Когда я сравнивал...

Анатолий Шуклецов
Нет человека, который, прочитав прозаическое произведение, не подумал бы: «Постараюсь – напишу и получше». Люк Вовенарг. // Одна печатаемая ерунда создаёт ещё у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырёх. Владимир Маяковский. // Поток серой литературы существовал всегда и едва ли иссякнет. Но авторы серых книг заняты не своим и небезобидным делом. Серая книга опускает читателя до своего уровня. Через некоторое время он не способен отличить настоящее. Сейчас мне приходится читать много рукописей и теряется ориентир. Думаешь, может быть, это неплохо, ведь предыдущее было ещё хуже? Григорий Бакланов. // В двадцатые годы в моде была так называемая «рубленая проза». Многие пишущие люди говорили: «Произведение будет динамическим, если писать короткими фразами, в три-четыре слова». Но читатели спотыкались на точках, о такой искусственный язык. При неестественном построении не получалось свободно текущей речи. Писать рубленой прозой я тогда считал обязательным. Как и ныне, много печаталось произведений неряшливых, худо обработанных. Когда я сравнивал, то видел, что пишу не хуже, и удовлетворялся этим. Пока не развил в себе стремление работать лучше. Александр Фадеев. // Подумайте, мы с Женей уже были всамделишными писателями, когда он только начинал бороться со словом «который». Илья Ильф, об авторе посредственной книги. // Графоман Лерман говорил: «Я Лермонтов – только короче». Давид Самойлов. // Однако против Пушкина и Льва Толстого многие члены Союза писателей есть те же графоманы. Бездарность массово оккупирует именно литературу. Она здесь не столь наглядна и уязвима, как в других видах искусства. Будь самокритичней, развей способность к сторонней оценке делаемого тобой, к сравнению своего продукта с другими. Чаще читай нечто бесспорное из классиков, близкое к тому, что пишешь сам. Помогает оценить себя и своё творчество адекватно. Знаменитый Фаберже ходил по мастерской и разбивал молотком неудачные изделия своих подмастерьев. // Слово невежды, как заплата, пришитая не к месту. Казахская пословица. // Слабости писателя особенно очевидны, когда слабым своим пером он берётся трактовать великие темы. Люк Вовенарг. // Графоманство – это писательство, внутри которого ничего не происходит. Мераб Мамардашвили. // И нет в творении – Творца! Фёдор Тютчев.