Вслед за угаданным жестом...

Анатолий Шуклецов
Непрерывен поток эмоций, чувств, идей, жестикуляции. Человеческая речь есть завершение сложного духовного и физического процесса. За жестом следует слово. Жест должен быть почувствован художником, он определяет фразу. Если писатель проник во внутреннее движение, предугадал жест описываемого персонажа (при ясном видении своего героя), вслед за угаданным жестом последует та единственная фраза, с той именно расстановкой, выбором слов и ритмикой, которые соответствуют жесту, то есть душевному состоянию персонажа. Не хочу проповедовать короткие фразы, но идущая от жеста недлинна. Алексей Н.Толстой. // Мне понадобились годы исканий и труда, чтобы научиться сделать один только жест, и я достаточно знаю искусство письма, чтобы понять, что потребуется столько же лет сосредоточенных усилий для создания одной простой, но красивой фразы. Айседора Дункан. // …язык Достоевского очень прост, он весь в диалоге. В лучших вещах он подходит к языку через жест. Ты видишь, как герой говорит, двигается, остановился, развёл руками. Это не написано, но видно, через каждую фразу сквозит жест. Достоевский видел людей, когда писал о них. Алексей Н.Толстой. // Автору надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в местах, в моментах наиболее напряжённого действия, быстрой смены жестов, настроений. А вообще фраза должна быть плановой, экономно построенной из простых слов, притёртых одно к другому так плотно, чтоб каждое давало читателю ясное представление о происходящем, о постепенности и неизбежности изображаемого процесса. Максим Горький. // Лев Толстой – гениальный писатель. Он достигает такой высоты своим языком, что глазам больно, до чего ты ясно видишь. Он до галлюцинации видит движение, жесты и находит соответствующие слова. Алексей Н.Толстой.