Лаванов А. Н. Азиатская эскадра. Гибель Л-51

Проект Русский Путь
                Вечная память военным морякам,
                погибшим, защищая Родину
                в Великой Отечественной войне
                1941 - 1945 годов.

В 1940 году я был призван на флот во г.Владивосток. Окончив учебный от­ряд подводного плавания, был зачислен на достраивавшуюся подводную лодку «С-51» в должности моториста.

В октябре 1942 г. 6 подводных лодок, в том числе и моя С-51, были направле­ны из г. Владивостока и г. Петропавловска на Камчатке на действующий Северный Флот южным путем через Америку.

До места назначения дошло только 5 лодок. Шестая, Л-16, была потоплена японской лодкой I-25 на пути следования из г. Датч-Харбора, военно-морского порта ВМС США, в г. Сан-Франциско.

Через 100 дней С-51 пришла первой в г. Полярный,  что под Мурманском, в 1-ю бригаду подводных лодок Северного Флота. Остальные лодки - С-54,
С- 55, С-56 и Л-15 - в г. Полярный  пришли позднее.
После ремонта С-51 отправилась в свой первый боевой поход к берегам Норвегии.
В первом же боевом походе, в морском бою, С-51 потопила тяжело гру­женый транспорт противника, затем немецкому сторожевику нашей торпедой оторвало корму, а тральщик разломился пополам и затонул. За этот боевой поход я был награжден медалью «За отвагу».

… Подводная лодка I-25 вышла из района Иокогамы на свободную охоту в Тихий океан. Эта лодка была построена на секретных верфях и спущена на во­ду совсем недавно. Последняя модель 1941 года с самым лучшим в мире обо­рудованием и приличной скоростью движения на воде. Подумать только, 25 уз­лов в час! Это, пожалуй, было редкое явление для мировых конструкций подводных океанских лодок среднего класса в те времена.

И этот поход был уже не первый.

В океане ходило много кораблей под американским полосатым флагом без охраны.  Легкая добыча для подводных кор­саров! Да и на счету I-25 уже не один потопленный корабль Cоединённых  Шта­тов Америки.

Командир I-25 капитан 3-го ранга Императорского ВМФ Японии Айкедзи Тагами, потомственный моряк, еще молодой, с коренастой фигурой с высоко поднятой головой и горделивой осанкой. Его надменное выражение лица с хитрыми темными глаз­ками и ощеренной постоянной улыбкой действовали на экипаж лодки, как гип­ноз.
Он не помнит случая, когда кто-либо на офицеров в чем-то возразил ему, как командиру и как человеку вообще. А что касается рядовых членов экипажа, то все преклонялись перед авторитетом Айкедзи Тагами, имевшего священное про­исхождение в ордене Великих самураев, начиная от прадеда. Его дедушка в по­рыве преданности его величеству королю распорол себе живот. Да и отец Джан Тагами во время схватки с американским крейсером приказал открыть кингсто­ны своего эсминца, а сам, чтобы не попасть в плен совершил харакири. Эсминец затонул со всеми членами экипажа, состоявшего обязательно из  обществе саму­раев.
Лодка стремительно мчалась по океанской глади, освещённая ярко пылающей крупной Луной. Лунная дорожка на поверхности воды все время бежа­ла за кормой, как бы догоняя. Да и сам корпус корабля был окружен фосфоресцирующей светящейся пеной. И если посмотреть на горизонт, то впечатление было та­кое, будто лодка стоит на месте, окруженная голубым ореолом.

Командир стоял  на мостике, покуривая трубку, изредка давая указания верхней вахте. Путь, или. как говорят, курс,  был к американской военно - морской базе «Датч Харбор», где предполагалось потопить не один корабль противника.
Через двое суток I-25 в подводном положении подошла ко входу в аме­риканскую базу. Начиналось терпеливое ожидание добычи. Днем под водой, а ночью - мористее, дальше от берега, для зарядки аккумуляторов, чтобы к утру быть на позиции. Долго длилось ожидание. Из бухты выходили военные корабли на большой скорости далеко от занятой позиции.
 
