Музыкальный очерк 5. Игры пар

Маргарита Мендель
«ИГРЫ  ПАР»
В рамках цикла «Согласие струн»


  Описать восторг практически невозможно, как и невозможно передать музыку словами – превосходных прилагательных, эпитетов и метафор не хватит. Не спасет ни богатый словарный запас, ни совершенное владение языком, ни пытливость ума. Нет смысла проводить детальный разбор услышанного, пытаться быть объективным по отношению к собственным ощущениям. Но выход есть всегда, и он достаточно прост: нужно лишь прийти и услышать все самому.
  При всем разнообразии филармонических программ международного фестиваля «Классика», пропустить концерт из цикла «Согласие струн» квартета «Filarmonica» стало бы огромным недоразумением и непоправимой ошибкой. Яркая афиша, выделяющаяся из вереницы черно-белых фестивальных баннеров у камерного зала филармонии гласила:

  6 декабря, на круглой сцене состоится концерт «Filarmonica»-квартета под названием «Игры пар»

– с  весьма интригующей программой для настоящих струнных меломанов: Барток – дуэты для двух скрипок, Игудесман – «Латиноамериканская сюита». Последнее и вовсе представлялось удивительным, совершенно незнакомым, новым словом в современном музыкальном мире.
  Словно по мановению волшебной палочки из будничного снежного вечера сибирской зимы мы оказались в камерной уютной обстановке, по-домашнему теплой, концертной атмосфере, а потом и вовсе – на ярком и красочном скрипичном карнавале… но обо всем, как полагается, по порядку.
  В нашем городе немало достойных музыкантов, но, думаю, ни один из них не сможет сравнится в дуэте с исполнителями этого вечера – Народным артистом России Валерием Карчагиным и Заслуженной артисткой России Оксаной Анисимовой. Стоит ли говорить о потрясающей сыгранности и взаимопонимании, о высочайшем уровне техники и виртуозности, о сумасшедшей вовлеченности музыкантов, о титаническом труде и их непревзойденном мастерстве? Здесь уместнее поговорить о самой музыке. Дуэты Белы Бартока, основанные на венгерском, румынском и арабском фольклоре – золотой кладезь, сокровищница народного искусства, философское прочтение жизни и ее осмысление посредством композиторского гения. Его скрипичные дуэты исполнены пылкой фантазии и изысканной лирики, первозданной силы и утонченной природной созерцательности – рельефные, чувственные, терпкие – с оголенным тишиной зала пианиссимо и густым драматическим форте, в то же время – легкие и единовременные, укрощающие энергетически и украшающие поэтически.   
  Очаровывающее звучание скрипок разливалось по залу подсвеченными вдохновением, всевозможными звуковыми волнами, и исполненные одиннадцать (из написанных Бартоком сорока четырех) дуэтов – песен и танцев – подарили искушенным слушателям неописуемое наслаждение и желание – услышать весь цикл полностью, от начала и до конца.

…Кружатся львы и кони каруселей,
И видится обшарпанная дека
И пары, под Ароласа и Греко
Танцующие танго на панели

В миг, что заговорен от разрушенья
И высится скалой над пустотою,
Вне прошлого и будущего стоя
Свидетелем смертей и воскрешенья…
«Танго», Х.Л. Борхес из книги "Иной и прежний"

  Незримая связь прошлого с настоящим, ладовая нить народного фольклора привела нас… к латиноамериканским танцам, спектаклю-сюите, театру двух скрипачей. И фантазии здесь не было предела. «Представьте себе, что мы едем в Уругвай на автобусе» – кажется, так звучало предисловие к одной из музыкальных зарисовок «Латиноамериканской сюиты» Алексея Игудесмана – скрипача и композитора, неоднократного гостя Транссибирского Арт-Фестиваля. И даже камерное пространство сцены приняло новые формы, когда действие вышло из привычных здесь рамок классического академического концерта и приняло образ театрализованного представления, сократив расстояние между музыкантами и слушателями до минимума. Да, очень может быть, что не хватало руки режиссера и некоторых сценически продуманных нюансов – как в мизансцене, так и в игре светотеней, но по опыту филармонических постановок – не всегда возможно предугадать благоприятный исход, и тем лучше, что главными режиссерами и звукоинженерами остались сами музыканты, благодаря чему и все эмоции – не наигранные, а искренние.
  Аргентинское танго, самба, уругвайская румба, пасодобль, кубинская сальса… Латиноамериканские танцы – удивительная смесь традиций индейской, африканской и испанской культур, воплощающиеся в свободной композиции, страсти и энергии. Будто красочное шествие с зажигательными ритмами карнавала в Рио-де-Жанейро – в звучании двух скрипок угадывались образы танцующих, искрящееся веселье, блеск фейерверков, в общем, – праздник жизни, осыпающий слушателей гармоническим конфетти и мелодическим серпантином – без аффектации – просто и ясно, поразительно слаженно и органично.
  Музыка – головокружительная и будоражащая фантазию во всем скрипичном великолепии, филигранно исполненная Валерием Карчагиным и Оксаной Анисимовой; музыка, затронувшая сердце и душу каждого, кому посчастливилось находиться в этот вечер в государственном концертном зале им. А.М. Каца.
  Это было поистине прекрасно и уникально. Браво!




 М. Мендель. Декабрь, 2016 г.