:
http://burdonov.ru/GALLERY/2013/France/index.html

фильм по этому стихотворению смотри здесь:
http://burdonov.ru/slides/Katary/index.html
 

смотри стихофильм

Чёрный Сад

"ЧЁРНЫЙ" по тюркски "КАРА"
   "САД"    по  персидски "БАХ"

1.

Человек в долине не может думать
Так, как думает человек в горах.
Даже небо становится синим,
Когда под небом лежит Арцах.

Вершины обступят полукольцом
Скалу, что несёт одинокий храм.
И кажется, что поклоняются горы
Маленьким человечьим богам.

Тишина парит как парит орёл,
Что кружит и кружит в высоком небе,
И глушит ропот со дна ущелья,
Где точит и точит вода камень.

2.

Карабах – Барабах,
где твоя Мальвина?
Карабах – Барабах,
где же твой Пьеро?
Карабах – Барабах,
где твой Буратино?
Нету ключика в руках,
лишь одно перо,
что с высокой высоты
уронил орёл,
что с высокой высоты
уронил орёл,
что с высокой высоты
уронил орёл.

3.

Возвращались из школы
Два ученика
Один мальчик нёс рюкзак
А другой был маленький
Возвращались по ущелью
Вдоль реки Тартар
Возвращались по ущелью
Вдоль реки Тартар
Вдоль реки Тартар
Поднимались до села
А потом и выше
А потом и выше
Поднимались до уступа
Где стоит полуразрушенный
Дадиванк
Дадиванк
Дадиванк
Рассказывали мальчики
Хором
Рассказывали мальчики
Рассказывали хором
Кто такой был Дади
Кто такой был Дади
Был Дади
Ученик ученика
Иисуса Христа
А потом его убили
Его здесь похоронили
На могилу положили
Камень большой
Вот этот камень!
Показывает маленький мальчик
Вот этот камень!
Вот этот камень!
А потом над камнем
Построили церковь
Построили церковь
Но это потом
Это было потом
Рассказали мальчики
Распрощались мальчики
И уходят выше
По дороге выше
Где к скале прилепился дом
В котором живут
Два ученика
Над Дадиванком
Над Дадиванком
Над Дадиванком
В глубине
Чёрного Сада
Не на самой линии фронта

ноябрь 2013 года, Арцах-Москва


ТРЁХСТРОЧИЯ

Я иногда ловлю себя на мысли,
Что нет у меня никакой мысли.
И я надолго задумываюсь.

Иногда я чувствую,
Что ничего не чувствую.
И мне не нравится это чувство.

ноябрь 2013 года
 

Ты, наверно, веришь в Бога

1.

Ты, наверно, веришь в Бога,
В то, что Он не безучастен
К тем, кто плачет у порога
От того, что нету счастья.
Ну а если безучастен,
То тогда не веришь в Бога.

2.

Ты, наверно, веришь в Бога,
В то что рай тебе обещан,
В то, что Он не судит строго,
И во все такие вещи.
Ну а если не обещан,
То тогда не веришь в Бога.

3.

Ты, наверно, веришь в Бога,
Что к тебе приходит ночью
И ведёт тебя дорогой,
Что красива очень-очень.
Ну а если не приходит,
То кого-то присылает.

4-5 декабря 2013 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

смотри стихофильм

В тот год мы были на Кавказе
И пили воздух как холодный чай.
Горячий снег мы трогали руками
И целовались невзначай.

Тогда всё было невзначай,
Непреднамеренно, случайно.
И был наш путь невычислим,
Сама судьба была нечаянна.

Мы ночевали на овчарне,
Где чёрный горец молчаливый
Рукой месил солёный сыр,
И овцы блеяли счастливые.

А вот теперь овечий сыр
Каким-то кажется невкусным,
И успокоившийся мир
Уж не тревожит больше чувства.

Ты веришь в тайные искусства
Или науки – всё равно,
Что консервируют искусно
То, что давным-давно прошло.

Вот я умру, а мир не рухнет
И даже не пошелохнётся.
Пойдём-ка посидим на кухне,
Попьём горячий чай.

декабрь 2013 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

смотри стихофильм

Звёзды медлят в разъёмах неба.
Люди медлят в разъёмах глаз.
Должно быть, остерегаются
Большого замыкания
                – как в прошлой раз,
Когда этот мир решился быть,
Из ничего распрозрачиваясь.
Я думал об этом, едучи в метро,
Глядя на женские молодые ножки.
Вселенная устроена очень хитр;.
Я в ней родился
                и ещё поживу немножко.

