Воспитание девочек Татьяна Шишова

Берегите Детей
Воспитание девочек. Татьяна Шишова

XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности.
Получив равные права с мужчинами, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только СЕМЬЯ вдруг ЗАТРЕЩАЛА ПО ШВАМ. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа.
Изменение образа жизни и психологии вело к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение за  другим втягивалось в порочный круг...
Сейчас из трех семей у нас  распадается две, и конца этому не видать...
Интересно, что всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в диаметрально противоположной роли - в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматичные изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.
 Вот и получается, что воспитать девочку в наше время - задача не из простых. На что ее нацеливать: на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Одно дело с детства внушать ребенку, что главное это активность и независимость. И совсем другое - воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть, качества, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.
 
 
ГЛАВНОЕ - СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ. ОСТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖИТСЯ
 
Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать "горит" на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное приложится.
У женщин с не сложившейся личной судьбой часто искажается характер. Факт? - Факт. Многие  озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться...
А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит. Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь - и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок  был  жив и здоров.
 
"Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Валя оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: "Мама, не  уезжай!" Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет <мальчик покончил с собой - авт.>, и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу..."
 Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.
 
НЕМНОГО О МИНУСАХ "БЕЗПОЛОЙ ПЕДАГОГИКИ"
 
Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу. В последние годы не только у нас, но и в  других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.
Странно? - Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек.
Девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками...
 
Недавно я побывала в московском детском саду, где предпринята ПОПЫТКА ОТДЕЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, - проходит порознь. Побывала я там и подумала: "Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности "безполой педагогики" (так прозвали педагогику, не  учитывающую половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину..."
С детьми в этом детском саду не муссируют тему "откуда я взялся", а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по  отношению к девочкам.
 
О девочках же поговорим поподробней. Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя "Дамское счастье". Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка - маленькая принцесса.
Они и держатся соответственно. Такая непринужденно-прямая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность - норма жизни.
Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.
 
Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия "финтифлюшек" и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми - дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над  плаксами и ябедами. Это их способ "пометить территорию", показать, "кто самее". И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места  и т.п.
 
ВОСПИТАНИЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ
 
По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек - это воспитание женственности. Вроде бы  чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?
Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции  сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин.
Современный стиль - напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и у-шу, курят, пьют, "меняют партнеров", все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки.
Их и правда трудно представить нежными, заботливыми матерями.
Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона  образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется "добиваться своего"), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает "устаревшие" моральные нормы,  считая их глупыми, дремучими предрассудками.
 
Одно из  основных качеств такой девахи - разгулявшееся СВОЕВОЛИЕ,  красиво названное "жаждой  свободы". Родители  ее, конечно, "не понимают", "мешают", "давят". При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею. Она рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.
 
И обольщенные девочки-подростки начинают подражать  любимым героиням, не задумываясь о том, что попадают в  ловушку. Игра на чужом поле - занятие опасное. Отказываясь от ЕСТЕССТВЕННЫХ ЖЕНСКИХ КАЧЕСТВ: скромности, мягкости,  заботливости, умения терпеть и сострадать, - девушки, сами того  не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем  в зверином царстве стать может.
Так и с "продвинутыми" девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что  парни  смотрят  на них как на ВЕЩЬ, ОБЪЕКТ ПОТРЕБЛЕНИЯ. Зачем  беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?
Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе  потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания... Даже смешно. Какие чувства у вещи?
 
Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить  повышенное  внимание именно РОМАНТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно,  жестче, чем в романах Ш. Бронте. (Хотя и  не  насквозь  цинична, как нам  пытаются внушить "желтые" СМИ.) Романтизм удивительным  образом  закаляет  душу.  Тем более что он соответствует самой женской природе.
 
- Не  ограничивайтесь литературой  -  естественно,  ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых  вы  считаете достойным образцом для подражания.
 
- Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.
 
- Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей  нужно  о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это  как  большое достоинство! Признание заслуг - огромный стимул для ребенка, но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают.
 
- Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.
 
Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как  важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей  (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают  десяти-двенадцатилетним девчонкам "детской" губной помады или "детских" теней для век. А ведь в восприятии девочек употребление косметики - очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя  такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему  остальному, что  сопряжено с современными  подростковыми  понятиями  о взрослости. Это в пять лет девочка попросит  покрасить  себе ноготки, "как у мамы", и пойдет играть в "дочки-матери". А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места  и играют в другие, уже не столь невинные игры.
 
МЯГКОЕ ПОБЕЖДАЕТ ТВЕРДОЕ
 
"И все-таки, - спросите вы, - почему одни девочки  - маленькие принцессы, а другие - маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?"
Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто  (хотя  далеко  не  всегда)  подражают мальчишкам.
В каждом конкретном случае надо понять причину "разбойничьих" выходок дочери и подумать, как  настроить  ее  на что-то положительное. Согласитесь, что  между  бандиткой и заядлой походницей "две  большие  разницы", как говорят в Одессе.
 
Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказывала - где к мальчикам свой подход, а к  девочкам - свой - даже отпетые маленькие разбойницы  постепенно становятся ласковей и послушней.
 
"Мягкое побеждает твердое", - гласит старинная  китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется как  нельзя более современной.
 
Татьяна Шишова, член Союза писателей России,
психолог, мама троих детей