Прошла неделя ожидания, как вдруг из-за поворота со стороны океана, появились очертания идущих в Датч-Харбор кораблей.

  Сомнений не было. Фрегат № 441 под английским флагом кружился вокруг тя­жело нагруженного десятитысячного транспорта...

Лодка, как щука, медленно стала приближаться под водой к намеченной жертве. Все хорошо совпадало.

Торпедная атака. Все члены экипажа в напряженном состоянии ждут главной команды. Боцман умело удерживает лодку на ровном киле, торпеди­сты замерли у аппаратов, не отрывая взглядов от секундомеров. Из централь­ного отсека прозвучала команда? Интервал четыре секунды - аппараты, пли!!
Один за другим по очереди прошли четыре толчка, каждый раз содрогая лодку, и сопровождающие их завывающие звуки, вначале громкие, а затем уда­ляющиеся, замирали вдали.
      
И здесь же команда - глубина 30 метров, полный вперед! Лево на борт!
А кто свободный, прислонившись к шпангоутам ухом, ждут звука от взры­вающихся торпед.

Этот звук хорошо слышен в воде. Такой глухой с раскатом... «Угу-ух!!», оповещая о попадании торпед.

Это тягостное ожидание времени достижения торпедами цели зависит от расстояния. Но прошли долгие томительные минуты, а взрывов все не слыш­но...
В это время на         транспорт, груженной военной техникой про­изошло событие.
В работающем двигателе лопнула форсунка, и корабль враз потерял ход. Именно в этот момент, когда на лодке прозвучала команда «Пли». И вся верхняя вахта транспорта, онемев от ужаса, наблюдали, как одна за другой пенистые дорожки прошли перед самым носом транспорта.

А на фрегате в это время тоже заметили четыре пенистых следа и, не мед­ля ни секунды, раздались орудийные выстрелы в то место, откуда по фрегату представлялось. Развивая скорость, фрегат начал бросать глубинные бомбы, вздымающие глыбы воды после взрыва...

  В это время на лодке кипела работа: на секунду подняв перископ, коман­дир определил, что торпеды почему-то не попали, а фрегат противника разбра­сывая глубинки, несётся прямо на лодку. Скорее на глубину, самый полный оба мотора и лево руля!

Лодка профессионально увернулась от преследования фрегата и легла на грунт на глубине 60 метров.

Часа через два с лодки услышали шумы винтов многих военных кораблей и взрывы глубинок вокруг места нападения.

На поверхности моря к месту атаки подоспело несколько эсминцев, кото­рые буквально утюжили место атаки, а фрегат, взяв транспорт на буксир, напра­вился в Датч-Харбор...

I-25 пролежала на грунте до ночи, после чего всплыла для зарядки бата­рей. С рассветом; приунывшая команда ожидала, что лодка уйдет от берегов Датч-Харбор.
Но не таков командир!

Всплыв на расстояние дальности пушеч­ного выстрела, лодка начала обстрел из ушки самою гавань в Датч-Харборе, как бы в отместку за неудачу.
Попадание в причалы, или ещё куда-нибудь, было сомнительным, так как гавань окружали небольшие холмы, скрывая ее от попадания со стороны моря. Но все-таки психологически - это геройство.

Артиллеристы I-25 с лихорадочной скоростью заканчивали приготовле­ния корабельных пушек к выстрелам, как последовал недовольный голос ко­мандира лодки;«Артиллерист Мудзук, открывайте скорее огонь...» Но артилле­рист и сам поторапливал артрасчет, хотя в этом пушкари совсем не нуждались, ибо прошло всего 50 секунд со времени объявления арттревоги, как уже первый снаряд захлопнулся в замке главного орудия и грохнул первый выстрел.

Командир сквозь грохот выстрелов заметил офицеру-артиллеристу: «Я напоминаю вам о том, что надо как можно быстрее выпустить по бухте весь запас снарядов!». Да артиллеристы и сами понимали серьезность положения и стара­лись из всех сил. Грохот пушек слился в сплошной раскатистый гул. Отстре­лявшись, лодка спешно ушла от берегов Датч-Харбора, а вечером шифроваль­щик передал командиру поступившую важную шифровку от командующего подводными силами Японии...
А советские подлодки уже шли из Владивостока в Мурманск южным пу­тем - через Америку- на фронт.