январь 2014 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

смотри стихофильм

Ритуал

Мы можем видеть, как птицы летят по небу.
Чтобы лучше увидеть, мы закрываем глаза.
Каждый день мы ходим по кругу,
          но так и не знаем, где же его начало, где же его конец.
Я дарю тебе яблоко, ты говоришь «спасибо», я говорю «пожалуйста».
Всё, что мы говорим, подсчитывает земной компьютер.
А наше молчание подсчитывает небесный компьютер.
С древних времён от сердца к сердцу передаётся предание
          о том, что древние люди умели молчать.
Даже в своём одиночестве ты не прекращаешь беседы.
Как раз в своём одиночестве ты больше всего говоришь.
А древняя мудрость – всего лишь зародыши слов,
          что расплодились безмерно и порхают как бабочки.
Как и люди.
Стихосложение – это попытка молчания, обречённая на говорение,
          стиховычитание, стихоумножение и стиходеление.
Ты хочешь свободы и хочешь жить.
И в глубине души ты догадываешься,
          что жажда свободы равняется жажде смерти,
                свойственной каждому смертному существу.
И в глубине души ты догадываешься, что останется, когда ты уйдёшь
– каллиграфический рисунок пути, вплетённый в общую вязь.
Похороны – это ритуал завязывания последнего узелка.
Ты даришь мне поцелуй – но поцелуй не яблоко.
Я молчу «спасибо», ты молчишь «пожалуйста».
Птицы продолжают лететь по кругу неба.

январь 2014 года


журнал "Ковчег", Ростов-на Дону, 2014, № 3

смотри стихофильм

Вечные люди

Вот как-то раз по русскому обычаю
Собрались водки выпить на троих
Гордый египетский раб,
творец пирамид полуголый,
Терракотовый воин
Цин Ши Хуан-ди
С прищуром внимательных глаз,
И вечный еврей,
чьи пейсы торчат как записки
в камнях Западной Стены.

Ну, я разлил как положено,
И тост произнёс
За мир во всём мире,
За вечность во времени,
И за любовь.

Зря я сказал про любовь:

Руки воздел египтянин,
Заплакал китайский вояка,
Закутался в бороду старый еврей.

Но водку допили.

А тут, услыхав про любовь,
Прискакал трубадур,
Стал на струнах бренчать.
А я разливал по стаканам
Вино из кувшина,
что с собой притащил трубадур.

Потом был индеец
с текилой и в перьях,
пузатый баварец
с пузатым бочонком,
шотландец был в юбке,
японец – не помню,
какие-то негры, индусы и чукчи.

Потом плохо помню:
Всё шли вереницей
Какие-то вечные люди.

Потом ничего не помню.

Всех спас прозорливый китаец:
Наутро отпаивал чаем,
Каким-то волшебным,
Но только со странным побочным эффектом.

Я как протрезвел, все исчезли:
И гордый египетский раб,
И хитропремудрый китаец,
И вечноживущий еврей,
И прочие вечные люди.

февраль 2014 года


стихофильм

- swf-file - запустить или скачать и запустить - 5 минут 30 секунд (вначале нужно кликнуть мышкой по чёрному экрану)

- WEB - тексты в виде пазл-картинок
- word-file с текстом - word-file с текстом в виде пазл-картинок
- pdf-file с текстом - pdf-file с текстом в виде пазл-картинок

Достал Конфуция

oйli text pokupation
 
ПАЗЛОСТИШИЯ
ИС
КС
ИО
РЦ
УИ
ЮА
ЩЦ
ИИ
ЕИ

Эпиграф:

   все
      эти
         дурацкие
            трафареты
               пространства

Михаил Вяткин

I

Хотел подражать Вяткину
вякнул чего-то
невнятное
подорожное
смишкировал
как Миша
А вот и нет!
Потому что:
ЛЕТАТЬ ЛЕТАТЬ!!!
А не бяк-бяк...
Запутался совсем
сижу
узелки
распутываю
птички кря-кря
земля по небу летит
небо по морю плывёт
И где тут Вяткин?
Достал Конфуция
обнял его
и зарыдал

II

Я потом
причёсывал
причёсывал
все слова вычесал
одна
голая речь
по речке
плывёт
а может тонет
ко дну пошла
Я тоже пошёл
долго-долго шёл
Надо чтоб душа была!
а они её
ночью
похоронили
тайком!
а сами ушли
всё-таки глаза
наискосок надо
прямо ничего
не видать
Я Вяткину говорю:
Миша!
А он будто не слышат
ищет ищет
чего-то
Я уселся
Конфуция достал
а тот наутёк
ну я и зарыдал

