Лаванов А. Н. Печальный праздник

Проект Русский Путь
Наступал День военно-морского флота в 1942 году. Провожая нас на пирс  комдив Александр Владимирович Трипольский напутствовал недавно принявшего лодку нашего командира Ивана Фомича Кучеренко: «Так постарайтесь возвратиться вовремя, к празднику на построение: будет сам командующий…»

Управившись с погрузкой торпед только к вечеру, мы уже в темноте отошли от пирса первой бригады подводных лодок, что на Мальцевской улице во Владивостоке. Уже шла война. Нападения японцев ждали ежеминутно, и Владивосток по-военному соблюдал маскировку. На пол пути к Русскому острову перешли с электромоторов на дизель, и лодка пошла быстрее. Это потом ввели лампочки синего цвета для обозначений габаритов кораблей, а в то время их просто не зажигали.
Впереди, поперек нашего курса, вдруг промелькнула черная тень, и команды, «стоп дизель», «полный назад!» не смогли остановить инерцию. Послышался легкий удар. В темноте с трудом разобрались, что лодка носом врезалась в какую-то старую баржу, разворотив ее борт. Все попытки освободиться из деревянных досок обшивки баржи были напрасными. Только через час, с помощью свободной части экипажа и самыми полными оборотами электромоторов удалось выскочить из зияющего пролома в боку баржи. Пользуясь преимуществом военного судна, мы потребовали у команды поврежденной баржи убираться вон. Тем более, что в происшедшем была виновата команда баржы, состоявшая из трех человек, да и пострадавших не было.
Уже далеко, в заливе Петра Первого, перед рассветом, мы заметили, что гордость и красота подводного корабля типа»С» противолодочная пила, возвышавшаяся на носу лодки, разворочена набок. И исправить это положение можно было только на заводе. Так и погрузились под воду с торчавшей вкривь пилой.

Нам предстояло найти в подводном положении лидера»Баку» и произвести по нему учебные артиллерийские стрельбы. Нашли, встретили, а всплыть не можем: заклинило горизонтальные рули. Пока разбирались, налаживали, «Бaкy» ушел туда, где мы должны были его «торпедировать». Но определиться на место его прибытия мы не смогли: у нашего штурмана Комиссарова что-то не заладилось с гирокомпасом… А вдобавок, переходя на управление из боевой рубки в седьмой отсек, застопорился вертикальный руль. Долго налаживали, переключали и регулировали. А время шло. Пришлось вернуть управление обратно, в боевую рубку. Изо всех задач, которые нам предстояли на этот день, еще была стрельба из зенитки по конусу, который в небе тянул самолет. И стрельба из пушки главного калибра по щиту, плавающему на горизонте, что нам удавалась отлично: на конусе оказались дырки, пробитые осколками, а щит мы буквально разворотили в щепки из нашей «сотки».

Возвращаясь на базу к рассвету, мы должны были погрузиться под воду. Но гирокомпас не работал, а магнитный компас работал неточно, и мы фактически заблудились. Пока разбирались – совеем рассвело… Определившись, в каком районе мы находимся, ушли под воду. А магнитный компас продолжал барахлить… Всплыв на перископную глубину, лодка как бы во что-то уперлась. Ни вперед, ни назад. Всплыли. Все вроде бы как всегда. Только поперек нашего курса – вереница стеклянных шаров… А те, которые ближе к нам, дымятся, и изнутри шаров выплескивается временами огонь. А на горизонте на всей скорости несется, катер-охотник за подлодками. Появились еще несколько разных кораблей и все мелочь.
Пока мы дергались, пытаясь выбраться из сетей, поставленных на случай проникновения японских подводных лодок, вокруг нас сбежалось уйма кораблей. Мы насчитали больше полсотни: все думали, что в сети попалась японская, подводная лодка.

Мы попытались порвать сети, дав ход вперед обоими дизелями на самых полных оборотах. Но безуспешно… На окруживших нас кораблях посмеивались и сочувствовали. Опустившись под воду в легководолазном костюме Дима Груздев сообщил, что весь нос лодки и горизонтальные рули опутаны железными кольцами и ячейками противолодочной сети, а на правой лопасти винта намотан трос, но который можно размотать. Примерно час Дима Груздев, и Жора Карасев разматывали трос с винта. А на горизонте, показался силуэт большого корабля. Это наш, лидер «Баку» спешил на помощь. Из окружавших нас мелких кораблей оказались и специалисты, которые рассказали, что самый лучший способ в данный момент, вытащить сети наверх палубы лодки. И мы попытались это сделать.
Груды железных колец и ячеек от сети заполонили всю носовую палубу от носа до ограждения мостика, кучами с рост человека. Трудились мы несколько часов всей командой под руководством тогда ещё нашего старпома Григория Непомнящего, властного, но справедливого «морского волка».

Начинаем, потихоньку давать задний ход, а лодка ни с места. И только на «самом полном» вырывается из объятий сетей. Но еще какой-то трос тянется за нами…
В бригаде лодок вдоль пирсов рядом с лодками выстроены команды. Адмирал Юмашев: обходит каждый строй, здоровается и поздравляет с Днем военно-морского флота. Гремит ответное «Ура!» Рядом с адмиралом и наш командир бригады лодок и наш комдив Трипольский. А наша лодка с развернутой на носу пилой, с грудами сетей на палубе тихонько, как крокодил, подходит к своему пирсу. На виду у выстроенных команд лодок всей бригады…

Нас не пустили к своему пирсу, а загнали на нулевой, около которого стоять считалось позорным.

А. Лаванов, 2005 г.