Незадолго до описанных событий Л-16 и Л-15 вышли из Датч-Харбора, взяв курс на Сан-Франциско.

Все происходило в строжайшей секретности. Че­рез пару дней, следом за ними вышли по тому же курсу С-54 и С-55. А еще че­рез несколько дней в Датч-Харбор пришла С-51 и С-56, как раз на следующий день, когда I-25 обстреливала Датч-Харбор из пушек.

По морским строгим правилам военный корабль должен встречаться в секретном месте, так называемом «рандеву», и ожидать встречи. Если кто-то не появился, то корабль уходит с этого места, чтобы в определенное время по­вторить свидание. Есть и другие условия.

В определенное время точно С-51 и С-56 прибыли в точку встречи. По­дождав сутки, лодки покинули рандеву, чтобы явиться на следующий день в то же время. Но и на другой день американских военных кораблей не было...

Время подгоняло - скорее на фронт! Поэтому Комдив Трипольский при­нимает решение прорваться в Датч-Харбор самостоятельно, рискуя быть об­стрелянными. И это нам удалось, вызвав панику в бухте Датч-Харбор.

На другой день утром командир I-25 поднялся на мостик. Его лодка шла на дизелях средним ходом. Он полюбовался морем, на летучих рыбок, воробьи­ными стайками выныривающих из воды и летящих наперегонки с лодкой не­сколько минут, затем ныряющих обратно в глубину, чтобы через некоторое время выскочить, взлетев над водой. Одна- две крылатых падали на железную палубу и, не в силах подняться или соскользнуть в свою водяную стихию, посте­пенно погибали, теряя блеск своего черно-голубого цвета с зеленоватым оттен­ком на веерных плавниках. Командиру нравилось смотреть на стадо дельфинов и белух,  плавно показывающих свои блестящие туши, переваливаясь на неболь­шой, ласковой сейчас тихоокенской волне.
Мирная, красивая обстановка настраивала на лирический лад, но взгляд командира выражал жестокость и торжество. Докурив изящную трубку, он громким голосом почти пропел: «В рубку! Оба дизеля на полные обороты!» В ответ послышался удивленный ответ: «Есть оба дизеля на полные обороты!»

Лодка слегка вздрогнула, почти вырываясь из воды от резкого повышения скорости, и понеслась вперед. По всему периметру корпуса, на границе с по­верхностью морской воды образовался пенящий ореол, а в носовой части, под волнорезами, поднялся высокий фонтан.

Командир уже спокойно, но как-то торжественно пропел: «Курс изме­нить на 120°!». В ответ вновь удивленно прозвучало: «Есть! Курс на 120».

Командир удовлетворенно ощерился, широко открывая рот с редкими прокуренными зубами. В этот момент ему вспомнился текст шифровки: «По­вернуть на курс 120 через двое суток, в точке вам известной широты. Там пройдут две подводные лодки - минные заградители, принадлежащие Совет­ской России...», далее в шифровке сообщалось, что прибыть нужно как можно скорее и ожидать.

  Прошло более суток этой гонки. В воздухе заметно чувствовалось потеп­ление по сравнению с водами у берегов Датч-Харбора.

В данный момент I-25 неслась на полном ходу параллельно морским пу­тям в направлении Сан-Франциско, но до намеченной широты оставалось еще более суток. А надо скорее, чтобы не разминуться с советскими лодками.

...В маленькую каютку командира тихонько постучал офицер, ответ­ственный за работу механизмов подводного корабля, Иосуку Мацуока. Коман­дир недовольно разрешил войти. Мацуока сложив лодочкой кисти рук и, слегка поклонившись, произнес приветствие, а затем? вновь подобострастно поклонив­шись, сообщил обстановку: «Лодка вторые сутки идет на предельных оборотах дизелей, температура в пятом отсеке поднялась до 45°. Команда измучилась об­служивать механизмы, поэтому нельзя ли разрешить обслуживать дизеля по­лураздетыми? Или если возможно, то снизить обороты перегревающихся дизе­лей?

