Николай Гумилёв. Искра 30

Любовь Шикторова
Искра 30


Из дневника Лукницкого

19.04.1925.
Когда Николай Степанович вернулся из-за границы в 1918 году, он позвонил к Срезневским. Они сказали, что Анна Ахматова у Шилейко. Николай Степанович, не подозревая ничего, отправился к Шилейко. Сидели вместе, пили чай, разговаривали.
Потом Анна  Ахматова пошла к нему — он остановился в меблированных комнатах «Ира». Была там до утра. Ушла к Срезневским. Потом, когда Николай Степанович пришел к Срезневским, Анна Ахматова провела его в отдельную комнату и сказала: «Дай мне развод». Он страшно побледнел и сказал: «Пожалуйста»». Не просил ни остаться, ничего не расспрашивал даже. Спросил только: «Ты выйдешь замуж? Ты любишь?» Анна ответила: «Да». — «Кто же он?» — «Шилейко». Николай Степанович не поверил: «Не может быть. Ты скрываешь, я не верю, что это Шилейко».
Вскоре после этого Анна Ахматова. с Николаем Степановичем уехали в Бежецк.
Я: «После объяснения у Срезневских, как держался с Вами Николай Степанович?»
А. А.: «Все это время он очень выдержан был. Никогда ничего не показывал. Иногда сердился, но всегда это было в очень сдержанных формах (расстроен, конечно, был очень) « Лева разбирал перед ними игрушки, они смотрели на Леву. Николай Степанович внезапно поцеловал руку Анне и грустно сказал ей: «Зачем ты все это выдумала?».
Решение о разводе не изменило дружеских отношений Гумилёва и Ахматовой. Постоянно встречался с Ахматовой. Она часто бывала у Гумилёва на Ивановской улице. Гумилёв бывал у Срезневских, где жила Ахматова и где по случаю выхода книг Гумилёва устраивались вечеринки.
То ли в отместку, то ли от обиды и отчаяния Николай Степанович практически сразу расписался с Анной Энгельгардт.

Далее http://www.stihi.ru/2016/12/05/2635