III

Уголок взял
и около уха
пристроил
это чтобы лучше видеть
потом сто
уголков взял
симметрично расставил
потом
десять тысяч
уголков!!!
1 000 000 уголков
и ещё два
для счёта
картина
совсем
красивая
так и пышет
только с боков уголки
немножко осыпаются
это
признак
тонкого
вкуса
а то понабьют гвоздей
– из-за них моря не видать
хотя его и так не видать
Я Мише сказал:
Ну, ты Вяткин
а он возьми
да и согласись
Я даже отвернулся
Конфуция достал:
царапается кусается
вот не хотел
а зарыдал

IV

Мне Вяткин
прямо сказал:
живой!
А кто живой?
Когда живой?
Где живой?
Зачем живой?
Не сказал.
Да я и не спрашивал.
Я по краю стола ходил
как дятел
ходит
только я
получше
на стол много чего
положили
всё такое вкусное
в золоте сусальном
в пышных лентах
ну
прямо
как
задница!
Почему не знаю
Зачем не знаю
Знаю ничего
И никогда
притворялся
как все
В общем
Достал Конфуция
мааалюсенький такой
хоть и с бородой
зарыдал

V

Тут
весна
пришла
всё повыскакивало
лишнее с себя скинуло
даже бретельки
потом нелишнее
Я тоже спину
под солнышко выставил
и грею
не снимая зипуна
годы щёлкают
эпохи летят
царства
всякие
изобретения
благосостояние
А тут Вяткин подошёл:
пор мол
парацетамол
– Спаси Бочки
они такие
несчастные
какие-то всеобщие
Ветер цветной стал
и крыльями машет
плавно
плавно
у всех
на глазах
слёзы
я же понимаю
ты меня достал
вздохнул Конфуций
зарыдал
и достал Вяткина

март 2014 года


УЧЕНИК КОНФУЦИЯ
(99 строк)

(фильм)

Когда я был его учеником,
в бамбуковых лугах ещё скользили
тени водяных драконов.
И лунный свет
настаивался на воде и чайных веточках.
Напиток был непрепок,
да и не вкусен,
но в душу проникал.
Тогдашние поэты добавляли лепестки хризантем,
но мой учитель не одобрял подобной вольности.
Потом он умер, прошли века и я родился.
Теперь вот,
когда уже пора задуматься о переходе,
я иногда стою у ветки, на которой
маленькие почки
и зеленеют и раскрываются...
и ни о чём не думаю.
Конфуций был, по сути, самодуром:
хотел того, чего не может быть.
И заставлял учеников хотеть того же.
Я говорил ему: нельзя быть таким глухим
к новациям эпохи.
А он лишь палкой колотил мне по спине.
Теперь вот все новации засохли,
как листья,
что летали над крышей императорского дворца.
И в тушечнице тушь засохла.
А иероглифы – они теперь повсюду,
куда ни взглянешь – видишь имена.
Взглянул я на бамбук – увидел лишь бамбук,
взглянул на чай – увидел только чай,
и даже:
взглянул на небо – и, кроме неба, не увидел ничего.

Теперь и я уже заметил,
что та девица,
хоть и не с полными ногами,
но изменилась так, что не узнать.
Сегодня солнце светит,
умирает снег.
Топ-менеджеры все ушли в запой.
А дядя Ваня вышел из запоя:
и щурится на солнце,
как моя кошка.
Кстати, я её кормил сегодня?
Не помню.
Помню, как Конфуций говорил,
что надо бы исправить имена.
Похоже, не усвоил я урок,
и за всю жизнь
ни одного
имени
не исправил.
Лишь забавлялся ими, как ребёнок,
крутил и так, и эдак,
составлял
цепочки кружевные и решётки.
Жена сказала: мне кажется
я сплю с Конфуцием, а не с тобой.
Мы с дядей Ваней выпили поллитру,
и тени заскользили по траве
бамбуковой,
а может быть, крапивной.
Потом я тушечницу долго отмывал
от старой туши,
и лес кистей похоронил.
Сегодня снова кто-то умер.