При последних словах командир лодки подскочил, как ужаленный, и за­кричал: «Снизить обороты?! Да вы знаете, что нам нужно еще быстрее?! Пусть команда раздевается, хоть до подштанников, но мне надо еще быстрее! Так что будьте добры: перейдите на аварийные обороты дизелей. И немедленно... Идите!»
Мацуока вновь подобострастно поклонился со сложенными ладонями, пя­тясь задом к двери, и грустно ответил: «Есть аварийные обороты», Затем вышел из каюты
Чувствуя напряженное состояние всего экипажа, командир решил сам пройтись по кораблю и подбодрить весь личный состав. Он переоделся в свой парадный мундир с золотыми эполетами сверкающий орденами, в том числе за участие в потоплении американских линкоров и тяжелого крейсера «Мичиган» -  одного из лучших кораблей США. Этот орден особо отличался своей красотой и, если хотите, то дороговизной на зависть коллегам, и пользовался особым по­четом среди высшего командования военно-морского флота Японии. Закончив переодевание, капитан III ранга  Тагами направился в первый отсек. В этом отсеке почему-то было прохладней, чем в других, скорее всего из-за отсутствия в данный момент работающих механизмов. Шестеро вахтенных, застыв вокруг торпедных аппаратов выражая моментальную готовность выполнить нужную команду, поклонились в знак приветствия:  у подводников не принято вытя­гиваться в струнку перед начальством, ибо это может отвлечь хотя бы на мгно­вение от главной работы вверенных механизмов. Поэтому вахтенные матросы просто почтительно уступали проход своему командиру. Он не задержался в первом отсеке и шагнул в круглую переборку второго.

Во втором, под палубным настилом, установлена огромная аккумуляторная батарея, а на палубе расположена офицерская кают-компания.

Увидев командира, дежурный офицер подал команду: «Смирно!» и тор­жественно отдал рапорт о состоянии в отсеке. На вопросы командира присут­ствующие отвечали бодро и четко. Это очень обрадовало командира Тагами.

 В центральном посту штурман колдовал над прокладкой курса лодки, пе­рископ опущен в шахту, а трюмные занимаются помпой. Всё, как обычно. Настроение у всех бодрое, озабоченное.

В 4-м отсеке, как и во втором, расположена огромная аккумуляторная бата­рея, а на настиле - радиорубка и уголок повара-кока с его котлами и духовкой. Двери переборок стояли открытыми, зафиксированными «на крючки», чтобы случайно кто-либо не мог их закрыть. Здесь уже был слышен гул и грохот ра­ботающих дизелей. Вахтенные на своих местах, а мичманы следили за показа­ниями приборов. На главном тахометре каждого дизеля стрелка подрагивала за красной чертой с надписью «Аварийно». Все члены вахты были раздеты до по­яса, а их тела покрыты потом. К грохоту машин и жаре примешивался отврати­тельный запах подгорающего машинного масла. На каждом термометре кры­шек цилиндров красный столбик показывал температуру +56. В самом отсеке было 40,5°.

Из-за грохота дизелей разобрать слова было невозможно, и командир, от­ведя мичмана в 4 отсек, коротко сообщил ему напутствие.

В 6 отсеке электрики, не отрываясь, следили за телеграфом, ежесекундно ожидая переключений с дизелей на электромоторы.

Здесь грохот был поменьше, но жара и вонь стояли, как и в пятом отсеке, но поговорить с моряками было уже возможно.

В последнем отсеке лежали, как и в первом, две запасные торпеды - гроз­ное, страшное оружие тех времен, похожее на огромные черные сигары. Каж­дая из таких торпед может разломить корабль противника пополам.

