Лаванов А. Н. За отвагу

Проект Русский Путь
Второй боевой поход нам выпал в понедельник да еще 13 числа да еще лодку строила женщина… Все это как-то отражалось на настроении. Но ничего не поделаешь. А оно вроде так и складывалось, неудачно.

18 суток безуспешного ожидания в своем квадрате. На 20-е сутки наш командир не ушел к берегу из района зарядки аккумуляторов и стал ожидать здесь. Прилично штормило и к обеду пришлось повернуть в свой квадрат.

Но вот появились самолеты немцев. Три штуки. Скорее на глубину. Самолету видно лодку на глубине до 30 метров при спокойном море. Но почему самолеты? Пролежав на грунте несколько часов решили уже всплывать, как акустик услышал шум винтов. И вот над нашей головой проходит эсминец – очень явно слышно.
Подняв перископ командир обнаруживает трех эсминцев и сторожевиков и один огромный танкер глубоко сидящий в воде. А главное эти самолеты. Все время кружат над кораблями.

Торпедная атака… Впереди на горизонте танкер водоизмещением 14 тысяч тонн. Его охраняют 7 боевых кораблей и 3 самолета..!

И опять напряженное ожидание услышать взрыв наших торпед. Их снова прозвучало три. Как потом оказалось две попали в танкер, а одна в эсминец. Эсминцу оторвало корму, и он затонул, а танкер загорелся, разливая огненную нефть.
Что потом начало твориться! Все море буквально кипело от разрывов глубинных бомб. А мы лежали на грунте на глубине 100 метров. Тихо. Выключив все агрегаты. И вот ночью (а это был полярный день), только двинулись, как бомбы вновь загрохотали. И к глубинкам ухнули еще авиационные бомбы. нас засекли и терпеливо ожидали нашего движения.

Пришлось вновь лечь на грунт, теперь уже на глубине 120 метров. Но как только мы начинали движение, все начиналось сначала. Бомбы, бомбы, бомбы. Ближе, дальше. Совсем рядом. Вот еще одна дзинкнула по палубе и лодку сильно тряхнуло.
Преследователи отсекли путь в открытое море и прижимали нас ближе к скалистому берегу. А там противолодочное минное поле. Выбирай что хочешь. Наверху смерть и на минном поле тоже. Как повезет… И командиры выбирали обычно минное поле.
  Представьте себе, если в комнате подвешены воздушные шарики на разной высоте и в шахматном порядке. Так чтобы лодка могла их задеть. Но вместо комнаты вода глубокая, а вместо шариков большие бочки, начиненные взрывчаткой. А мины не только контактные, но еще и магнитные. Между ними вслепую пробирается наша лодка. Медленно, очень медленно. И очень тихо в лодке. Настороженно.
И на верху тишина. Преследовавшие нас корабли не рискуют подойти к минному полю, ждут нашей гибели. Воздуха уже не хватает. Скоро наступит предел пребывания под водой. Прошло более 2-х суток. Дышится тяжело, очень тяжело.
Начинаем потихоньку движение. И вдруг крик из первого отсека: «Минреп по правому борту!!!». Минреп это трос на котором прикреплена мина.
И вот уже ясно всем слышно, как он трется и скрежещет по корпусу лодки, удаляясь от носа к корме. Потом перестает скрежетать. Мы знаем, что трос зацепился за горизонтальные рули и теперь от движения лодки мина притягивается к нам. Но трос срывается с рулей ударяя по корпусу и скрежещет дальше… А там – такие же рули только поменьше.

Ожидание взрыва. Ведь в этих минах полтонны взрывчатки разрывают корабль пополам.

Единственное, что можно, если повезет (один из ста) это на максимальной скорости с поворотом оторваться от мины. Лодка содрогается на предельных оборотах электромоторов и делает рывок – освободившись от троса…
Проходит несколько секунд, показавшиеся нам вечностью. Все с облегчением вздохнули – «Пронесло!»

Но страшный грохот потряс лодку, она вся затрещала, содрогаясь и носом начала проваливаться в морскую глубину. Вот уже 120 метров – предел нашего рабочего погружения, затем 130, 135, 140! На некоторых заклепках появляются маленькие капельки, слезинки, и скатываются вниз, как у плачущего ребенка. А на 141 метре лодка ударяется о грунт. Тишина… дышать уже невозможно и мы вынуждены всплывать.
Командир первым выскакивает на мостик из рубочного люка, за ним оба артиллерийского расчета бросаются к свои пушкам… Наверху, на поверхности моря – никого уже нет.

 Подбитый танкер горел еще три дня, закрывая черным дымом половину Норвежского неба. У нас же на С-51 на палубе были большие вмятины, сорван настил трапа, повреждены ограждения рулей.

Мы вернулись на базу, двумя выстрелами из пушки оповестив о нашей победе.
Из   многих   боевых   походов   в   9   из   которых С-51   потопила   9  кораблей   противника   и вывела  из строя – 3.

    В последний поход мы уходили на охоту за линкором «Тирпиц», которого немцы отремонтировали и собирались угнать в Германию. Провожая нас в этот поход командующий Северным Флотом адмирал А.Г. Головко пришел к нам на лодку. Он прошел все отсеки, каждому пожал руку, каждого расцеловал и каждому сказал: «… Ждем Вас Героями Советского Союза…»

  Это было начало апреля 1945 года. Прождав вместе с лидером «Баку» в Норвежском фиорде, через двадцать суток мы срочно были отозваны 28 апреля 1945 г. – Кончилась война! И мы вернулись живыми!!!

  В июне же 1945 года, мне довелось быть в строю на Красной Площади в Москве на Первом параде Победы и пройти маршем вдоль мавзолея в составе свободного батальона военных моряков.