Раки... Санькины истории

Александр Мой Брат
               

           Город Стерлитамак стоит на реке под названием Белая. Как они добирались до этого города, наш Санька толком не помнит?! В памяти всплывают лишь отрывочные моменты: чемоданы, сумки, его обязательный попутчик алюминиевый с плотно закрывающейся крышкой чайник, полный народу автовокзал в городе Уфа и всеобщая суета.  Ещё большой междугородный автобус (на таком он не катался ни разу), и в нём мягкие удобные сидения с откидывающимися для сна спинками. Всю дорогу Санька благополучно проспал, а когда его разбудили, то автобус уже подруливал к зданию автостанции города Стерлитамак.
        У платформы их встречали старший папин брат дядя Володя и его трое сыновей: Вовка, Петька и самый младший Колька. Наш путешественник видел их впервые, и для него они показались уже взрослыми, ведь даже самый младший Колька был старше Саньки на четыре года. Встретили их хорошо, и уже минут через двадцать тётя Рая, это жена дяди Володи, с распростёртыми руками встречала их у ворот дама. Всё это произошло днём, а к вечеру этого же дня в честь приезда дорогих гостей дядя Володя вместе с сыновьями устроил грандиозную рыбалку …
      Основной рыболовной снастью на тот момент являлся самый обыкновенный бредень. Образно говоря, это рыболовная сеть метра полтора шириной и длинной метра четыре-пять. На концах этой сети вертикально крепились две небольшие жердины. За них-то дядя Володя и Санькин папа и держали бредень вертикально, когда заходили в реку. Иными словами, они перегородили им не большую часть акватории реки.
      Затем дядя Володя, вошедший  в реку первым,  постепенно начинал выворачивать к берегу, таким образом загребая бреднем всю живность этого участка реки. Ребятня при этом располагалась между берегом и человеком, державшем жердину снасти. А чтобы рыба не смогла уйти в этот промежуток, они хлопали по воде руками, топали ногами, в общем, шумели, как могли. В конечном итоге дядя Володя с Санькиным папой сошлись и общими усилиями вытянули бредень на берег.
     С первого захода получилось почти ведро разнообразной и разнокалиберной рыбы. Воодушевлённые таким уловом и чуток отдохнув, наши рыбаки сделали ещё один заход, но этот был уже менее удачный. Не теряя надежды попасть на рыбный косяк, они сделали ещё пару заходов. В результате всё равно набралось лишь два ведра рыбы. Уставшие, но удовлетворённые  полученным результатом, дядя Володя, Санькин папа и старший брат Вовка,  захватив вёдра и бредень, направились домой, а ребятня осталась, чтобы к завтрашнему утру наловить раков, ведь это был ещё тот деликатес…
     Этим делом, конечно,  занимались местные спецы  Петька и Колька.  Они ходили по неглубокой воде у берега, подбирали свободно разгуливающих по дну раков, а найдя норку, они смело запускали туда свою руку, чтобы тут же выдернуть «хозяина» на воздух. Братья бросали улов на берег, где Санька их подбирал и складывал в приготовленное для этого случая ведро с водой. Наш герой тоже было попробовал вынуть рака из норки, но… Это был первый и последний раз, когда он сунул руку туда, где ничего не видно… Резкая боль пронзила руку нашего горе-ловца, когда рак, защищая жилище, своей клешнёй схватил Саньку за мизинец. Во-во, да так ухватил, что о-у-у-у… Слёзы «фонтаном» брызнули из глаз… Зато братья повеселились на славу…
     Не буду вдаваться в подробности дальнейших событий, но после получасовой ловли этих тварей со страшными клешнями,  ведро, как это ни странно,  наполнилось доверху. Накрыв его крышкой, чтобы раки не вылезли наружу, Петька и Колька, взявшись за ведёрную дужку с двух сторон, ускоренным шагом направились в сторону своего дома. А уже дома, вывалив живых раков в большой таз с водой, поставили его в глубине сеней и накрыли фанеркой. Приготовление деликатеса предполагалось только завтра.
      Ужин этого вечера в основном состоял из выловленной рыбы. На первое была хорошая наваристая тройная уха, вкусная-я-я, язык проглотить можно.  Почему именно тройная, Санька так и не понял, да и в подробности не очень-то вдавался.  Уха как уха, они с папой и на озере Балхаш всегда такую варили. Но когда Петька, якобы по секрету, сообщил ему об этом, то наш герой сделал умное лицо и с видом знатока согласно кивнул головой. Мол, знакомое это дело - тройная уха… А на второе была рыба жареная. Санька очень любил рыбу такого приготовления, особенно когда её готовила  мама, но и эта была не хуже, хоть и речная. В общем, посидели за столом очень даже хорошо и до глубокого вечера. Все наелись и напились, можно сказать, до отвала, а когда со стола было убрано, то стали решать, кто где спать будет.