И это был не снег.
Задача, по сути, чисто математическая:
проникнуть в смысл процедуры
рождения смерти.
И доказать существование,
или несуществование,
что, впрочем, без разницы.
Маленькие почки
всё равно зеленеют и раскрываются.
На танцплощадке в парке
пенсионеры кружат парами.
Раньше были такие шкатулки:
откроешь, а там кружатся.
А есть люди, которые так и думают:
мир – шкатулка Бога.
Но мой Конфуций
лишь бородой трясёт.
Когда-нибудь и я
отращу себе бороду
или живот,
и поумнею.
Если, конечно, до этого
не улечу как крыша
императорского дворца.
В Крыму опять рубли,
в Гвинее франки,
а вот каури – уже не деньги,
не прошло и нескольких тысячелетий.
Хочется затопить печку,
заварить чаю,
закрыть тетрадку,
и
затосковать

апрель 2014 года
 

Тебя любят многие мужчины.
Тебе не кажется это изменой,
потому что ты тоже их любишь.
И ты сама прощаешь измены.
Точнее: ты хотела бы их прощать,
потому что тебя любят многие мужчины.
Но не можешь.
Точнее: не получается прощать,
хотя ты и стараешься.
Может быть, ты не любила бы многих мужчин,
и не позволяла бы им любить тебя,
если бы
один
мужчина
был
только
твой.
Но это не так.
          Поэтому:
          тебя любят многие мужчины..

8 мая 2014 года
 

Где-то в южной стране
мужчины и женщины
не различают
своих и чужих.
Это, наверное,
     от жаркого солнца,
          от синего моря,
               от свежего ветра,
                от сочащихся фруктов,
                от пьянящих вин.
И не их вина,
что они такие бездельники
и ничего не смыслят
в геополитике.
Цивилизации,
науки и искусства,
военно-промышленные комплексы
и банковские системы
не выживают
на белом нагретом песке,
и среди трав зелёных и пахучих,
и в тёплых водах лагун.
Люди не могут жить
в раю
они могут только любить.
Не различая своих и чужих.
По сути, вповалку
спать
и любить.
И ничего больше.

8 мая 2014 года

 
В своих фантазиях порочных
ты безупречна и чиста.
Они к тебе приходят ночью,
И ночи дна нет, им – числа.

8 мая 2014 года


Нерасслышалка

Нерасслышалка - это когда
не расслышал и потому перепутал.
Например:

хаски летом трудно жить
ха! скелетом трудно жить

11 июня 2014 года


Датское

Сочинено 12 июня 2014 года
около озеро Ая на Алтае.

Для любителей прогулок
Нужен тёмный переулок,
Для любителей молчанья ­–
Скверик старый и печальный,
Для любителей любови –
Две скамейки с изголовьем,
А для Васи из подъезда –
Чтобы снова стать нетрезвым,
А для Маши из окна
Нужен Вася – без вина,
И для маленького Пети
Нужен красный пистолетик,
А для всей страны огромной
Нужен праздник всенародный.

12 июня 2014 года


4 июля 2014 года на даче

Мы приехали на дачу,
нужно септик откачать.
Здравствуйте, товарищи ассенизаторы!
Кошка ходит по траве,
стебельки покусывает.
Солнце ярко освещает
четвертинку крыльца.
А под солнцем облако,
похожее на след самолёта.
Зарябили листья
под робким ветерком.
Загудел насос протяжно
в нашей скважине.
Кто-то спит ещё этим утром,
кто-то едет в гости к нам
на электропоезде.
Слышен стук колёс вдалеке,
птичка что-то пропищала в кустах.
С фермы крик петуха к нам доносится,
мерно тикает стабилизатор напряжения.
Небо сине-синее,
как на старинных фресках.
Сейчас будем пить чай.

4 июля 2014 года


6 июля 2014 года на даче

И снилось мне, хоть я не спал:
Сижу я ночью у камина,
листаю глянцевый журнал,
горит в камине горькая осина.
А журнал называется "Толстеем правильно".

6 июля 2014 года


стих экспериментн

Летний день то душн, то ветрен
Летний вечер светл и тёпл
Ночь черна и звёзднута

9 июля 2014 года


13 июля 2014 года на даче

Наконец-то разъехались гости.
Слабый ветер качает цветы.
Солнце, тени и тишина.
Составляю список гостей
на следующий приезд.

13 июля 2014 года

 

13 июля 2014 года на даче

Жизнь на даче -
странный искусственный мирок,
промежуточный
между естественной городской жизнью
и естественной деревенской жизнью.

