Загадки Моцарта - разгадки Радзинского!

Мурат Нурмухамбетов
Сеанс спиритического суда истории.

Моноспектакль с симфоническим оркестром, в четырех частях.
«Загадка Моцарта, или разгадки Радзинского»

Председатель, прокурор, адвокат и за всех свидетелей – Э.Радзинский.

Часть первая и самая важная: «Не суть важно - Что, а суть важно - Как!»

И это было сделано блестяще!

У основной массы слушателей нет, да и не могло быть желания, как впрочем, и возможности, перепроверять источники доводов и предположений Председателя (Э.Р.), а если и наличествуют академические оппоненты, то их голоса вряд ли будут востребованы медиасферой, особенно, той ее частью, в которой царит и правит ЭР.

Да! Ушел блистательный Виталий Вульф… И он остался на этом Олимпе один! В жанре, который сам изобрел для себя! И этот полифонический моноспектакль - его Апофеоз, как великого Мастера, точнее Председателя!

Последний концерт, на котором я имел удовольствие присутствовать, по моему мнению, совершенно неслучайно проходил именно в легендарном Большом зале Ленинградской филармонии, который некогда боготворил незабвенный Ираклий Луарсабович Андроников. До сих пор я видел его лишь на черно-белых кадрах ТВ-ящиков - фрагмент эстрады, проходы с колоннами, в доме бывшего Дворянского собрания.

Тогда, в детстве, мы с безотрывным и волнительным трепетом внимали мелодичному журчанию-стрекотанию его речи, вместе с ним пробираясь по вершинам и каньонам его размышлений, знакомясь и открывая с новых личных и даже интимных сторон классиков царивших в нашем сознании….

А в чем же повтор? Сиквел, так сказать?! В чем суть моего наваждения?

Так ведь И.А. тоже разгадывал загадки! Только времен Пушкина! Ведь это он изобрел этот жанр – увлекательный литературный квест-детектив.

Э.Р. добавил оркестр. Другое время, другие возможности!

Ах, вот в чем разгадка загадки самого Э.Радзинского!?

Получается, он решил превзойти самого Великого Магистра, причем на его же территории!?

Та же подчеркнуто-изящная поза, тот же филигранно-выверенный артистизм, тот же классический концертный костюм и… та же самая Сцена!

…Кресло, правда, уже больше походило на Трон!

Зал был заполнен публикой.

Как и столетия назад он был торжественен и аристократически красив!

Только на хрустальных люстрах вместо сотен свечей, ослепительно сверкали электрические лампы.

Публика практически не изменилась, с недалеких времен Ираклия Луарсабовича, но заметно состарилась. Это были все те же традиционные почитатели жанра, в тех же наутюженных выходных костюмах и накрахмаленных белых рубашках.

Молодежь наличествовала, только без выходных костюмов и галстуков, что немного портило общее впечатление от действия, поскольку сама атмосфера величественной присутственной залы просто кричит-требует кринолина, пышных юбок, открытых плеч, декольте, гусарских киверов и доломанов, фраков и смокингов, лаковых штиблет и двойных лорнетов...   

Однако, юные поклонники таланта матерого мастадонта, в основной массе, были облачены в неопрятные шкуры худи-свитеров и мешковатые джинсы.

Об укладках и прическах речи вообще нет!

В своих спецовках они больше напоминали рабочих сцены, случайно забредших в залы, в поисках сантехника Афони, чем почтенную и респектабельную публику заслуженного, утонченного и крайне интеллигентного кумира.

Ну, извините!
Да! Морализирую!

Были внутренние установки, свой персональный дресс-код при посещении театров, ресторанов и других присутственных мест в наше время!

Как, впрочем, и сейчас, во всем цивилизованном мире, все уважающие себя люди, так не ходят. Сам видел, своими глазами, в Берлине, Лондоне, Вене и Париже…

Не случайно говорят, что театр начинается с вешалки, только не с той, что в гардеробе театра, а с Вашей в домашнем шкафу, т.е. с Вашей личной позиции и отношения к самому факту посещения этого святого действия!

