О Тунисе

Татьяна Фролова
Тунис встретил нас дождем…
Мелким. Грибным, как говорят в России.
Дождя здесь не было три месяца. На самом деле, это мы его привезли.

Широкая улыбка водителя автобуса с яркой надписью Coral Travel: «Бонжур!» и мы уже быстренько бросаем чемоданы в багажник и мчимся из аэропорта города Монастир в сторону города Сусс-в наш отель.

«Капотня***»-сказал муж, обозревая в окно «красоты» Монастира.

«Индустриальный район» -сказал Руслан, представитель туроператора в Тунисе.

Дело в том, что дорога от аэропорта к отелям города Сусс проходит через промзону: железная дорога, трубы, вышки, заводы. Туристов это поначалу пугает.
«Сплошная диалектика»-подумала я, когда этот самый, только недавно приветствовавший нас широкой улыбкой водитель на чистом французском отчитывал моего мужа за то, что тот перепутал багажные отделения автобуса и потому оказалось невозможно найти наш чемодан. Я стояла под крышкой багажного отделения и на меня что-то незатейливо капало. Я думала -дождь. Оказалось, действительно дождь, только вперемешку с пылью. Черные капли на моей спине и на моей любимой розовой майке мы обнаружили в отеле.

Настроение сразу же испортилось.

Нас встретил портье. Я была не в духе, надулась и, еле волоча ноги, поплелась в лифт. Муж вел все переговоры.

«Аngry?»-подмигнул портье мужу. Посмотрела бы я на него, если бы к нему в Москве на час опоздало такси, потом в этом же такси просидел бы он 40 минут в пробке на МКАД, прибыл бы в аэропорт прямо перед окончанием регистрации и пролетел бы 4 часа в самолете с заложенными ушами -был бы он не angry?

С этим риторическим вопросом и обидой на портье я заснула.

Потом был день купаний-загораний и …вот оно-утро! Сегодня мы едем в Сахару!

Это потом, изучив карту Туниса и обнаружив на ней маленькие точки –города, где мы побывали за эти дни, и соответствующие расстояния между ними, мы остолбенели. Мы же весь Тунис проехали-вдоль и поперек!

Итак, первая остановка-Колизей в Эль-Джеме.

Таинственные подвалы-лабиринты Колизея, откуда выводили зверей и людей на арену. Если поднять голову и посмотреть сквозь решетку -видны арки Колизея. И как будто сквозь века- шум толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ». Послышалось?...

Стоит поотстать от группы, как начинаешь ощущать животный страх …Он здесь повсюду. Мощнейшая парализующая энергетика страха в этих лабиринтах -отсюда вели на смерть. Поскорее хочется обратно- наверх, к солнцу, в 21 век.

Хорошо, что я живу в другом веке. И в другом мире.

В Эль-Джеме очень активные торговцы-так и норовят всучить свой товар. Выхожу из автобуса и, не успел муж подать мне руку, как в другую руку что-то уже всучили. Я подумала по наивности –рекламный проспект. Поблагодарила мужчину, повернулась, а он кричит: «Динар! Один динар!» .

«За рекламу?-спрашиваю у мужа.-Она же обычно бесплатно распространяется!».

«Так это же карта Туниса!»

И еще одна «фишка» местных торговцев: на ходу покрыть голову девушки белым платком, а потом потребовать за него любимые динарчики. Размахивающий платком продавец похож на тореадора.

С торговцами надо быть все время на чеку.

Следующая остановка –берберы-люди живущие в пещерах.

Заходим в одну из пещер. Нас встречают дедушка-бербер и бабушка-бербер. Мне в автобусе они представлялись другими. По рассказам нашего гида мое воображение мне рисовало сказочных гоблинов. И еще, почему-то, «Пер Гюнт» вспомнился. А они оказались совершенно обычные. Такие же, как и все старики (только очень загорелые). Бабушка очень улыбчивая. Улыбается направо и налево -настоящая фотомодель! Профессионализм не спрячешь – сколько групп туристов они здесь повидали! И каждый норовит сфотографировать. Бабушка крутит жернов. Каждый турист, желающий сфотографироваться с бабушкой, считает своим долгом крутануть жернов и положить бабушке в чашечку «для сборов» 1 динар. Мы поняли, что если здесь так поступают все, то бабушке можно не волноваться -туристы и муку намелят и еще сами же за это заплатят. Красота!

Дедушка, почему-то мрачен... или делает вид?
Может стесняется? Дождался, когда группа покинет пещеру, и только после этого подсел к бабушке. А я тут как тут с фотоаппаратом! Щелк-щелк. Но он ничего –не испугался –стал мне улыбаться и позировать. Значит точно стеснялся нашей большой группы.

Мне понравились ребята на скамейке возле пещеры берберов, приглядывающие за верблюжонком, пасущимся рядом. Они все время почему-то смеялись. Возможно, они были у бабушки и дедушки «крышей» (в московском понимании этого слова).

И вот мы едем дальше. Маленький, но очаровательный отельчик под названием Туарег в городе Дуз. Город Дуз - Ворота Сахары.

Нас ждет Сахара -мы будем уходить на верблюдах на закат. Полосатые халаты, синие платки на голову и ..прыг на верблюда!

Но…этот «прыг» не всем давался легко. У стоящего рядом со мной парня лет 30 жутко тряслись колени, и он (видимо, чтобы скрыть свой страх) отмачивал какие-то непотребные шутки в адрес верблюда. Тут бы самое время взяться за психоанализ, да некогда - моего верблюда уже гнал Бабакер.

