Не думайте о себе

Пылаева Ольга 1
Псково-печерский монастырь - святая обитель, в которой душа возвращается к миру, страстные движения сердца успокаиваются, уходит боль и обида. Кажется, что душа чисто вымыта (словно бы ключевой водой святого источника)и защищена. Здесь буквально чувствуешь себя "как за каменной стеной". И это не только оттого, что монастырь надежно защищен от "мира" крепкими стенами, а потому что имеет он множество молитвенников - и на Земле и на Небе. До зари встают на Полунощницу-молитву монахи-войны, потом литургия - ранняя, поздняя, затем расходятся по своим послушаниями, но с иисусовой молитвой на устах.
Молится в келье многоболезный, но необыкновенно сильный духом, удивительный старец Адриан. А тысячи монахов, захороненных в богомзданных пещерах и достигших святости, молятся о любимом монастыре, его насельниках и странниках - на Небесах.

Мне кажется, что каждый монастырь имеет свой характер. Вот Оптина пустынь - строгая - может и подзатыльник дать и отругать (да и за дело мне, грешной). Дивеево - сложный и удивительный мир, в котором с каждым происходит то, что должно, и чудеса и искушения... но всегда бывает такой благодатный момент, что кажется, что погладил тебя святой Старец Серафим по головке и Матерь Божия прошла совсем рядом по Святой Канавке, и ушла печаль...

А вот Псково-Печерский монастырь - веселый!Все монахи, с которыми удалось разговаривать там, имеют необыкновенное чувство юмора ("как будто-то и отбирают их в монастырь с обязательным требованием - "чувство юмора"). Однако при чудесном добром юморе каждый из них (и высокий сильный и маленький, худой, болезный, и стар и млад...) силен духом - как "нерушимая стена" предстает каждый из них перед соблазнами  мира, нечистыми помыслами, духами тьмы, с твердостью и добрым сердцем выполняют монахи порученное им послушание...

Обычно мы приезжаем вдвоем с подругой, останавливаемся недалеко в гостинице и можем целый день проводить в монастыре, пока не закроются на закате ворота в этот удивительный мир (можно только представить, как устают насельники монастыря от многочисленных паломников). Нам хорошо вдвоем, никакой суеты и беготни как в паломнических групповых поездках ("туда побежали - сюда побежали - к иконе приложились - уезжаем через 20 минут и др"). Но проблема в том, что только организованные группы, имеющие предварительную договоренность и благословение наместника, могут попасть в "святая святых" обители - богомзданные пещеры и на святую горку (верхний сад).
Обидно конечно, быть совсем рядом, и не прикоснуться к святыне.

В прошлом году у нас казалось бы ничего не получилось. У дверей в пещеры как нерушимая стена стоял невысокий коренастый отец Лазарь с серьезным решительным лицом и пропускал только организованные группы.
Его послушание - охранять пещеры, и он справлялся с этим четко и стойко. Глядя на него, я думала о том, как бы мне стать такой нерушимой стеной для лишних помыслов и страхов, для мирских искушений... Храни тебя Господь, отец Лазарь. Многое ты показал мне своей стойкостью.
Однако в пещеры мы не попали...

Попытки выяснить и договориться ни к чему не приводили. "Надо было записыватся заранее"... "вот если бы вы приехали в другой день"... "только организованные группы"... "без благословения отца наместника нельзя"... "идите с просьбой к отцу Лазарю"... "идите к отцу Максиму"... "идите..."
Так несолоно-нахлебавшись мы поначалу и ушли... однако позднее поняли, почувствовали сердцем, что за этой казалось бы запутанной и бесперспективной  системой ясно слышалось одно "молитесь, и если Господь даст, то вы попадете в пещеры, а если  нет - то не дано". В Святые пещеры попасть можно! нужно просто горячо молиться об этом.

На этом многое строится в монастырской жизни. И это верно.

Паломникам не разрешается ходить по пещерам одним. Каждой группе выделяется проводник, хорошо знающий дорогу. В пещерах нет освящения, поэтому каждый идущий несет в руке свечу и хранит ее огонек, если свеча погаснет, можно оказаться в полной темноте. Пещеры имеют огромную протяженность (конечно для посещения открыта только часть сложных лабиринтов и переходов), стены - песок, известняк, камень, ноги утопают в песке. Это настоящие пещеры, без каких-либо удобств и вмешательств цивилизации.

В пещерах захоронен старец обители Иоанн Крестьянкин, св. схиигумен Савва и много святых подвижников, к которым мы обращаемся с молитвенными просьбами в Печерах.
О многих удивительных насельниках этого монастыря рассказывает книга архимандрита Тихона - "Несвятые святые".


***

Прошел год, и снова Господь дал возможность поехать в это чудесное святое место. В этот раз я приехала одна. У святых пещер, как и прежде, "неприступной стеной" стоит отец Лазарь. Но и я на этот раз полна решимости. Я приехала на один лишь день и должна попасть в пещеры.  Принимаю боевую готовность: "Батюшка, а я - одна. Из Москвы. Как бы мне попасть в пещеры...". Молчание. Ждем дальше. через час: "Батюшка, я одна, из Москвы..." "Не уверен, что Вы одна" - строго, но с юмором - мне в ответ отец Лазарь. И отвернулся.
Ждем дальше. Этот бой я сегодня должна выиграть...

