Орлом упрёков клёванная печень

Сан-Торас
Рецензия на «Бальзамно» (Сан-Торас)


Экспромт:

Я на клаве стучу слова до последней ноты.
Ты, совсем не знаешь кто я - я не знаю, ктО ты?!
Налетает страстей метель, страх скрежещет мышью.
Ты проходишь, отбросив тень - двое вас - я лишний.

Время призрачно не открыть ларца, тот ларец, который
Убивает стрелой свинца, ворожбой Пандоры.
Но тревожит твой лунный взгляд, из-под пряди львиной.
Ты - есть та, что века назад создана из глины.

Всей расплатой за дар огня в распалённом теле,
Просишь: "Милый, возьми меня! - Спрячь в своей постели."
Обжигают слова, любя до валокордина….
Я не знаю, где ты, - где я? – Сплетены едино.


______Ничего себе «экспромт», Санто! Как Вам не совестно называть таким словцом великолепнейший из рубинов Вашей сокровищницы?!. Это же воплощение страсти! Причем страсти нешуточной, неотвратимой - как притяжение Земли и Луны.

Стихи покорили сразу и навсегда. Их звучание завораживает, пробирает до мурашек по коже, обжигая то льдом, то пламенем. Такие вещи впечатываются в душу и память. И секрет магии не в наличии слова «ворожба». Она упоминается лишь во второй строке второй строфы. Стихотворение же околдовывает с первых «нот».
Глагол «выстукиваю» уже предвещает появление кого-то (чего-то) неизвестного и рождает ощущение озноба. «Метель», «страх», «скрежет» усиливают запредельное ощущение хлада, тревоги, неуютности. Метель – символ разгулявшейся стихии, судьбы, а также потусторонних сил. Само же слово «тревога» появляется во второй строфе:

«Время призрачно - нет лица - есть ларец, который
Убивает стрелой свинца, ворожбой Пандоры.
Но тревожен твой лунный взгляд, из-под пряди львиной.
Ты - есть та, что века назад создана из глины». (с)

Как зачарованная, перечитываю вновь и вновь.
Процитированные строки – высшая точка, пик стихотворения - с точки зрения, его эмоционального воздействия (и, полагаю, смысла). Именно здесь читателю открывается имя героини.

«ворожбой Пандоры» - удачная аллитерация на «р».

«лунный взгляд» - аллитерация на «л» - ощущение мягкости, вкрадчивости (взгляд, проникающий в душу).

«Тревожен» «лунный взгляд» - сочетание, усиливающее впечатление мистической тревоги и магнетического воздействия («луна», «взгляд»).

«львиная прядь» - интересный образ: в одном прилагательном - характеристика цвета и густоты пряди (перекликается с желтой луной).

«Ты - есть та, что века назад создана из глины» (с) –

а от этой проникновенной (самой полюбившейся мне) строки веет мистической грустью. Упоминание минувших столетий дает такой настрой? Или где-то на уровне подсознания улавливается, что создана она на беду?.. Наверное, плач скрипки наиболее органичен данному настрою.

История героини (изложенная под стихотворением) подтверждает, что нота грусти (с затаенными слезами) звучала неслучайно…

Третья строфа:

«Всей расплатой за дар огня в раскалённом теле,
Просишь: "Милый, возьми меня! - Спрячь в своей постели."
Обжигают слова, любя до валокордина….
Я не знаю, где ты, - где я? – Сплетены едино». (с)

«Огонь», «раскаленный», обжигают» - три раза подчеркивается жар.

Про хлад – ни слова. Но фраза «спрячь меня в своей постели» - снова рождает ощущение зябкости, холода до озноба, трогательной незащищенности (героини).

Сочетание противоположностей – льда и пламени – дает удивительный по силе эффект.

Вопросительная интонация заключительной строки:

«Я не знаю, где ты, - где я?» (с) ,

а также «валокордин» (который успокаивает) - накал страстей сходит на нет, как в природе после метели: всё, что было и не было в метельную ночь, накрыто покрывалом снега…

Рифмы хороши (разнородные, составная, а также с именем собственным).
Но когда произведение (литературное, музыкальное) – шедевр, им просто наслаждаешься, погружаясь и растворяясь в его звучании. Поэтому первым желанием было выразить Вам бурный восторг, не вдаваясь в анализ того, что воздействует на уровне чувств, эмоций, подсознания.

