Психология банного процесса

Олег Фаминский
Даже не припомнить, когда я первый раз побывал в русской бане. Попытки вспомнить, как это было в первый раз, не увенчались успехом. Вероятнее всего это было в раннем детстве, так как точно знаю, кто именно меня приобщил к банному делу.  И этим человеком была моя мама. Помню как она очень трогательно и азартно рассказывала о венике, о паре, о народных «спа» процедурах, применяемых  ещё в советское время.  Вероятнее всего через эти рассказы и ритуалы, а так же, конечно своим примером, она приобщила меня к культуре банного процесса.
Всё детство и юность я прожил в центре Ленинграда и уже в школьном возрасте, совместно с одноклассниками, посещал старейшие бани на Мытненской, Фонарном, Казачьи бани. Вспоминаю, как с пацанами сбегали с уроков, лишь бы занять очередь, так как ближе к вечеру, мужики со всего города, вереницами и с вениками  ехали к месту своей тусовки. Ведь баня, это не только где можно помыться, но и где можно пообщаться. У каждого любителя бани выбран свой день и своё время, мужики подтягиваются к проходной, занимают очередь на лестнице и мелят языками о рыбалке, охоте и бабах. Наверное, в женском отделении свои темы для разговора. Так вот, в парилке всегда находиться инициатор уборки и поддаче пара. Человек пять, шесть организовывают процесс, а другие стоят по стеночкам, молча  обвиняя или громко одобряя действия инициаторов. Раньше время пребывания в бане не лимитировалось, воды лей, сколько хочешь, разговаривай,  сколько влезет. Ах, какие только истории и байки с анекдотами там не рассказывали. Вот где было место единения народа, проявление свободы слова и порядка. Все проявляли уважение к этому месту, а банщик был уважаемый человек. Заниматься описанием банного процесса можно долго и со вкусом, о нём издано много научной и житейской литературы. И кому будет интересно, может с эти делом ознакомиться. Я  в свою очередь, хотел показать, как один из элементов нашей традиционной  Русской культуры, влиял на общественное сознание, привнося атмосферу гармоничной межличностной коммуникации, ориентир на здоровый образ жизни и духовно-нравственное воспитание. Ещё царь Петр Великий говорил – «Баня - лучшее средство поправить свое здоровье», причём как физическое, так и психологическое здоровье в том числе. С двухтысячных годов система банно-прачечных комбинатов стала разваливаться. Появились отдельные номера, дополнительные услуги,  повысились цены, ограничилось время, ушла старая гвардия и основополагающий принцип: «В бане все равны», канул в лета. Терапия души и тела при помощи веника стала не популярной.
Обращаясь к опыту наших предков и упоминая, что «в народе российском прочно существовало поверье, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль), можно однозначно сказать, что психологическая составляющая банного процесса недооценена сегодняшним обществом. И возможно через некоторое время, идеи предков, станут вновь актуальны, ведь «новое - это хорошо забытое старое». 
И наблюдая этот процесс, я смастерил баню на даче, собираю друзей и вспоминаю маму.

ВЕЛИКИЕ О БАНЕ
Александр Твардовский:
"В жизни, мирной или браной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа."

***
Александр Васильевич Суворов:
"Портки последние продай, но после бани выпей."
"На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна - молитва, деревенская изба, баня, каша и квас". - Суворов

***
П.В.Шумахер (XIXв):
"Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал -
Свободу, равенство и братство -
В торговых банях отыскал."

***
А.Н.Толстой в одном из своих произведений: "Без Петербурга да без бани нам как телу без души"

***
В.А.Гиляровский, в своей знаменитой книге "Москва и москвичи": "Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал - это баня. Причем, <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами."

***
Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н. М. Карамзин:
"Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский."

***
«Любил я с отцом, — вспоминает Шаляпин, — ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».

***
Николай Михайлович Карамзин пишет: "Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения".

***
Живший во времена Петра I в Петербурге камер-юнкер Берхольц в своих записках о России пишет: «Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней по крайней мере, раз, если не два, в неделю...»

***
В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер...».

***
Александру Менделевичу Шаляпин писал: «Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, - конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

***
Особенно интересно высказывание о русской бане испанского врача Риберо Санчеса (долгое время был врачом Елизаветы Петровны): «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага...»

***
Алексей Толстой писал, что «Без бани нам как телу без души».

***
Макс Плотен: «Мы, немцы, пользуемся баней, как целебным средством»

***
Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России: "Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

***
Известный исследователь Леонид Васильевич Милов пишет в своей книге "Великорусский пахарь": "Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала". Для всей семьи обязательна была еженедельная баня.

***
Реформатор Петр Великий поощрял строительство бань: за их постройку не взимались пошлины. "Эликсиры хорошо, а баня лучше", - говорил он.

***
Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге "Путешествие по России" отмечал, что "под своей рубахой русский мужик чист телом".

***
В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится: "О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие".

***
В конце XVIII века португальский врач Антонио Нуньес Риберо Саншес издал в Европе книгу "Уважительные сочинения о русских банях", где пишет: "Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья так и для излечения многих болезней".

***
В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь жизни Москвы Гиляровский, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: "И Пушкина видел... любил жарко париться".

***
"Единственное место, которое ни один москвич не миновал, - это БАНЯ". "Москва без бань - не Москва",- утверждал Гиляровский.

***
Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом - вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби. Гиляровский.