Поговорив коротко с вахтой, командир, удовлетворённый, вернулся в свою каюту.
Подводные лодки Л-16 и Л-15 четвертые сутки шли средним ходом по открытому океану, который оправданно называется «Тихий». Яркое солнце освещало круг горизонта, поблескивая небольшими «зеркальцами» разбиваю­щихся на ветерке волнами. Превозмогая уставшие глаза, вахтенные сигнальщи­ки пристально вглядывались в однообразную водяную гладь. Утомленным гла­зам мерещились разные перемены на воде, а блеск распадающейся волны вре­менами впечатлял их, как зеркало перископа.

 Л-16 была старшей в паре лодок, вышедших из Датч-Харбора к месту назначения в Сан-Франциско.

В кильватер шестнадцатой идет Л-15. Обе лодки иногда переговаривают­ся флажками. На расстоянии. «Пятнадцатая» четко и послушно повторяет ма­нипуляции ведущей лодки.

Оба командира были закадычными друзьями и опытными подводниками. Оба экипажа «ленинцев» качественно оттренированы до автоматизма.

Маршрут следования особо засекречен и должен неукоснительно выпол­няться. Поэтому штурман с Л-16 доложил своему командиру о том, что соглас­но курсу, лодки ровно в 12-00 должны поменять курс на несколько градусов, а сейчас время 11-55.

Командир дал «добро» и поднялся на мостик. В 12-00 обе лодки враз по­вернули на курс «120», продолжая идти средним ходом обоими дизелями.

Так прошел еще один день беспримерного по своей смелости, риску и дерзости для противника, переходу 6 подводных лодок из Владивостока в Мурманск Южным путём для пополнения Северного военно-морского флота СССР.

 И это в самое тяжелое время, когда немецкие войска уже предвкушали победу.
А в это время внутри самой лодки Л-16 шла мирная, спокойная работа по ходовому распорядку. На своих боевых постах дежурила очередная смена, рит­мично грохотали дизеля, придавая необходимую скорость кораблю. На мостике старпом два сигнальщика, да рулевой в боевой рубке. Командир лодки Д.Ф. Гу­саров лег отдохнуть в своей крохотной каютке. Электрики - наготове, каждую секунду в ожидании срочного погружения. Торпедисты и трюмные занимались своими делами. Работал компрессор, накапливая сжатый воздух. Свободная вахта отдыхала, кок готовил обед. Переборки в 4 и 5 отсеках были открыты. Кто-то «резался» в шахматы или читал книгу. Штурман, оторвавшись от своих карт, решил подняться на мостик (подошло время), чтобы уточнить скорость идущей в кильватере напарницы Л-15...

… Страшной силы удар и взрыв вдруг раскололи лодку почти пополам, сбросив всю верхнюю вахту во внутрь боевой рубки. Огромное количество во­ды ворвалось в центральный пост, моментально затопив четвертый отсек и утя­гивая лодку в глубину океана.

В 4 и 2 отсеках опрокинулись аккумуляторные батареи. В 1 и 7 отсеках торпеды, весом более тонны каждая, пробили своей массой задние крышки тор­педных аппаратов, пролетев своей хвостовой частью до самой переборки во 2 отсек, придавив насмерть дежурных торпедистов. Носовую пушку с верхней палубы, весом более тонны, втянуло в центральный пост, как клещами перерезав толщину перегородок, корежа оборудование и давя еще оставшихся в живых моряков. Командирская каюта в один миг заполнилась кислотой разбитых ак­кумуляторов, заживо сжигая командира. То же самое и с радиорубкой, дверь которой всегда стояла на замке. Находящиеся в рубке двое радистов тоже по­грузились в аккумуляторную кислоту. Лодка продолжая стремительно погру­жаться в глубину, но вода в отдельные отсеки проходила медленнее, преодоле­вая воздушную подушку и смывая за собой тела уже мертвых или полуживых людей.

В 5 отсеке сорвался с креплений левый дизель, разбив своей многотонной массой четвертую переборку и выдавив устройство камбуза в пятый отсек вместе с еще жи­вым коком.

