Дефицит идей или нужен ли билет кофейному налету?

Мурат Нурмухамбетов
Дефицит идей, или нужен ли авиабилет кофейному налету?

За отчетный период наш любимый всенародный телеящик наглядно проиллюстрировал данную сентенцию… 

На экраны ТВ, в самый прайм-тайм, влезла «Черная кошка».

Это не прямой сиквел знаменитой киносаги от «Говорухин-Филмс», но повторяющий его главные теги – МУР, послевоенная преступность и знаменитая банда.

Само название вызывало устойчивые ассоциации на бессознательном уровне, что обеспечивало интерес и  гарантировало многомиллионную аудиторию для бесконечной и бесцеремонной рекламы на единственном и неповторимом Телеканале.

Однако, получилось, то что получилось, и в основном, мы увидели лишь только новые незаезженные лица молодых актеров, соответственно, и весьма незамысловатый уровень исполнения, который попытались разбавить фактурными фигурами из числа заматеревшего Игоря Петренко, в образе капитана Каратова, а в эпизодах восставал из склепа заслуженный капитан мушкетеров, правда без шляпы, шпаги и голубых очков. 

Мы получили возможность рассмотреть историю возникновения банды с момента «Tabula Rasa».

Бездуховность, жажда скорой наживы – все это как-то прямо и бесцеремонно перенесено в канву фильма из нашего настоящего. Различаются лишь декорации…

Правда, трубка телефона в коммуналке, почему-то была на скрученном в пружину пластиковом шнуре… Не доглядели!! 
Получается - это фильм не о далеком и забытом, а о близком и понятном окружающем нас сегодня! Пара выстрелов... и все проблемы решены!? Вестерн торжествует?!
Отбери! Ограбь! Убей! Схожие и знакомые нам слоганы-девизы… и ты у дверей своей мечты?!

Значит любой дружный трудовой коллектив, а уже тем более сплоченная спортивная команда -  это потенциальное бандформирование?!

Почему и с кем они борются? С таким ожесточением! С системой?

Как опасно легко они переходят за ту грань закона из рядов примерных учеников, послушных сыновей и образцовых рабочих!

Уже умеющие точно стрелять и беспощадно добивать. Как будто они насмотрелись современных блокбастеров, наигрались компьютерных шутеров, смешав реальность и опасные больные иллюзии!
 И очень все это напоминает наши лихие 90-е!

А может просто перестарались авторы сериала в своем желании освежить, осовременить тему и  приблизить ее к пониманию для максимально массовой аудитории современного поколения зрителей, которое, итак не напрягает себя нравственными муками выбора, предпочитая двухцветную черно-белую философию и моментальные решения в формате “switch on – switch off”.   

Финал фильма апофеозом не стал!

Скомкано, фрагментарно и отрывисто раздали всем главным персонажам «по серьгам»: бандиту-Папе-Пану – яд,  бандиту-мужу Ивану – пулю, другу-наркоману Андрею – неопределенное будущее «в клеточку», а Тае с Каратовым – дальнюю дорогу… почему-то мимо храма….

Сама сцена прощания друзей перед казнью Ивана – сплошной художественный вымысел и присутствует лишь для усиления отсутствующего драматизма всего действия.

Ведь осужденных на расстрел содержат исключительно в одиночных камерах. Но нужен-нужен был авторам финальный диалог – прощание главных персонажей.

Непонятно явление и место в сериале заслуженного ветерана мушкетерского движения М.Боярского в образе отца-ангела, витающего в лабиринтах высоких идеалов, т.е. полностью оторванного от реалий, несмотря на пройденные таежные университеты…

Видимо, это знак настоящего времени – обязательно должна присутствовать сия фамилия в титрах ТВ-программ, киносаг и афишах театров, для придания модного статуса любому прожекту…

Финальный диалог отца и сына происходил в параллельных и никак не пересекающихся измерениях. Складывалось впечатление, что он был собран из отдельных индивидуальных дублей, снятых в разное время, хотя в кадре присутствуют оба. А, может быть, так авторы пытались развить вечную и пресловутую тему «отцов-детей», не слышащих и не понимающих друг друга даже в пределах замкнутого пространства коммунальной квартиры.
 
Но вообще то, многоуважаемый Михаил Сергеевич – человек бывалый и уже давно член разнообразных «точь-в-точь» жюри, поэтому вполне способен выставить баллы за собственный артистизм, точнее за его отсутствие.
 
Драматизм метаморфозы-перехода Ивана от веселого футболиста-любителя в матерого уркагана, добивающего раненых друзей в финале, при всем желании авторов, как-то не поместился в 16 серий данной эпопеи.

Что не человек, то загадка!
 
Каратов-Шарапов, в исполнении Игоря Петренко, производит впечатление человека контуженного увиденным и испытанным на фронтах.
Роль положительного героя он сыграл сдержанно и чересчур осторожно. Или же не дали актеру раскрыть-развить его тему. Вспоминая его исполнение Остапа-Печорина, я подумал о том, что будь он помоложе, как бы он блистательно смотрелся в роли Ивана, со своим чертовским отрицательным обаянием, пронзительными и отчаянно дерзкими глазами.   

Насчет осторожности.
Зрителям многое приходилось додумывать самим.

Все герои очень выразительно молчали, было много крупных планов с большими глазами, может в этом, было основное сходство с изображаемой эпохой, точнее, с трендами послевоенного кино, когда свет софитов узкой полоской направлялся исключительно на оба глаза!
Или это гениальная задумка авторов – зачем напрягаться-говорить, когда должен кричать-вещать обо всем происходящем внутри героя сам визуальный ряд! Ведь глаза – зеркало души, утверждают философы! В общем, додумывайте сами, милые зрители!
 
На всем этом сером фоне заговора молчания, ярко и залихватски, в парадном белом кителе, смотрелся лишь образ милиционера Джуро, в исполнении Алексея Шевченкова, которого и хочу поздравить с творческой удачей!

Теперь про заимствования.

Романтический флер в лирических отступлениях всегда создать непросто! Однако, вряд ли герои фильма времен «Черной кошки» смотрели «Титаник», но эпизод с Ди Каприо рисующим возлюбленную на куске картона после интимной близости, так и просится на память прямо в конце первых серий, и буквально срисован оттуда….

Как впрочем, обер-сценарист не мудрствуя лукаво, ввернул целую блок-фразу из современного фильма «Американский снайпер», в которой отец главного героя, а в нашем случае, бывалый сотрудник МУРа совершенно одинаково излагали взгляд на свое место в обществе - рассуждая о делении людей на овец, волков и сторожевых псов…. 

P.S. И все же! Что же она пила перед полетом? Если выпитое обладает настолько мощным галлюциногенным эффектом, что героиня ролика обрела способность к диалогам с одноразовыми стаканчиками!

И, вообще, как ее допустили до полета в таком состоянии?
Тем более, сразу предложив пересесть в первый класс!?
…Я тоже хочу отведать сей чудодейственный напиток и прошу обнародовать его наименование!