Ленин 2

Изида Фант
1) Страна необъятно богата ... но, благодаря капиталистическому общественному
устройству, рядом с ужасной безработицей и нищетой ... рядом с расхищением
попусту человеческого труда - мы видим неслыханную роскошь миллиардеров,
богачей, состояние которых исчисляется миллиардами.               
(январь 1914)

2) Для того, чтобы вывести Россию из нищеты, голода и холода, Советской власти
необходимы были опытные и преданные революции организаторы. В.И.Ленин указы-
вал, что их надо искать в среде рабочих и крестьян, среди которых "таится масса
талантов - и административных, и организаторских ... Мы должны их выдвигать,
испытывать, давать им задания, усложнять эти задания".

3) Россия не только бедна, она - нищая, когда речь идёт о народном образовании.
Зато Россия очень "богата" расходами на крепостническое государство ... на поли-
цию, на войско, на аренды и десятитысячные жалованья помещикам, дослужившимся
до "высоких" чинов, на политику авантюр и грабежа вчера в Корее или на реке Ялу,
сегодня в Монголии и в турецкой Армении. Россия всегда останется бедной и нищей
в отношении расходов на просвещение народа, пока народ не просветится настолько,
чтобы свергнуть с себя гнёт крепостников-помещиков.
Россия бедна, когда речь идёт о жалованье народным учителям. Им платят жалкие
гроши. Народные учителя голодают и мёрзнут в нетопленных и почти нежилых избах.
Народные учителя живут вместе со скотом, который крестьяне зимой берут в избу.
Народных учителей травит любой урядник ... не говоря уже о придирках и преследо-
ваниях со стороны начальства. Россия бедна, чтобы платить честным работникам
народного просвещения, но Россия очень богата, чтобы кидать миллионы и десятки
миллионов на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на подачки сахарозаводчи-
кам и нефтяным королям и тому подобное.
("К вопросу о политике министерства народного просвещения" - 1913)
 

4) В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной
литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму,
среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную
обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике -
находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться
и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, "рабочую интеллиген-
цию".
("Попятное направление русской социал-демократии")

5) Одна из составных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведём, - дело на-
родного образования ... наше дело в области школьной есть та же борьба за свер-
жение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики -
это ложь и лицемерие.
(Из выступления на первом Всероссийском съезде
по просвещению в августе 1918г.)

6) Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство националь-
ной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего
работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять
до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и
чувствовать, каким насилиям, гнёту и издевательствам подвергают нашу прекрас-
ную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти
насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда
выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что
великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию
масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, на-
чал свергать попа и помещика.
("О национальной гордости великороссов", 1914)

7) Богатые и жулики - это две стороны одной медали, это - два главные разряда
паразитов, вскормленных капитализмом, это - главные враги социализма.

8) Важнейшим из искусств для нас является кино, до тех пор, пока большая
часть населения России неграмотна.

9) Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует.

10) Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много
вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства.
Нужно бороться путём пропаганды, путём просвещения. Внося остроту в борьбу, мы
можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии,
наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков -
это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться.

11) Единение царя с народом есть единение царя с помещиками и капиталистами с
добавлением горстки богатых крестьян и с подчинением всех выборов строжайше-
му надзору полиции. Нет и речи о свободе слова, печати, собраний, союзов, без
которой выборы являются чистейшей комедией.
("Единение царя с народом и народа с царём")

12) Суть капиталистической демократии: угнетённым раз в несколько лет позволяют
решать, какой именно из представителей угнетающего класса будет в парламенте
представлять и подавлять их.

13) Я ничего так не желал бы, ни о чём так много не мечтал, как о возможности
писать для рабочих...
(Из письма к П.Б.Аксельроду, 1897)

14) Свобода народа обеспечена лишь тогда полностью и на самом деле, когда
вся власть в государстве полностью и на самом деле принадлежит народу.
("Борьба за свободу и борьба за власть")

15) Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая
людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой
реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта.
("Три источника и три составные части марксизма")