Останье

Юрий Василич
ОСТАНЬЕ
«Светлой памяти Дяди Вовы Баранова,
            Эльвиры, 12-летней суки породы
"карликовый пудель" и Джека  —
беспородного кобеля, 16,5 лет
теперь уже попавших в рай»...

Присказка.

Эта притча известна каждому...
Сказ простой. Жил... (не помню Край)
Чарлз Брехункин... И псу отважному,
так случилось, прямёхонько в рай
угодить — бают здесь то по-разному —
дважды(!) в жизни, — ты ЭТО знай.

Пролог.

Вот и мне вдруг пришло...
Что-то вспомнилось...
Почитай, двадцать лет уж тому —
Бог свидетель всему:  разбросилось
там, на пять километров в длину,
не деревня — село Егорьевка*,
вдоль дороги в Свободный**, — час
езды;
километров полста  от  города,
был домишко, как дача, у нас...

И сосед был у нас: Дядя Вова —
алкоголик — каких поискать!
Рассказал — краснобай дворовый!
Почему он пришёл "занять"...

Часть I. Дядивовин рассказ.

— В ночь прошедшую я кочегарил,
наблюдая ночную жисть...
Небо, звёзды — что твой планетарий!
— Ты налей-ка чутка...
— И загрызть!..

В общем, долго он так "околицей" уговаривал:
— "Трубы горять!",..
Мол, теперь у него
     "душа заревом",..
  "грех большой",..
                "взял грешок",..
                "надо снять"...

Часть II. Что Дядя Вова Баранов
наблюдал ночью, когда кочегарил
и что он сделал, когда
возвращался домой.

Зимний вечер горел закатом,
Дым столбом тянулся к Всевышнему;
Уши, лапы мороз прихватывал,
Пацанов позагнав под крыши.
На поля мягким снегом порошенные
Мгла ночная спустилась пелёнкой...

За загоном, "какая-то брошенная",
Спотыкаясь брела собачонка.
Одноглазая ("правый — выбитый")
И "по морде стекала кровь..."
Всё по насту, вползая в рытвины,
Адов круг продолжала вновь.

("И скулит — душа наизнанку!")

Жаждой жизни смертельно-отчаянный
Путь собачий упёрся в рассвет...

Пожалел: "подцепил на вилы
одноглазую" верный сосед...

Заключение.

Так вот вспомнилась эта история,
(зря прошло-то почти четверть века):
Пожалел одноглазую суку
Дядя Вова... —
Он был ЧЕЛОВЕКОМ!

Сорок дней,.. сорочины. Остание***...
Данью памяти сердце отдай.
Будь спокойнее. Будь отраднее —
знай:                РАЙ!
                в
          Попадают
      Псы
ВСЕ   

sagwa_gae
Город Благой Вести на Амуре.
02.01.2017

___________________________________________
*) Село Егорьевка расположено на автотрассе областного значения Благовещенск — Свободный, в 48 километрах к с. от центра Благовещенска по прямой и в 50 км по шоссе от кольцевой развязки. Центр сельсовета, в который входит Е., с. Новопетровка, в 11 км. к с. Ближайшее село — Новинка (когда-то славившееся своей хлебопекарней и белым хлебом)— расположено в 5 км к ю-з. От города можно добраться на рейсовом междугороднем автобусе по маршруту Благовещенск-Свободный. Е. находится на пойменной равнине реки Зея. Расстояние до реки составляет чуть блее 1 км. Местность вокруг села заболоченная, много болот и маленьких пересыхающих озер — заказник областного значения. Крупных озер 4, все они длиной около 1 км, максимальная ширина — 200 метров. У туристов известно оз. Берёзовое. С з. стороны Е. ограничено сопками возвышенной Амурско-Зейской равнины, отн. высота сопок достигает 150-160 метров. На вершине самой высокой в окрестностях Е. сопки (300 м) установлен геодезический пункт. Высота над у. м. центра села — 139 метров.
Флора в окрестностях Егорьевки характерна для пойменных заболоченных земель: осоково-злаково-вейниковые луга и ивняки; встречаются также березовые, дубовые, сосновые рощи — известные грибникам, — кустарниковые заросли. Часть земель отдана под пашни и пастбища.
**) Свободный (до 1917 — Алексеевск) — город в Амурской области России, адм. центр Свободненского района (не входит в состав района), образует городской округ "город Свободный". Включён в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (в т. ч. в связи с проблемами функционирования градообразующих организаций).
***) Сороковины ("шесть недель", "шестины", "сорокоуст", "стол", "отправа столов") — поминовение усопшего в 40-й день по кончине (включая день смерти).
Поминки 40-го дня завершают 40-дневный поминальный период и являются главной датой частного поминовения; по всеобщему убеждению, в течение этого периода душа умершего пребывает на земле, возвращается в свой дом, витает вокруг могилы, посещает места, в которых бывал умерший, «ходит по мытарствам», а в 40-й день окончательно покидает землю («три дня в доме, до девяти дней во дворе, до сорока дней — на земле»). Обрядность всего периода и последнего дня связана с этапами ухода души и её проводами (рус. проводить душу, отпустить душу, отпустить покойника, белор. навьи проводы и т. п.), а также с необходимостью предотвратить возвращение покойника; по распространенным поверьям, покойники «ходят» и досаждают живым (или становятся вампирами) прежде всего в этот 40-дневный период (см. Покойник «заложный»). У русских по обычаю в течение 40 дней в доме умершего на кутном окне или на столе стоял «помин» (хлеб или блин и стакан с водой), предназначенный для умершего и других «родителей», которые придут его поминать; воду каждый день меняли (старую выливали под кутный угол в доме или снаружи дома; под порог, за дверь, в окно), рядом с помином лежала незажжённая свеча (смолен.). Во многих местах умершему «стелили постельку» на лавке, где он лежал (или на кровати). У окна в доме или на улице висело полотенце «для утирания души» — после сороковин полотенце снимали и относили в церковь; снаружи дома тоже вешали полотенце, ленту или шнурок, которым связывали руки и ноги покойника; еловую ветку — «чтобы покойник мог узнать свой дом», «чтобы прохожие поминали его» и т. п.; после сороковин их относили на кладбище или сжигали. С окончанием 40-дневного периода в доме убирали траурные украшения, снимали занавеси с зеркал; отдавали нищим или сжигали одежду умершего; постель относили в церковь или отдавали нищим. После сороковин отменялись многие запреты, строго соблюдавшиеся в этот период (например, ложиться на кровать умершего, оставлять дом пустым и запирать его на замок, иногда гасить свет, трогать одежду умершего и т. п.); до сороковин не трогали могилу, её разрешалось оформлять только после сорокового дня (т. к. до этого дня душа покидает могилу).