Пленэр

Владимир Гоммерштадт
 

«Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь
передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений»
(Клод Моне)



Свободный художник —
Беспечной рукой —
Упругою кистью —
Дремучий покой…

— Рисует!
— Нет…
— Пишет?
— Не пишет — творит!

Природа о многом ему говорит.
Он любит природу (Природа его
Такая — народу сказать кой-чего,
Чтоб помнил его, чтоб его поминал
Такими словами, которые знал
Он с самого детства, которые  мать
Ему, как наследство, смогла передать).

Припомнил он маму, сестёр и невест,
Которых водил он по ягоды в лес;
Припомнил он даже родную жену…
Да кистью — как вмажет — в холста глубину!
А он ещё снова — с другого плеча!

— Художник, художник, что ж так — сгоряча?
     Когда Рафаэль восклицал…
     Лепота! —
     Он нежно, наверно, касался холста.
     Когда Левитан на пленэре писал
     Этюды — народ как его понимал!
     Что чуткому уху его говорил?!

— Спасибо! Прехвальное ты сотворил!
     Пусть ты инородец, и… хуже того,
     Но, русский… художник. А это чего
     Нельзя никакой головой понимать —
     Россия — Жар-Птица и… Кузькина Мать,
     Чьи тёплые руки на каждом плече!

Тут… совестно стало дремучей душе —
Взывал глас народа, отнюдь, не вотще!
Стальным мастихином он холст расчищал,
Волшебное слово почти прорычал.
И взор, наконец-то, возвёл к небесам…
И только услышал в ответ:

— Сделай сам!

Псаломски ликуя и плача, писал —
Упругою кистью —
Беспечной рукой —
Свободный художник…

Дремучий Покой.