В гостях у Ольги Ведёхиной

Большой Литературный Клуб
Дорогие друзья, мы продолжаем рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в отборочных турах и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
Весь декабрь хозяйкой нашей литературной гостиной согласилась побыть замечательная Ольга Ведёхина, интересный поэт, резидент нашего клуба.
Страница Ольги на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/steffany

Чтобы вступить в беседу с Ольгой, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в декабрьском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или в отборах), и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

---------------------------------------------------

Слово живет двойной жизнью.
То оно просто растет как растение, плодит друзу звучных камней, соседних ему, и тогда начало звука живет самовитой жизнью, а доля разума, названная словом, стоит в тени, или же слово идет на службу разуму, звук перестает быть «всевеликим» и самодержавным: звук становится «именем» и покорно исполняет приказы разума; тогда этот второй — вечной игрой цветет друзой себе подобных камней.
То разум говорит «слушаюсь» звуку, то чистый звук — чистому разуму.
Эта борьба миров, борьба двух властей, всегда происходящая в слове, дает двойную жизнь языка: два круга летающих звезд."

Велимир Хлебников


Я бы, пытаясь выявить основные пути поэтического слова, несколько уподобилась гоголевской Агафье Тихоновне и прибавила бы к замечательным словам Хлебникова немного имажинизма, поскольку я - метафороцентричный человек. Поэзия без яркого образа кажется мне пресной, поэтому чтобы стихотворение попало в глубь души без метафор, надо, чтобы у автора оказались иные - особые - магические средства...
В Ветхом Завете есть один волнующий момент, когда Бог наделяет Адама властью дать названия всему, что сотворено: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". (Быт 2-19:20) Сильная метафора - это второе имя вещи или явления, это их скрытый смысл, угаданный поэтом. Поэтому, если образ удался, чувствуешь трепет, волнение, ощущение прикосновения к одной из тайн бытия...

И ещё - ритм. Стихия ритма - это океан, не ведающий незыблемых законов. Мерный шелест прибоя и рёв шторма, шипение пены и гул увлекаемой гальки, вольное лопанье мелких пенных пузырьков и хаос вздымающихся водяных небоскрёбов- всё это разные темпы, разные ритмические последовательности. Поэтическое слово столь же свободно. Тема сама выбирает ритм. Музыка, давшая в прошлом веке Шёнберга, Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бартока, Шнитке, настаивает на ритмическом изобилии, метрической свободе, и поэтическое слово вольно выбирать: единый или переменный ритм.

Мои ограничения: мне тяжело даётся остро-современная поэзия - см. журнал "Воздух". Нагромождения смыслов, дающие в результате бессмыслицу, проскальзывают мимо моего сознания - и тем более, души. С другой стороны, банальность высказывания так же тяготит: мне всё открытия, прорывы, острые впечатления подавай) В любом случае, я убеждена: все субъективны - и маститые литературоведы, и едва-читатели, и тонкие ценители художественного слова, и, конечно же, поэты.

Ольга Ведёхина