Справка: Бабакер -1983 года рождения (из визитки)-самый веселый из всех погонщиков верблюдов. Все погонщики шагали спокойно, размеренно, а этот постоянно пел и заставлял петь нас (его репертуар состоял из одной песни «Али-Баба»). Более того, он хотел, чтобы мы пели и танцевали под его пение, сидя на верблюдах.. Столь высокого пилотажа никто из нас не смог показать. И тогда Бабакер объявил привал и заставил нас танцевать и петь прямо на песке. Пришлось…

Он был таким выдумщиком, постоянно поддавался сиюминутным желаниям: ни с того, ни с сего похлопал верблюда, на котором сидел мой муж и муж на верблюде помчался в неизведанные дали (потом каким-то образом вернулся).

Потом Бабакеру вдруг показалось, что понравившаяся ему девушка будет лучше смотреться на белом верблюде. А на белом верблюде...опять же... сидел мой муж!!! (чего он так ему понравился?).

Бабакер остановил караван, чтобы поменять их местами. Пришлось будоражить весь караван. И тут я впервые в жизни услышала, как «возмущаются» верблюды. Они ревут!

В Сахаре я, в который раз, убедилась, что мой муж-романтик: он утверждал, что видел целующихся верблюдов. Оказывается, у него был не верблюд, а белая верблюдица. И вот она иногда лезла целоваться к верблюду, на котором восседал парень с трясущимися от страха коленями.

Белый песок Сахары…такого нет нигде! Он не похож на обычный песок!
Жаль, недолго удалось походить по нему босиком -тем более, что вечером в Сахаре он не такой уж горячий.

На следующий день был переезд в Тозер -рассвет на соленом озере, оазис, где нам снимали финики и бананы прямо с деревьев, а потом мы носились на джипах по той же Сахаре.

Нам, как всегда «повезло»: достался самый экстремальный водитель.

«Обрати внимание, он едет по какому-то известному только ему одному маршруту. Может быть, этот маршрут ему чем-то дорог? Может, он тут с девушкой своей катался?»-кричала мне на ухо Надежда, соседка по джипу.

Действительно, если все машины неслись более или менее прямо, наш джип несся по каким-то непонятным траекториям.

Ужас начался тогда, когда наш водитель сделал серьезное лицо, повернулся к нам и указал вдаль рукой: «Мириж! Мираж!»

Мы открыли рты и стали вглядываться вдаль: где же этот самый мираж? И вот так, прямо с открытыми ртами мы вознеслись на песчаную гору трассы Париж-Дакар под углом в 90 градусов. Буквально в считанные доли секунды, стало понятно, что вниз мы полетим под тем же самым углом. Машину огласил визг.

Меня же не так напугала траектория падения, как тот факт, что водитель (парень из местных) все время держит руль одной левой. Правой рукой он либо показывал нам мираж, отвлекая наше внимание, либо вообще опускал ее на колено. Я больше всего боялась, что руль может просто напросто выбить, и мы полетим кувырком -сказался экзамен в автошколе, который я сдала месяц назад. Я поделилась страхами с сидящей рядом Надеждой, и та стала упорно всматриваться: куда же водитель опустил свою руку.

Водитель ловил наши взгляды в зеркале и загадочно улыбался.

«Надеюсь, он не знает русский язык» -прошептала Надежда.

Потом была остановка в Сахаре -вид на декорации, оставленные здесь съемочной группой Джорджа Лукаса после съемок фильма «Звездные войны»,

Как я поняла, особый кайф для водителей джипов -установить свой джип на ручник на горе под большим углом (то есть, если сорвать ручник, машина рванет вниз).

Декорации поразили своей сказочностью. Мы долго спорили с мужем возле одной из них: я утверждала, что это ракета, он утверждал, что нет. И странное совпадение: через 2 дня после приезда в Москву, мы случайно, переключая каналы, наткнулись на этот фильм и конкретно на эпизоды в КосмоПорте. Оказалось, я была права -это была ракета (по фильму она взлетает).Надо было спорить на что-нибудь стоящее.

За эти дни было много всего интересного: самая большая и древняя мечеть Кайруана, бело-голубой город художников Сиди-Абу-Саид, развалины Карфагена, столица Туниса, лазерное историческое шоу- но ничто не поразило так, как Сахара.

Потом настала пора уезжать. И было немножечко грустно.
Мне всегда грустно, когда понимаешь, что отпуск подходит к концу.

И еще я поняла одну простую вещь:

Тунис- это не отели, какими бы пятизвездочными они не были, и ты до конца ничего не поймешь об этой стране просто валяясь на пляже. Тунис-это прежде всего его люди: улыбающиеся и стеснительные берберы; маленький черноглазый мальчик, встретивший нас в оазисе-в белых одеждах, как маленький ангел; веселый погонщик верблюдов Бабакер; водитель повозки в оазисе , подаривший мне на прощание белоснежный тунисский жасмин; наш гид –серьезный и строгий преподаватель русского языка в местном университете и обычный таксист...знающий три языка.


P.S. На фото тот самый мальчик, появившийся перед нами в белых одеждах в оазисе города Тозер. Муж сказал,что это добрый знак))) и он не ошибся!!! Но это уже совершенно другая история...

*** -Капотня -самая большая промзона города Москвы.