Марина ЦВЕТаева. ПодытОживание. 7часть

Серж Фико
                ПОПЫТКИ  ПОИСКА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

           Еще по дороге в Елабугу Цветаева написала в Казань,
                в Татарский Союз писателей:
                «Уважаемый тов. Имамутдинов!
           Вам пишет писательница-переводчица Марина Цветаева.
       Я эвакуировалась с эшелоном Литфонда в гор. Елабугу на Каме.
    У меня к Вам есть письмо от и. о. директора Гослитиздата Чагина,
   в котором он просит принять деятельное участие в моем устройстве
и использовании меня в качестве переводчика. Я не надеюсь на устройство
     в Елабуге, потому что, кроме моей литературной профессии,
                у меня нет никакой.
У меня за той же подписью есть письмо от Гослитиздата в Татиздат
     с той же просьбой. На днях я приеду в Казань и передам Вам
                вышеуказанное письмо.
Очень и очень прошу Вас и через Вас Союз писателей сделать все возможное
  для моего устройства и работы в Казани. Со мной едет 16-летний сын.
      Надеюсь, что смогу быть полезной как поэтическая переводчица.
                Марина Цветаева».

Ответа не последовало. Письмо Цветаевой хранится в архиве Союза писателей
      Татарии. Поперек него — резолюция: «К делу». К какому делу?

                ПОСМЕРТНЫЕ  ЗАПИСКИ

        Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить
 (эта записка позже стала известна под условным названием «эвакуированным»),
                Асееву с сёстрами Синяковыми и сыну.
             Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился
(был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян),
её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

                Записка сыну:

            Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже.
                Я тяжело больна, это уже не я.
     Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить.
 Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты
                и объясни, что попала в тупик.

                Записка Асеевым:

             Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы!
Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья —
 и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю.
У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи.
В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы.
 Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья.
    Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ.
Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас.
                Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

                Записка «эвакуированным»:

  "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет,
  отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю
 не  отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти.
              В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей.
           Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадёт.
 Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте."

                ЗАХОРОНЕНИЕ

          Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года
             на Петропавловском кладбище в г. Елабуге.
             Точное расположение её могилы неизвестно.
            На южной стороне кладбища, у каменной стены,
         где находится её затерявшееся последнее пристанище,
           в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева,
«между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью
   «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

     В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие.
Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать,
что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения
                являются всего лишь домыслами.

   С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия,
 обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей
    Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».
 В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге
демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского
    кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой —
  по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии.
 Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения
              по этому вопросу до сих пор нет.

                ОТПЕВАНИЕ МАРИНЫ  ЦВЕТАЕВОЙ 

       Как известно, по каноническим правилам Православной Церкви
  самоубийц хоронят без церковного отпевания, по ним не служат панихиды.
 Но мало кто знает, что в 1991 году, в день пятидесятой годовщины кончины
Марины Цветаевой, в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот
  была совершена панихида по рабе Божией Марине — с благословения ныне
покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по ходатайству
тогда диакона, а ныне протодиакона Андрея Кураева. Известный писатель
 и богослов высоко ценит творчество Марины Цветаевой и категорически
     не согласен с осуждающим отношением к ее личности и судьбе.

                БОРОЛИСЬ ПРОМЫСЕЛ И ПРОИЗВОЛ

   -Отец Андрей, как Вы пришли к мысли, что необходима панихида
                по Марине Цветаевой?
-Тогда, в связи с близящейся датой, возник вопрос о церковном отношении
к её личности. Марина Цветаева — мой любимый русский поэт, она удивительно
владела словом, могла снять с самого избитого слова потертость и обнажить
 его смысл: «Рас-стояние — версты, мили,/Нас рас-ставили, рас-садили…»

         Мне дорога ни с чем не сравнимая исповедальность,
                открытость её больной души.

Она не пропагандирует грех, она просто рассказывает о том,
                что с ней происходило:

              «И ты поймешь, как страстно день и ночь
                Боролись Промысел и Произвол
                В ворочающей жернова — груди».

В отличие от нас, Цветаева исповедовалась не наедине, а перед всем миром.
      В ее строках постоянная память о Боге, о Божией правде,
и это для меня было очень важно в период моего собственного поиска.

             -Сложно ли было добиться благословения
          Святейшего Патриарха Алексия II на панихиду?

        -Я собрал свидетельства о ссылке Цветаевой в Елабугу,
об условиях ее не-жизни там — это было скорее доведение до самоубийства.

      Когда я все это изложил покойному патриарху Алексию II,
             меня удивила легкость его решения:
           без подробных расспросов, взвешиваний,;
           — его решение было сердечно-интуитивным.

Важно заметить, что факт панихиды по Марине Цветаевой не стал поводом
                для скандалов, никто не «жаловался».

                ТАК ДАЛЕКО ДО НЕБА…

        Тем не менее, у Цветаевой часто встречаются строчки
                почти богоборческие...

    Например: «нежной рукой отведя нецелованный крест».
                Почему нецелованный?

Или: в стихотворении, написанном на смерть Эриха Марии Рильке,
 она с пренебрежением говорит о выражении «в месте злачнем»…

Это нельзя назвать богоборчеством, это живая вера, общение с Богом.

    То же можно сказать и о многих других поэтах и писателях:
                их личный опыт веры,
в том числе и борьбы с собой, и сомнений, очень важен для читателя.

  Биографии писателей и поэтов обычно — отнюдь не жития святых,
                и Марина Цветаева не исключение.

              В период «массового воцерковления»
 в 1990 х многие неофиты стали осуждать Цветаеву — и за самоубийство,
            и за некоторые другие факты биографии…

  Думаю, об «отношении православных к Марине Цветаевой» говорить
 не приходится: большинство православных о ней не знают, не читают.
    Она — элитарный поэт. Но, к сожалению, придется отметить,
         что православные всегда готовы всех осуждать.

           Мы при случае любим цитировать Евангелие:
               «не судите, да не судимы будете»,
 но когда доходит до дела, почему-то сразу об этом забываем.

Что можно посоветовать читателю, которого смущает тот или иной факт
         в биографии писателя? Относиться по-христиански:
не отождествлять поступок человека с его личностью, только и всего.

       ххххххххххххххххххххххххххххх
ДонбАсс - ГОрловка = НовоРУСЬ - НовоРОССИЯ*
            хххххххххххххххххххххххххх
     Все ссЫлки к поЭме о  МарИночЪке ЦветАевой:
1-я частЪ:  http://www.stihi.ru/2016/11/25/517
2-я частЪ: http://www.stihi.ru/2016/11/27/11985
3-я частЪ: http://www.stihi.ru/2016/11/28/544
4-я частЪ:  http://www.stihi.ru/2016/11/28/3229
5-я частЪ:  http://www.stihi.ru/2016/11/29/3760
6-я частЪ:   http://www.stihi.ru/2016/11/30/464
7-я частЪ:  http://www.stihi.ru/2016/12/01/1170