"Батюшка, скажите, есть ли у нас шанс попасть в пещеры?" - в очередной раз спрашивает кто-то рядом. "Совершенно никакого шанса - решительно отвечает отец Лазарь - только организованные группы, по предварительной записи". Люди расходятся. Затем подходят новые. Ситуация повторяется много раз. Я тоже почти "как стена". Надеюсь. Так как "Стучите - и откроется. Просите - и будет дано". По опыту, самые настойчивые все-таки попадают в пещеры.

Так проходит несколько часов. День перевалил за половину. В ожидании пытаюсь сосредоточится на молитве, но мысли нет-нет да цепляясь за какой-то предмет, улетают очень далеко. Вспомнилась вчерашняя исповедь. Как и последние более чем двадцать лет произношу одну и тоже заученную фразу - свою основную духовную проблему, не имеющую решения: "батюшка, я грешна - страхи и тревога за здоровье". Что это значит? Неожиданно удивился священник-монах. Это значит, что я очень боюсь заболеть и умереть раньше времени и эти страхи так сильны, что я живу в плену у них, переживаю множество болезней (которые потом чудом оказываются мнимыми), переживаю их с глубокой болью и страданием. Страхи пригибают меня к земле,нет возможности глубоко вздохнуть, расправить плечи, служить Богу и людям и делать добрые дела. Страх ограничивает мои жизненные возможности так, что я боюсь сделать лишний шаг вперед. С другой стороны, он защищает меня от многих самых сильных грехов. Так как этот страх сильней и греха. Так владеет мной этот страх.
Я и не надеюсь, что меня поймут. Много раз я слышала укоры в маловерии, недоверии Богу, в невозможности принять волю Божию, положиться на промысел Божий. Да, я согласна. Но как с ветряными мельницами я пытаюсь вести борьбу со всеми возможными опасностями и болезнями, неся на плечах тяжелое бремя ответственности за то, что любые мои ошибочные действия или мысли могут усилить чувство опасности.
"Это эгоизм - неожиданно отвечает иеромонах. Это оттого, что Вы слишком много думаете о себя. Не нужно. Причесались утром, зубы почистили - и хватит думать о себе и своем здоровье. Думайте о людях, помогайте им".

"Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс)

“Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?”

"Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?" (Ев  Мф)

Здоровое дерево погибает в один день, а больное может жить многие многие годы.

Ответ священника действительно неожиданный. Говорю, что думаю, о том что себялюбия в моем грехе нет, но я в этом не уверена. Наверное, это и есть основа страха?

Решаюсь обратиться к о. Лазарю в третий раз (выждав три часа)

"Отец Лазарь, Вы простите, я из Москвы..." Лицо его крайне сурово (еще бы, как же он устал от нас, назойливых грешных паломников!), отвернулся в сторону и как бы не слышит меня... но вдруг совсем неожиданно - "проходите вслед за этой группой!. Таким образом, мое время настало и евангельские слова "стучите - и отворят" оказались верными в очередной раз.

По пещерам я шла в конце большой группы, стараясь прикоснуться к святыни, не упустить главного... но все-таки что-то пропустила. Группа направилась к выходу, и как же я пропустила тот момент, когда паломники подошли к мощам Иоанна Крестьянкина? Я не могла уйти из Святых пещер, не прикоснувшись к святым мощам, не рассказав святому о своей боли. Я очень почитаю отца Иоанна, и его советы в книгах всегда так просты и успокаивают душу. Мне кажется, он говорит "оставайся на своем месте", "обретай спасение там, где ты уже находишься", "все терпи и благодари Господа". И от этого легко. Опускается в душу чувство, верно чем-то напоминающее смирение, но надолго в искаженной грехами душе это чудное спокойствие не задерживается.

Руководитель группы посочувствовал мне и кратко показал дорогу - направо, немного вперед, еще направо... Сама же группа направилась к выходу. Стараюсь идти быстрее в указанном направлении, но так, чтобы не запутаться в мягком песке, охраняю мой маленький огонек - единственный мой святильник в темноте пещер. Но вот и Слава Богу все у меня получилось. К мощам приложилась, пожаловалась на жизнь... Теперь нужно обратно.

И вот свеча гаснет... полная темнота... где же люди? Вдруг пещеры закроют, и я останусь тут одна, до утра, или завтра выходной... на два дня... в мне завтра уезжать... почему я никогда не беру с собой фонарь, почему даже мысли такой не было... зато сейчас столько мыслей, бегут одна быстрее другой.

На самом деле прошло не более 1-2 минут. Неожиданно прямо передо мной строгое лицо о Лазаря, освященное светом свечи. Строго: "Где Ваша свеча?" - "Погасла" - виновато отвечаю. "Погасла?" - почти грозно, "Это потому, что Вы думаете только о себе. Вы не думаете о людях. Ведь Вы можете испугать человека, встретившись с ним в темноте пещер, так как Вы не следили за свечой и она погасла"

Отец Лазарь исчез,ушел в глубину пещер, а я почему-то уже у выхода... он оказался так близко... яркое солнце, ветер, свобода! Божий мир!
Слава Господу!

А отец Лазарь как ни в чем не бывало на улице, охранет пещеры. Удивительно ли это?... что ж тут удивляться... Обычное в святых местах Чудо