Азы православия. Можно ли отпевать иноверцев?

Лариса Геращенко
Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молиться об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершение над ними православного чина. Частная, келейная молитва об умершем инославном  не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы… Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни,  Церковь испокон запрещала епископам, клирикам и мирянам вступать в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, расколниками и отлученными от церковного общения.  Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было запрещено совершать молитву или священнодействие даже только в присутствии еретиков.  В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: «аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь»(Мф.17,18).

Будучи  вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от неё после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной  бескровной жертвы и никакой молитвы вообще; последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан.5,6). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся – как живых членов Тела Христова. Сюда могут относится и те, кто ранее был в числе отпадших, но о том раскаявшись, соединились с нею.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Православная Церковь воспрещает не только отпевать инославных – римо-католиков, протестантов,  адвентистов и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение – если умрет иноверец «христианского исповедания» и для его погребения не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший,  то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить усопшего с места до кладбища и опустить в могилу с пением Трисвятого. Внесение тела усопшего во храм не допускается. Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают Церковь допустить молитву за умерших христиан любого исповедания, - не может простираться до пренебрежения православным учения веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторвался от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

(Источники)
Декабрь, 2016г.