А анализ подтверждает, что здесь нет ничего, взятого только ради рифмы, образа или ритма. Всё, каждый штрих, работает на создание той непередаваемой атмосферы, которая и очаровывает читателя. А разбирать эту магию, Санто, - все равно, что разгадывать секрет скрипки Страдивари.))

P.S.
Герои Эллады – мои давние любимцы. Но Пандору открыли мне Вы, Санто.))
Признаюсь, что не очень тяготею к любовной лирике. Но Ваше творение будет для меня теперь одним из любимых стихотворений этой рубрики.))
Анна Витальевна Коростелева 1   16.12.2016 10:39   


______Аннушка, милая, безмерно, благодарен за отзыв, тонкий разбор и оценку
этого экспромта! Благодаря Вам, придал ему иное значения.
- Да!- хороший дольник - люблю этот ритм, периодически впадая
и сливаясь в него как Арагва в Куру,))
Значение не придал, потому что в дальнейшем диалоге, следом, написал более сложное
произведение, сосредоточившись на нем

Приведу фрагмент - весь диалог здесь http://www.stihi.ru/2016/12/16/1637
Рецензия на «Ухт! Сколько страсти и любви!» (Сан-Торас)
http://www.stihi.ru/2016/12/13/3569

______Санто, добрый день!
"Так что, в сути своей, вся любовь - это выброс гормонов"...
Так уж "об этом никогда, нигде во всём мире не написал ни один поэт"?
Сомневаюсь я, однако. ))))
Я, конечно, не совсем поэт, но и у меня есть зарифмованная реплика на
эту тему. Не сочтите за труд, прочитайте.
http://www.stihi.ru/2013/02/03/6723
С уважением,Нина
Нина Колосова 15.12.2016 09:20

____Приветствую, Ниночка!
Прочел Ваше произведение, наверное, речь об этом фрагменте?

Эй, основной инстинкт! Гормоны!
Чего ж вы так неугомонны?
Вам не наскучили романы?
Опять зализываю раны…

Выходит, я и Вы, сказали одно и тоже?
Придется похоронить идею,
Вы её уже реализовали.
Не буду в пустую адреналинить,
Сан-Торас 15.12.2016 10:19

______Спасибо, Санто, что прочитали.
По-моему, весь стишок про "невиданную силу" - гормоны.
А почему бы Вам не написать на эту тему, если есть желание?
Разве это возбраняется? ))))
Наверняка Вы её преподнесёте интереснейшим образом.
Нина Колосова 15.12.2016 11:10

____Дык, просто остыл к теме, Ниночка:))
Сан-Торас 15.12.2016 11:29

_____Очень жаль!!!
Нина Колосова 15.12.2016 11:33


_____Дык, уже воспылал:))

Экс:

Хорошо обнимать эти плечи в ночной глуши,
Слушать шепот охрипший и губы ловить губами.
Нежность плюшевых слов… ( осыпаются камыши)
И дыханье любви приближает друг к другу лбами.

Хорошо, когда силы иссякли, огонь угас,
Неподвижно лежать, ощущая полёт планеты.
Отражаясь в зелёном крыжовнике влажных глаз,
Целовать лён волос, выгорающих южным летом.

Посреди темноты – лунно-бежевый абажур.
В мире есть только ты, стынут звезд ледяные бусы.
Поглощу конфитюры разнеженных авантюр
Оголённой любви без табу, на любые вкусы.

Посбиваю замки, до цинизма свистящих розг,
Ослеплённую страсть, высекая из гордой самки.
Влагу тёплой росы и солёную сладость слёз,
Осушая губами в глубинах яремной ямки.

Сан-Торас 16.12.2016 04:29


_____Ещё как воспылали! )))
А где упоминание гормонов? )))
Нина Колосова 16.12.2016 06:52

____Дык, не всё сразу!
Начнем с яремной ямки и дезоксирибонуклеиновой кислоты:)))

Полигамными ветрами
В тень алькова занесен,
Обменявшись Дэ-Эн-Ка-ми,
Дрёмой смаривался в сон.

