Прилетай, жаворонок!

Белые Розы Сибири
 Худорожкова Ольга

 Эссе
Иду по  просёлочной дороге на дачу. В том месте, где неширокая дорога вот-вот нырнёт под сень  берёзок, дружно обступающих её с обеих  сторон, вдруг  слышу  пущенное  сверху   чистое, нежное, звонкое «тюр-лир-лю!..»
 – Жаворонок! – отзывается радостно сердце.  Поднимаю глаза: теперь я вижу её, эту буровато- серую птичку, трепещущую в  воздухе.
Но откуда мне, городскому жителю, вовсе  не орнитологу,   известно, что это именно он, жаворонок? Скорее всего, из  впечатлений  далёкого-далёкого детства.
…Мы  с сестрой (ей  уже семь лет, а я дошкольница)  почему-то одни идём по просёлочной дороге на маленький  провинциальный аэродром. Идём встречать маму,  которая возвращается  из командировки.
Обходим  с опаской   семейство серого гусака, угрожающе  шипящего на нас. Он такой серьёзный, насупленный! Осуждающе - недовольно косит на нас глазом, и кажется, так и хочет щипануть,  а то и ударить  большим  толстым клювом.  Вытягивает свою длиннющую  шею:
 – Ишь, по дороге они идут! Га! А зачем? Ещё, чего  доброго, обидят моих  га-га- гусят!
  – Нет, нет, добрые гуси! Мы хорошие девочки. Мы и канавкой пройдём, не беспокойтесь!
Ух, всё-таки хорошо, что в кювете нас и не видно-то вовсе!
  Но вот опасное место позади. Мы среди зелени, трав. Дорожка вьётся среди  ромашек, белой кашки, донника.
 – Смотри, жаворонок! –   говорит  сестра. А над нами  в светлой лазури
трепещут- заливаются весёлые птахи.
А по дороге, навстречу, с небольшим  чемоданчиком   идёт- спешит  мама!.. И вот уже растроганно обнимает, целует нас, глупышек, почему-то одних отправившихся встречать (и встретивших!) её. Ласково отчитывает, приглаживает  нам   волосы, заботливо о чём-то расспрашивает, и  мы идём- шагаем  домой, а вслед нам слышатся незабвенные радостные трели.
И уже почти  не страшит нас встреча с семейством  серого гусака –  есть кому за нас постоять- заступиться. Хотя невольно  я  всё-таки прижимаюсь к маме, проходя мимо него, ставшего вдруг отчего- то  чинным и воспитанным.
Он  демонстративно не проявляет к нам  никакого интереса: отвернулся, щиплет себе  что-то на лужайке с видом:
  –  Я не я и знать-то никого не знаю!
Мама только улыбается на моё предупреждение и сбивчивый рассказ и успокаивает:
 – Со взрослыми он никого не тронет!
Наверное, так и приходит к нам чувство защищённости. А вот встреч с жаворонками больше не было: вскоре мы всей семьёй переехали в город.
И всё это вспомнилось, нахлынуло откуда-то единой  волной, когда  раздалось надо мной ( через столько десятилетий!) беззаботно- счастливое: «Тюр- лир-лир- лю!»
И хотя некоторые старожилы  говорят, что в наших краях почти не осталось  жаворонков  – потравили, мол, пестицидами  в советские  ещё времена, когда  активно  применялись ядохимикаты  в сельском   хозяйстве, но вот прошло время (есть надежда –   почище стала почва), и зазвенел, затрепетал над  моей головой милый с детства жаворонок.
Орнитологи утверждают, что на планете Земля обитают 75 видов жаворонков, из них   более  десяти  видов (полевой, степной, луговой и др.) –  в нашей стране, хотя  сильно «поредел жаворонок», по мнению некоторых натуралистов, в последнее время... Как тут не вспомнить и урбанизацию,  и уменьшение на планете лесных  угодий, и бурное развитие  транспорта, в том числе   воздушного  флота, и увлечение  пестицидами  и гербицидами!
Но, несмотря на это, оказывается, есть территории, специально  созданные, по выражению натуралистов, для защиты  «птичьих (и не только) прав». Это, конечно же,  заповедники  и  заказники. Так, в Куйбышевском районе  организованы  Казатовский  и Мангазёрский заказники, а   в тридцати  километрах  от Куйбышева, в соседних районах (в центральной части Барабинской  лесостепи) –   ещё и Кирзинский  заказник.
 Интересно, что один из  Государственных биологических заказников Барабы  (в Купинском  районе) называется  «Майское утро».  И как хотелось бы, чтобы апрельским ли,  майским ли утром пели над нами заливистые птахи, чтобы каждую  весну появлялись и щебетали в гнёздах  неугомонные птенцы!
А   в  тот  день, когда по дороге на дачу  услышала я  нежную  трель милого с детства  жаворонка, сами собой сложились строчки  стихотворения: 

Вьётся птаха над лугами,
Ходит в вышине кругами,
«Тюр-люр-лю» своё  звеня,
Радуясь рожденью дня. 

Как легко, свободно, чисто,
Нежно, звонко, голосисто
Над макушками ракит
Песня вешняя звучит!