Игры, в которые играли мы

Белые Розы Сибири
Ильиных Нина

У каждого возраста есть свои плюсы и минусы. Хорошо и плохо быть пенсионером: ты многое знаешь и умеешь, жаль, не всегда уже можешь. Но зато один большой плюс – это масса свободного времени. Это время, когда можно оглянуться вокруг себя, на других посмотреть.
Часто ловлю себя на мысли: почему не видно на улицах детей? Нет, они идут утром в школу – бегут, как весенние ручейки в красивых нарядах, идут стайками, но почему-то, как роботы: не ведут разговоры, не переглядываются друг с другом, не жестикулируют руками, не делятся новостями – почему? Ведь они на улице! Наверное, потому, что у них у каждого в ушах наушники от плеера, или в руках телефон – они в одиночку играют, слушают какую-то музыку, а после школы – телевизор, да компьютер.
А ведь, бывало, чуть появятся прогалинки на косогорах – все туда, от мала, до велика. Вот уже поделились на две равные, как по силам, так и по количеству игроков команды. Капитаны ловко перехватывают руками галтовка (бита) – чья рука будет вверху – та команда будет бить. Игра та называется «Бить и бежать», или, в современном варианте «Лапта». Мы играем, а малышня – наблюдатели – в стороне: берегись мяча. Подойдут и бывшие игроки – люди уже семейные. Войдут они в раж, глядя на «слабака»: «Ну-ка, дай-ка, я разок вдарю», - скажет бывший капитан, у которого дома уже сынок под стол пешком ходит. Плюнет символически в ладошки, разотрет их для пущей важности, да как вдарит по мячу! Далеко полетит мяч, а «толпа», что стояла «на парусах», рванет к черте, через все поле, а если повезет – то вернется и обратно.
Девчонки 8-10 лет на другом пятачке чертят классики со многими вариантами. Тут же свистит скакалка: «Роза, береза, мак, василек, кашка, ромашка, белый цветок», - вот попробуй, изловчись: скачи на одной ноге через скакалку и на каждый прискок «розу, березу…» скажи. Затем на двух ногах, а потом держа скакалку в перекрещенных руках и т.д., пока не окарает (не собьется).  А уж как собьется, ход перейдет к другой.
Летом, встречая коров из стада (а уйдем пораньше, чтобы время на игры было), играем в «Цепи кованные». А зимними вечерами брат или сестра старшеклассники откроют географический атлас и скажут найти тот или иной населенный пункт, а мы младшие, не знавшие еще такой науки - географии, водим пальцем по атласу – ищем это слово.
Ну, а с теми, кто еще не умеет читать и писать играли в «Сим, сим».

Игра «Сим, сим…»

Игра, в которую играла я, мои дети, а теперь и мои внуки.

Два игрока встают или садятся друг напротив друга. Кладут ладони один другому (соединяют ладони друг с другом), приговаривая: «Сим, сим, сим». Затем каждый игрок хлопает в ладошки и подставляет открытые ладони напарнику, тот тоже хлопает и бьет в подставленные открытые ладони друга.
Затем оба хлопают (каждый себе) т бьют правой ладонью правую ладонь напарника, подставленную на уровне груди. Затем, опять каждый хлопает в ладони, а затем хлопает левой ладонью в левую ладонь напарника. Снова хлопок и ударяют двумя открытыми ладонями две ладони напарника. Затем хлопок в ладони и в ход снова идет правая рука, еще хлопок в свои ладони и снова хлопок в левую руку. После хлопка левыми руками, снова хлопок  и подставляем обе открытые ладони сопернику для хлопка. При этом на каждый хлопок не забываем говорить:
 «Сим, сим, сим,
твой отец Максим,
мать твоя – Машка,
а сестра – Наташка,
а Володя – пионер,
 ты бери с него пример.
Двери открываются,
учитель появляется
на высоких каблуках,
с чемоданчиком в руках.
Вызывает ученицу –
- ницу – ницу.
Расскажи-ка мне таблицу –
- лицу, лицу.
- пятью пять
- вы не знаете опять,
- пятью семь
- вы не знаете совсем.
Как вам, барышня, не стыдно
Двойки, тройки получать
И таблицу умноженья
Надо всем ребятам знать».
Дети любят играть в эту веселую игру, ошибаясь в очередности хлопков, забывая слова. Но это только в начале, с каждым разом игра становится ритмичной и игроки не сбиваются.
Польза: активизируются целительные точки на ладони, развивается координация движений и чувство ритма.
Вам барышня прислала веник…

В эту игру могут играть два человека и больше.