     Дом дяди Володи был не очень большой, и поэтому организованные  на полу спальные места были куда лучше и комфортнее, чем места на русской печке или на кровати. Саньке же  досталось коронное место на кухонной лавке у окна, очень даже хорошее место. Главное - до выхода в сени недалеко, если что… Всех вроде разместили, а когда стали укладываться, выяснилось, что Петька остался не у дел. Ему-то места и не досталось.
     - Петенька, а ты иди к нам, здесь на полу ещё одному можно уместиться, - проговорила Санькина мама, - Или ложись-ка вон на лавке, а Санька к нам переберётся, как-нибудь поместимся.
- Ну, вот ещё. Буду я на лавке спать. На лавке пусть гости укладываются, а я пойду в сени лягу. Там на полу даже лучше, чем на печи… - делано пробурчал он и, сдёрнув с вешалки ватную фуфайку, вышел в сени. Бросив её на пол, под голову положил полено, а чтобы импровизированная подушка была чуть мягче, прикрыл её рукавом фуфайки. Второй же полой фуфайки он сумел даже накрыться сам… 
      Чтобы спать было не очень душно, двери в сени решили не прикрывать: во-первых, дабы  не зашибить спящего там Петьку, а во-вторых, мало ли вдруг кому приспичит выйти на свежий воздух. Сени были невелики, места свободного, соответственно, тоже было не очень-то много, и поэтому Петькины ноги практически касались тазика с живыми раками, что стоял в глубине, но этого никто не заметил, вернее, на это просто не обратили внимание. Наконец верхний свет был погашен, и уже минут через десять все обитатели дома полностью провалились в глубокий крепкий сон. Надо думать – столько впечатлений за один день…
      Санька проснулся от какого-то непонятного лёгкого шуршания и слабого постукивания,  будто на пол сыпались детские палочки для счёта, где-то там, у порога в сени. Ему сразу вспомнилась домашняя история с голодным молодым ежом, который ночью пришёл к нему  в коморку, и как папа потом веником выметал его из-под топчана. Но здесь-то ежа быть не должно, большой кот Васька не позволил бы такого нахальства. Луна в эту ночь была яркая, и она-то, заглянув в окно, на полу, как на киноэкране, чётко высветила крестообразный пролет окна и все подробности происходящего…
      Раки (сколько их там было - даже не счесть) по двое, а то и по трое сразу, из темноты сеней перелезали через высокий порог и с лёгким стуканьем шлёпались на пол.  Они целенаправленно двигались в сторону  спящих  на полу мамы и папы.  Это только пото-о-ом дядя Володя разъяснил, что целью их похода были не гости, спящие на полу, а лунный свет, на него-то они и ползли, глупые речные создания. Но это было потом, а в тот момент картина была жутковатая…
      - Мама, папа, просыпайтесь! Просыпайтесь скорее! На вас ползут раки! - закричал Санька и, скинув на пол одеяло, соскочил с лавки на пол. Секундой позже до него дошло, -  раков надо бы одеялом накрыть, тогда они будут неопасны… Но папа оказался быстрее. Он, вскочив с постели, включил верхний свет и, быстро оценив обстановку, тут же накинул на раков то самое одеяло, которым они с мамой до этого  укрывались. Что тут начало-о-о-сь…
      Естественно, все мгновенно проснулись… Шум-гам, хай, как на базаре. Весело-о-о-о. В общем, ночка получилась ещё та. Первую половину ночи все дружно собирали этих деликатесных тварей по всем углам дяди Володиного дома. Некоторых даже выковыривали из-за печи, а один экземпляр умудрился забраться в небольшой чугунок с остатками ухи, видно, тоже решил полакомиться тройной… Ну, а когда всех раков выловили (конечно, полной уверенности в этом ни у кого не было), стали разбираться в причине этого массового ракового нашествия. И пришли к выводу…
      Судя по всему, во время сна  Петька ногой зацепил фанерную крышку на тазике с раками. Крышка сдвинулась чуток, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы раки, ощутив свободу, и с криками: «Ура-а-а-а, наша взяла!» - валом повалили из тазика. Так как их освободитель продолжал спокойно спать, они, как самые  свободные раки на земле, двинулись в путь, не трогая спасителя. Они спокойненько обошли его стороной и прямиком направились к лунному свету, что так ярко светил в окна дома. Ну кто же знал, что на их пути к свободе лягут спать Санькины папа и мама …
      Так что спать все легли уже ближе к утру. Следующие полдня ребятня, добросовестно  проспала, но происшествие этой яркой лунной ночи, как и когда-то пришествие ежа, навсегда осталась в памяти нашего героя Саньки…