Русский народный фолклор

Николай Игонин
Эти старинные русские стишки рассказывались бабками в Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ивановской, Вятской и других губерниях. Я их слышал от своих прабабушек

Курочка рябая
По улочке гуляла,
Перо потеряла.
Села на лодку
Поехала на Волгу.
На Волге избушка,
В избушке старушка.
Старушка Ваню по воду турит,
Ваня по воду пошёл,
Чарушу солоду нашёл.
Замесил кулажку,
Скликали Дуняшку.
- Ах, Дуняшка, ах, Дуняшка,
Хороша у нас кулажка,
Чисто медовая
В печи не бывала,
Жару не видала.
Пришёл дьякон,
Всю кулажку смякал.
Полез на полати
Девок целовати.
Девки не татарки,
Взяли все по палке -
Дьякона убили.

Пояснения:

чаруша - деревянная долблёная или резная чаша для теста.

кулажка (кулага)- славянское народное кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода,
мучная каша.

турить - гнать, посылать.


Недавно встретил такой вариант последнего трёхстишия:

Девки - татарки,
Взяли все по палке -
Дьякона убили...

Был очень удивлён такой непонятной интерпретации. Во-первых - слышал только в представленном мной варианте, во-вторых - откуда в русской избе, на полатях у русской печки, татарки? Видимо, кого-то смущал тот факт, что русские девки убили дьякона... Но если мы, например, почитаем "Русские заветные сказки", собранные А.Н.Афанасьевым в разных губерниях Руси и запрещённые сразу после революции, то всё встанет на свои места.


Так же, от прабабушек слышал такой стишок:

Трын - трын Матрёнка
Серый глаз Ульянка
По торгу ходила,
Шёлкову ленту купила.
Шла домой - потеряла.
Всю семью поклепала;
Тётку Дарюшку - ремёшком,
Серого кота - поголёшком.

Помню ещё отрывок:

Матаня в красном сарафане
Выходила на крыльцо.
У неё от сарафана
Разгоралося лицо...