13 июля 2014 года

 

17 июля 2014 года

– Хочу в Европу, не хочу в Азию!
– Не хочу в Европу, она протухла!
– Идите в жопу!
Вы – на Марс!
А вы – на Венеру!
Переругивайтесь через космическое пространство
с пятиминутной задержкой
для охлаждения чувств.
А я лягу в Уральских горах
головой на север:
левая рука и левая нога – в Азии,
правая рука и правая нога – в Европе,
а посередине – ...
– торчком в Космос!

17 июля 2014 года

 

22 июля 2014 года

К старости человек переходит в параллельный мир.
Кстати, непонятно, почему они называются параллельными?
На самом деле, они пересекаются, а потом плавно расходятся.
В моём прошлом мире дети мечтали стать артистами и учёными, и никто не мечтал о карьере торговца.
А в нынешнем мире наоборот.
В моём прошлом мире украинцы и русские были братьями.
А в нынешнем мире наоборот.
В моём прошлом мире я был молод и здоров.
А в нынешнем мире наоборот.
И дело тут не в О`ВРЕМЕНАХ внутри одного мира,
а в О`НРАВАХ в расходящихся миров.

22 июля 2014 года

 

30 июля 2014 года в Липовке

Летят утки, летят утки, летят утки
в бессознательном состоянии.
Скачут зайцы, скачут зайцы, скачут зайцы
в бессознательном состоянии.
Плывут рыбки, плывут рыбки, плывут рыбки
в бессознательном состоянии.
Ходят люди, ходят люди, ходят люди.

30 июля 2014 года

 

Из цикла "Сейчас будем пить чай"

В деревне

На нашей улице живёт товарищ Хазов.
Бывает, что в ночи, отяжелевшей от звёзд,
протяжен и долог крик в ночи:
"Выходи, Хазов! Выходи..."
А бывает, что ночь тяжелеет тучами
и падают с неба не звёзды, а падает дождь.
И утром останавливается в задумчивости.
И люди выходят на улицу,
и смотрят в небо, задрав овалы голов,
и наблюдают движения облаков.
"Смотрите, там что-то синеется!
Там, за домом Хазова".
А с другого конца деревни приходят коровы.
И одна корова каждый раз
мотает рогами у нашей калитки.
И дальше плывёт в соседний сад
питаться яблочной падалицей.
Падает капля с крыши
и разбивается о лист девичьего винограда.
Томно вздыхает чайник.
Сейчас будем пить чай.

7 августа 2014 года

 

Из цикла "Сейчас будем пить чай"

Дороги

Над лугами плывут облака и годы.
А в лугах
рождаются и умирают,
сходятся и расходятся,
теряются и находятся,
тонут в грязи,
зарастают травой,
высыхают под солнцем,
бегут по свежей траве,
падают вниз
и в злетают в небо,
заваливаются на бок
и вытягиваются в струнку
дороги, ведущие в нашу деревню,
летящие по улицам,
подплывающие к нашему дому,
где уже закипает чайник.
Сейчас будем пить чай.

7 августа 2014 года

 

Из цикла "Сейчас будем пить чай"

Застыли

Застыли в небе облака
Застыла рябина на другой стороне улицы
Застыла берёза у соседнего дома
Застыли две липы с жёлтыми листьями
За ними застыл припаркованный автомобиль
Застыл забор и трава под забором застыла
Застыла оса в полёте
И в воздухе застыл комар
Над твоею застывшей рукой
Наливающей чай в мою чашку.
Сейчас будем пить чай.

7 августа 2014 года

 

Из цикла "Сейчас будем пить чай"

Что на обед?

"И что ты будешь на обед?" –
меня спросили.
А я ответил: "Нет, о нет!
Как знать о том могу я?
Когда струится солнца свет
И выползает белый цвет
Среди травы зелёной.
Пусть будет что-то не солёное.
И облака плывут украдкой.
Пусть будет что-нибудь не сладкое.
Дома растут из-под земли
Как разноцветные грибы
Под шляпкой острой.
Пусть будет что-нибудь не острое.
Несёт берёза листьев мелких
Большие числа.
Пусть будет что-нибудь не кислое.
И ветер вдалеке шумит,
А может быть, вода журчит,
А может, умирает песня.
Пусть будет что-нибудь не пресное".
Сказали мне: "Болтать кончай!
Сейчас будем пить чай".

7 августа 2014 года

 

Ах!