Сумрак в зеркале овальном
Наготу отображал,
В такт борений, коитально
На стене пейзаж дрожал.

Прав премудрый Аристотель -
Не удерживай картечь!
С кем бы кто не вертолётил,
Заломив округлых плеч -

От финального прибытья,
До совместной чаши сна -
Всяка тварь, свершив соитье,
Оглушительно грустна.
:)
Сан-Торас 16.12.2016 07:17


_____Неужто до точки G "дойдёте"?
Нина Колосова 16.12.2016 07:06


____ Настроимся конгруэнтно!
Не отказываем себе ни в чем:)))

"Береги Точку G с молоду!"
- д.м. Санто.
http://www.stihi.ru/2013/05/25/4501
:)

____ - дал ссылку до точки G, если "дойдёте",
надеюсь, неразочарую:)

Сан-Торас   16.12.2016 11:32 


Санто, прочитала всё.)) Это же фейрверк чувств в фейрверке неожиданных образов:

«крыжовнике влажных глаз», «звезд ледяные бусы»;

«Безумие мурашечных иголок»,

«клавиши дождя», «Моргает небо».

И везде финальная строка – «голубые глаза огородов».))

Особенно понравилось:
«В просторах теплого плаща
Несу тебя за пазухой» (с) -
Очень трогательно и уютно.

«Котенком вывернулся мир,
Зажмурившись на солнышке» - тоже прелесть, до чего мило. ))

У этих стихов иной настрой, нежели у «Пандоры» – игривый, нежный.
А «Пандора» - фатальна. Ей (ее финальной части) чем-то созвучно, наверное, стихотворение «Хорошо обнимать эти плечи в ночной глуши». Но я бы поставила ее особняком. Мне кажется, Вы недооценили это произведение, Санто.))
Анна Витальевна Коростелева 1   16.12.2016 12:08   


_____В "Пандоре" много огня, как Вы точно отметили, ибо ее образ связан с Прометеем  -тема страдания, я интерпретировал ОГОНЬ, который Прометей  дал людям, как "ОГНЬ СТРАСТЕЙ" - пламя любви.
Это первое стихотворение, слетело "с уст как пух Эола", переключился на следующее, там уже "подзавяз в камышах":))
Что труднее дается, то больше ценится.
Не все вирши - сегодняшние экспромты, но с лёту не всегда осмысливаются нюансы,
часто возвращаюсь в текст - пишу быстро, дорабатываю долго.
Чувство законченного стихотворения или картины со мной случается редко.
Всегда что-нибудь не устраивает...
.
В Прометееву тему:

Прикован Прометеем и забыт,
Испепелён до тла и обесцвечен.
Спи, избранная горечью, Лилит!
Еще теплА, сочится и кровит,
Орлом упрёков клёванная печень.

Не затуманит серогубый дым,
Не одурманит хмель Рикацетели.
Я заходил, нетрезв и одержим
Стремлением ниспосланным двоим,
Крещение принять в твоей постели.

Пусты амбары и доход не густ.
Ты просишь не любви, а милосердья.
Наш облетелый садик гол и пуст
Ломает ветер можжевельный хруст,
Как будто разрываются предсердья.

Заря в проемы тусклого стекла
Лениво льет рассветную сгущёнку.
Нас не охватит пасмурная мгла!
Нам ангелы протянут два крыла,
Сквозь облака льняного распашонку.

Сан-Торас   16.12.2016 12:32   


_____«я интерпретировал ОГОНЬ, который Прометей дал людям, как "ОГНЬ СТРАСТЕЙ" (с)

Замечательное признание, Санто! Я ждала, что автор сообщит что-то интересное об этом произведении. ))

Думается, не всё сорвавшееся с уст является незрелым и неценным. Напротив, это может быть прекрасный, зрелый плод, который лишь ждал своего часа, чтобы «упасть с древа».

Стихотворение о Прометее шикарно! Оно заслуживает отдельного отзыва.

Интернет барахлит. Но я прорываюсь в эфир.))
Анна Витальевна Коростелева 1   16.12.2016 13:15 


"облака льняного распашонку" (с)

Трогательно необычайно.
Анна Витальевна Коростелева 1   16.12.2016 13:16