Лодка скрылась под водой, однако в 1 и 7 отсеках часть моряков еще бы­ли живы, но вода неумолимо заполняла и эти отсеки. В пятом, затопленном, по горло в воде ещё живые двое мотористов уже упираясь головами в потолок корпуса лодки и пытались открыть клапан сжатого воздуха, чтобы создать воз­душную подушку. Их лица покрыты слоем масляной солярки. Но клапан за­клинило, а вода все более прибывала. Вот уже эти двое в воде по горло, затем по уши и затонули...
В 6 отсеке замкнуло электростанцию, и огромная вольтовая дуга добила еще плавающих под потолком электриков.

Между 1 и 2 отсеками лопнула перегородка, и в 1 отсек хлынула забортная вода. Видно было, как вода поступает из второго отсека и тащит за собой трупы погибших моряков. Здесь 8 еще живых осталось. Только трое моряков из всех сил пытались открыть погрузочный торпедный люк. Это шанс один из тыся­чи: в индивидуальной маске выброситься за борт в морскую пучину, получив при этом разрыв легких. Люк удалось отдраить, а крышку поднять не давало давление забортной воды.

Отсек полностью заполнялся водой. Даже выпущенный из торпед сжатый воздух уже не сдерживал напор воды. Осталось только мизерное пространство у разбитых задних крышек торпедных аппаратов. Три головы ещё живых упи­рались в это мизерное якобы спасительное место, а тела погружены в воду.

Вдруг, откуда-то снизу из-под воды выскочила обезумевшая корабельная крыса. Ей больше некуда было деваться, как прыгнуть на головы несчастных людей. Один из троих сразу же погрузился в воду. Двое других с выпученными глазами, задыхаясь, захлебнулись водой и в судорогах тоже утонули...

Прошло меньше минуты с начала взрыва торпеды, пущенной японской лодкой I-25 в советский ленинец Л-16. За эти секунды лодка полностью зато­нула.
Свидетелями-очевидцами были только несколько человек верхней ходо­вой вахты на мостике, остальные члены экипажа Л-15 были внутри лодки и не могли видеть этой трагедии.

 5 октября 1942 года в 8.00 лодки вышли из порта Датч-Харбор. 11 октяб­ря 1942 года в 11.00 была потоплена Л-16, шедшая в паре с Л-15. Воспоминания вахтенного командира Л-15 лейтенанта И. Жуйко:

«В 11.00 с дистанции 7 кабельтовых я поднял бинокль с сеткой, чтобы определить расстояние до Л-16. Но в окулярах бинокля вместо Л-16 увидел огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа. Не поверив глазам, я опустил бинокль и уже невооруженным глазом увидел ту же картину, но только в этот момент почувствовал сильный гидравлический удар о корпус нашей лодки. Через мгновение донесся оглушительный взрыв. Необходимо было уклониться от опасности: почти машинально я пробил бое­вую тревогу и дал команду на вертикальный руль: «Право на борт!». В эти же секунды сквозь прогалины в поредевшем дыму с мостика Л-15 я увидел высоко поднявшуюся над водой носовую часть Л-16, которая быстро уходила под во­ду. Послышался второй взрыв и глухой треск взламываемых переборок. Лодка увлекала и мертвых и живых на глубину...»
Мы с С-51 и С-56 вышли из Датч-Харбор вслед за Л-16 и Л-15 по задан­ному курсу (для всех лодок) через несколько дней. О гибели Л-16 узнали из шифровки уже на ходу.

Пожалуй, кроме нас, из состава «азиатской эскадры», как теперь именуют современные историки, никто не знает, что наш комдив А.В. Трипольский сроч­но созвал совет командиров лодок, на котором принял решение вопреки указа­нию Ставки: «Самовольно изменить курс и уйти параллельно заданному на 400 миль мористее, не сообщая об этом командованию».

Я верю, что скорее всего, это решение спасло наши лодки на пути пере­хода на Север через Америку.

Тем более, что в октябре 1942 года немецкое радио сообщило на весь мир о том, что в погоню за «азиаткой эскадрой» немцами выслано было 11 подводных лодок.
Лаванов Алексей, г. Харьков 2014