Все встают (садятся) кружком. Один ведущий подходит к игроку и дает фант (любой предмет: расческу,  обертку от конфеты (мы называли ее – фантик), закладку от книги) и говорит: «Вот вам барышня прислала веник, 100 рублей денег. Велела не смеяться, ни улыбаться, губки бантиком держать, черно с белым не носить, «да» и «нет» не говорить, «р» не выговаривать. Вы поедите на бал?», - спрашивает у того, кому вручил фант.
Вопросы могут быть разные и, чтобы быстрее «сбить» - запутать ведущий почти к каждому вопросу задает вопрос на утверждение, например:
- Вы на машине поедите?
Нельзя отвечать «да2 или «нет», нужно назвать транспорт.
- На черной или белой?
А «черное» и «белое» произносить нельзя.
Тут можно спросить и о нарядах, о погоде, следить, чтобы буква «р» не проговаривалась.
Если ответчик «окарал», т.е. проговорился, то отдает свой фант, а ведущий переходит к другому.
Остальные следят, как отвечает игрок по команде.
Когда фанты собраны, над головой (чтобы не видно было чей фант) у одного из игроков держат чей-то фант и спрашивают:
- Что этому фанту делать?
Ответы разные – спеть, прокукарекать, стих рассказать, пропрыгать на 1 ноге и т.д.
После этого роль ведущего переходит к другому.

Польза – развивает внимание, словарный запас, скорость мысли, воздействует на рефлекторные зоны и биологические точки на ладонях.

А мы просо сеяли…

Игроки делятся на две команды. Становятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метра. В каждой шеренге игроки берут друг друга под руки. Первая шеренга идут навстречу второй, напевая:
«А мы просо сеяли, сеяли.
Одним ладом сеяли, сеяли».
Не доходя до второй шеренги0,5-1 метр отходят на свое место.
Затем вторая шеренга идет навстречу первой, напевая:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Одним ладом вытопчем, вытопчем»
Первая: «А чем же вам вытоптать, вытоптать.
Одним ладом вытоптать, вытоптать».
Вторая: «А мы коней выпустим, выпустим.
Одним ладом выпустим, выпустим».
Первая: «А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
Одним ладом в плен возьмем, в плен возьмем».
Вторая: «А мы коней выкупим, выкупим.
Одним ладом выкупим, выкупим».
Первая: « А чем же вам выкупить, выкупить?
Одним ладом выкупить, выкупить».
Вторая: « А мы дадим денежку, денежку.
Одним ладом денежку, денежку»
Первая: «Нам не надо денежку, денежку.
Одним ладом денежку, денежку»
Вторая: «А чего ж вам надоти, надоти?
Одним ладом надоти, надоти».
Первая: «А нам надо девицу, девицу.
Одним ладом девицу, девицу»
Вторая: «А скажите имечко, имечко.
Одним ладом имечко, имечко».
Первая: «Ее имя (например) Танечка, Танечка.
Одним ладом Танечка, Танечка»
Вторая: «Она у нас дурочка, дурочка.
Одним ладом дурочка, дурочка».
Первая: «А мы ее выучим, выучим.
Одним ладом выучим, выучим».
Вторая: «А чем же вам выучить, выучить?
Одним ладом выучить, выучить».
Первая: «А мы ее плеточкой, плеточкой.
Одним ладом плеточкой, плеточкой».
Вторая: «Она будет плакати, плакати.
Одним ладом плакати, плакати».
Первая: « А мы ее пряничком, пряничком.
Одним ладом пряничком, пряничком».
Вторая: «Открывайте воротцы, воротцы.
Принимайте девицу, девицу».
Девушка, чье имя было названо, переходит в шеренгу первой команды.
Первая: «В нашем полку прибыло, прибыло.
Одним ладом прибыло, прибыло».
Вторая: «В нашем полку убыло, убыло.
Одним ладом убыло, убыло».
Первая: «В нашем полку пиво пьют, пиво пьют.
Одним ладом пиво пьют, пиво пьют».
Вторая: «В нашем полку слезы льют, слезы льют.
Одним ладом слезы льют, слезы льют».
Игра начинается сначала, только теперь вторая команда начинает: «А мы просо сеяли…».

Польза – развивает чувство ритма, выявляет лидеров в командах.

А еще мне помнится вот такая колыбельная, которую пели моя бабушка и мама.
Колыбельная.

Зыбаю (качаю), колыбаю,
Отец ушел за рыбою,
Мать ушла пеленки мыть,
А дедушка дрова рубить.
Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить.

Много игр помнится из детства – «Двенадцать палочек», «Глухой телефон», «Смешной телефон», «Штандр».
Конечно, время идет, мир познается, тем более, сейчас – век высоких технологий. Интернет, практически, в каждом доме, при желании, у каждого в телефоне. Да и не прикажешь играть в ту или иную игру. И в каждой игре, как и в каждом возрасте, есть свои плюсы и минусы. Но коллективная игра учит ребенка уважать мнение других, слушать и слышать других, воспитывает чувство локтя и коллективизма, взаимовыручку и поддержку. Ведь став взрослым, он придет в рабочий коллектив, где свои обычаи и традиции. Здесь – не «якай» и не уединяйся, этому ведь учит народная командная игра.
Народные игры сближают, сплачивают коллектив, некоторые из них воздействуют на биологические точки, заставляют двигаться, заниматься физкультурой, а значит, позволяют быть здоровыми и счастливыми, как можно дольше сохранить молодость души и тела.
Об этом надо помнить взрослым и учить народным играм детей.
Играйте и будьте здоровы и счастливы!