Николай Гумилёв. Искра 41

Любовь Шикторова
Искра 41

В разгар красного террора, 3 августа 1921 года, Гумилев и ещё более 800 человек были арестованы по обвинению в антисоветской деятельности за участие в заговоре «Петроградской боевой организации» Владимира Таганцева. Человек исключительной прямоты и честности, он не скрыл на следствии своих монархических взглядов. И даже попытки М. Горького заступиться и уберечь поэта были тщетны. Он был убит на взлёте, накануне своих главных свершений.
Оглядываясь на прожитую жизнь, он написал за несколько недель до расстрела:
«Я сам над собой насмеялся,
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме Тебя.
Но Свет у Тебя за плечами,
Такой ослепительный Свет».
Николай Гумилёв свято верит в магическую силу слова. Всю свою сознательную жизнь он постепенно захватывает новые позиции в литературе, в обществе, в армии. Начав с поэзии, он показал себя, как прекрасный рассказчик, позже как великий критик, не менее удачный переводчик, и впоследствии драматург.
Долгое время точная дата смерти поэта была неизвестна. В 2014 году при работе с документами о расстрелах в период с 1918 по 1941 год историкам удалось обнаружить отметки о выдаче поэта для исполнения смертного приговора. 24 августа было издано постановление Петроградской Губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганцевском заговоре», среди приговоренных был и Гумилев. Их расстреляли в ночь на 26 августа 1921 года. Последнее, что он видел перед казнью – это русские берёзы.

Далее http://www.stihi.ru/2016/12/17/3015