Ведь – это не банальный 3-Д кинозал. Здесь не только Актер - часть действия, но и Зритель тоже, ведь от его настроения, состояния и ауры зависит весь эффект и успех всего представления!

Тем более, если здесь звучит Вольфганг Амадей Моцарт!

Да и о ком мог еще говорить сам Король жанра!?

Только о себе подобном и богоизбранном!

И все пространство Большого зала заполнила Музыка Его Величества!

Оркестр был великолепен!
Хор и солисты – безупречны!

Озвучка прекрасно доносила каждый нюанс интонаций Декламатора.

Петля интриги была им уверенно закинута в немигающе-внемлющий зал и мастерски затянута на нервах слушателей, заставляя их ритмично двигаться в магический такт его гипнотических слов…

Оговорюсь, меня абсолютно не волнует содержательная сторона выступления Мастера, она, на мой взгляд, выглядит совершенно безупречно и вполне заслуживает доверия.

Предметом моего исследования является Форма, а не Содержание, благоразумно защищенное недремлющими авторскими правами. 

Это был настоящий Мастер-класс, наглядное пособие для всех покорителей-восходителей Олимпов, жаждущих оставить свои следы на его белоснежных листах. 

Но, все свои три часа Он отработал на славу!

Ни на секунду не упускал из своих цепких рук нить интриги повествования всего моноспектакля, одухотворенного и озвученного великой Музыкой, и его самозабвенным спиритическим погружением в души и мысли давно почивших «в бозе» персонажей, чему атмосфера самой залы очень даже способствовала.

Создавалось стойкое ощущение того, что он – всесильный Медиум, который вызывал из тьмы забытья потусторонние голоса – радостные, трепетные, недоумевающие, негодующие, на свой Суд, на свою Голгофу, на Откровенье и Покаяние перед Историей, перед нами – зрителями и зачарованными слушателями Мастера!

Так входили они, вызванные им Тени, смиренно, один за одним, в зал Суда, свидетели и соучастники, обвиняемые и жертвы, чтобы дать его устами свои оправдания, или показания, невзирая на чины и титулы, бестелесно заполняя пространство Большого зала в ожидании своей очереди.

А потом был Реквием, точнее, разгадка вечной его тайны.

Апофеоз драматического финала недолгой и яркой жизни Гения!

«Гений и Злодейство несовместимы!» - такой вывод сделал некогда А.С.Пушкин – подлинный АС пиитизма.

«Гений и Бытие» – добавляет Судьба, всегда обрекая Таланты на лишения и страдания, упорно подталкивая их к краю невозможного, пределу, где и происходит адреналиновое таинство создания шедевров, вопреки всему!

Глухие композиторы, нищие художники, изгнанные поэты и писатели – каждый из них прошел свою выжженную пустыню Одиночества и Непонимания, прежде чем навечно уйти-вознестись  в Пантеон Славы Человечества.

...Так зачем мы приходим на Радзинского?!

...Это популярно? Модно?

...Или просто пощекотать нервы всем тем, что было и останется непонятым, поскольку нами не вложено ни грамма труда и усилий в этот процесс, кроме как некой суммы за входной билет? 

...Посмотреть, приблизиться к нему, послушать его, удивиться, в конце концов, как некоему чуду!?

...Исключению из правил – увлеченному Чудаку, которому что-то да и нужно в этой бренной жизни, а уж тем более в покрытой вековым слоем нафталиновой пыли забвения Истории?
 
А может, просто ради того, чтобы хоть на минуточку задуматься о Вечных ценностях, остановиться на Мгновенье, и… измерить пульс, температуру, верхнее и нижнее давление своей Души!...

Вот за это все, ему сердечное Спасибо!