Когда по небу скачут облака
И ветер веет в ветвях берёзы
Протяжно что-то вереща,
Зачем лежишь ты
в непринуждённой позе,
Зачем отлёживаешь ты свои бока,
Не плача, не зовя и не ища?
Ах, этот ветер!
Ах, это небо!
Ах, эта мягкая трава!
И где на свете
когда бы не был
везде не так кружится голова.

9 августа 2014 года

 

Лет через двадцать

А вот интересно: лет через двадцать
будет кому-нибудь стыдно
за то, что он сегодня писал
в запале, в угаре, в озлоблении,
в злорадстве, в восторге или даже умилении?

15 августа 2014 года

 

Вода камень точит-точит
Он когда-нибудь соскочит
Я живой-живой-живой
Вот я жив, а вот – и ой!

28 августа 2014 года

 

В небе плавал eagle eagle
И ногами дрыгал дрыгал

28 августа 2014 года

 

П.

Они шли по дороге
и разбрасывали ноги.
Они сидели на лужайке
надев на головы шайки.
Они купались в речке
как кудрявые овечки.
А потом пришёл
кто-то большой
и это
всё
съел.

По небу летела большая п.

26 сентября 2014 года

 

Думают думу
крутолобые скалы.
Долгую как миг.

Думают думу
крутолобые скалы
неторопливо.

8 октября 2014 года

 

Облаком белым
изнежена и тает
вершина горы.

8 октября 2014 года

 

Гордые горы,
отряхивая зелень,
шагают в небо.

8 октября 2014 года

 

Горы шагают
только очень медленно
по вертикали

8 октября 2014 года

 

Птица

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты слышишь, как бьётся её сердце.

Когда ты держишь в руках птицу,
У тебя за спиной вырастают крылья.

Когда ты держишь в руках птицу,
Твои ладони всё горячее.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты можешь даже взлететь в небо.

Когда ты держишь в руках птицу,
От сладкой боли немеют пальцы.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты видишь ветер и пьёшь воздух.

Когда ты держишь в руках птицу,
Не можешь даже пошевелиться.

Когда ты держишь в руках птицу,
Грудная клетка твоя раскрыта.

Когда ты держишь в руках птицу,
Мгновение засыхает, как лепесток розы.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты видишь горы в тумане белом.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты сам как горы в тумане белом.

Когда ты держишь в руках птицу,
Гудит в груди тяжёлый колокол.

Когда ты держишь в руках птицу,
Стоит бесконечная тишина.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты слышишь, как бьётся её сердце.

Когда отпускаешь из рук птицу,
Ты хочешь, чтобы она летела
                в высоком небе.

Когда отпускаешь из рук птицу,
Ты хочешь, чтобы она осталась
                в твоих ладонях.

Когда ты держишь в руках птицу,
Ты...

19 октября 2014 года

 

Раскрыть

Объясни, почему ты не хочешь
расстегнуть своё платье, раскрыть...
Или, скажем, когда идёт дождь,
и в раскрытом окне промелькнёт...
И в ночной полутьме городской
под настольною лампой рукою держать, раскрывая...
Я тебя ревновал, потому что мне так захотелось,
я тебя раскрывал, потому что ты тоже хотела...
Я тебя умолял эту страшную тайну-неправду,
что ещё не случилась, заранее как-то раскрыть...
Объясни, почему ты на плечи накинула шаль,
и всё смотришь и смотришь в раскрытую даль,
где нет ничего...

20 октября 2014 года

 

Гора, что старше мира

Гора, что старше мира.
На её склоне
девушка кормит грудью
спящего старика.

Гора, что старше мира.
На её склоне
сорокалетние мальчики пишут:
«Здесь был Вася и плакал».

Гора, что старше мира.
На её склоне
столетний старик
не хочет умирать.

Гора, что старше мира.
На её склоне
двое влюблённых
и зовущая пропасть.

Гора, что старше мира.
На её склоне
муж и жена на дне
воронки одиночества.

Гора, что старше мира.
На её склоне
муж и жена над расходящимися
волнами одиночества.

Гора, что старше мира.
На её склоне
он ждёт.
Она не приходит.

Гора, что старше мира.
На её склоне
Она ждёт.
Он не приходит.

Гора, что старше мира.
На её склоне
растёт дерево.
Естественно, одинокое.

Гора, что старше мира.
На её склоне
Торговка яблоками
красная как помидор

Гора, что старше мира.
На её склоне
Старуха продаёт носки
ручные шерстяные

и так далее до бесконечности, как бесконечен мир, старше которого только гора.

20 октября 2014 года