Быль и поэма, театр и кино

Лидия Кузьмина-Сапогова
1я публикация на Стихи ру 2016 12 19
Редакция 2016 12 30


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  дату "ближайшей редакции".





Лидия Кузьмина-Сапогова

БЫЛЬ И ПОЭМА, ТЕАТР И КИНО
               

(слово к юбилею -
но это лишь формальный повод)



               Основной  текст
в 1й редакции уже
публиковался в 2016 году на другом ресурсе.

Кое-что чуть изменив и дополнив,
решаюсь предложить
2ю редакцию здесь.
Спектакль действительно легендарный, не забудешь.
Верю: здесь есть его почитатели.
И поэмы –несомненно. СТИХИ…

-----


"Три войны не достигают той победы,
Как одна лишь разделенная любовь".

Александр Городницкий «Кончаковна»



"Но грустить особенно не надо,
На земле не то ещё бывало".

Николай Рубцов «Разбойник Ляля»



"Смерть не так уж страшна и зловеща.
Окончательной гибели нет:
Все явленья, и люди, и вещи
Оставляют незыблемый след.


Мир пронизан минувшим. Он вечен.
С каждым днем он богаче стократ.
В нем живут наши давние встречи
И погасшие звезды горят".

Вадим Шефнер




                «Юнона и Авось» -
                легендарная постановка Ленкома.


                В 2016 году 35 лет спектаклю;

30 лет и 3 года - как в сказке – телеверсии
(премьера, увы – лишь в 1988 году).

Я видела лишь первую телеверсию –
пишу о ней –
но не только.
 
Благодарность и уважение  в с е м  создателям.
Это было…так классно! Всё.


Поэму «Авось!» -

«Про нас напишет стишки пиита
С фамилией, начинающейся на "Авось» -

читала давно,
продиагоналила как раз недавно
и снова вспомнила, как много не вошло в спектакль, к сожалению. 
Но объективности и утешения ради: добавлено тоже немало. И органично.

Рамки сцены диктуют и сдерживают.
Ничего не хотела бы менять в_ э т о м _ спектакле –

он отдельное художественное произведение и прекрасен.


---------------Эта вставка – из моего сообщения на другом сайте (2014г)


«Присоединяюсь ко всем, кто грустит, что не видел спектакль вживую.
Даже запись производит сильнейшее впечатление.
Желание пересматривать, слушать не утоляется. Прекрасный плод труда команды талантов – от литературной основы Вознесенского, музыки Рыбникова, режиссуры Захарова, актёрских работ и далее по списку.


Что бы там ни было в 19м веке,
так или не так вообще –
спектакль давно отдельное живое создание, явление искусства.

Конечно, здесь Николай Петрович Караченцов –
центр действа. Один из самых-самых наших актёров создал образ – и оживил его для миллионов. Не превзойти – по искренности, отдаче… по всему.


Считаю очень верным наблюдение Сергея Образцова:
«Есть, по-видимому, два прямо противоположных пути в профессии актёра. Первый – с помощью своих рук, своих ног, своих глаз, своего сердца показать красоту Джульетты. Это путь искусства. Второй – с помощью Джульетты показать красоту своих рук, своих ног, своих глаз, своего сердца – это продажа себя, это проституция в искусстве. Она может быть неосознанна, она может иметь успех у зрителей, но постепенно это самопоказывание дочиста разъест талант актёра, даже если он у него был. Никогда нельзя забывать, что искренность в искусстве – это орудие производства. Если она затупилась и стала не орудием, а предметом торговли, товаром, актёр, не поняв, что случилось, окажется безоружным».


Подтверждение вспомнит каждый.
И вовсе не  «особенно в наше время» –
было, есть и будет. Капулетти, Резанов – не суть.
Караченцов, в отличие от многих коллег, шёл по первому пути, он и без графа мегазвезда – уж если ныне в СМИ «звезда» равно «мелькающий на экране по всё равно какому поводу», то тем паче.
И это, кроме других неоспоримых достоинств, залог побед над нашими сердцами.

Сейчас, когда он болен, восхищение, уважение к мастеру те же. Здоровья ему, долгих лет.

И спектакль должен жить. Для приходящих поколений. Новые версии на сцене, на экране – нормально и правильно.
«Жизнь продолжается, не остановить» – банальность, но банальность – не значит ложь.

Не могу сказать о составах, пришедших на смену – не видела, а эта версия 83 года великолепна.
Держит планку на высоком уровне.
Никого из «участников» - всех не назовёшь –
не хочется заменить,
все естественно и единственно возможны.
.
Спасибо"…

---------------


Далее.

Никаких рекомендаций на будущее никому.
Просто раздумья на тему (малая часть).


Хорошо, что появляются новые версии рок-оперы. Я «за».

Интересно, почему до сих пор нет фильма по «Авось!»? Большого кино.
Сериал не хотелось бы, а полноценный 2хсерийный вариант?
Материал   н а с т о л ь ко   благодатный.

___Резанов Караченцова отславословлен многажды, что повторяться -
развернул роль во всей актёрской мощи, покорил, респект.

Кончита Шаниной пленительна
(пишу с одной «т», поскольку не только о персонаже,
но и о прототипе (исп. Conchita) –
да в спектакле ей простора мало, героине почти не дали слова. По фактам ядерный характер, есть что играть.
К а к   эта малышка выдержала круговой натиск семьи и церкви… и?


(По ассоциации «семья и школа», сразу - старый фильм «А если это любовь?». Совсем иначе, да тот же запрет на чувства, круговое тотальное осуждение. В том фильме Ксеню ломали и довели до черты.
Кончита – с ней, конечно, обращались не столь грубо, да и Резанов не прекраснодушный школьник– сначала выигрывает. А потом…Судьба Кончиты известна. Ксени – нет. Бедные влюблённые девочки всех времён… легион).

_"Любовь - это то,
Что бывает во взрослом кино".
(слова В.Коростылёва - из песни к фильму "Король-олень").

Сколько раз произносилась фраза "Жизнь - это не кино"?
И пропевалась на многих языках - той же Мирей Матье.
О, совсем   н е   к и н о...


***Из поэмы:«... они прибегнули к Миссионерам, те не знали, как решиться, возили бедную Консепсию в церковь, исповедовали ее, убеждали к отказу, но решимость с обеих сторон наконец всех успокоила. Святые отцы оставили разрешению Римского Престола, и я принудил помолвить нас, на что согласие, но с тем, чтоб до разрешения Папы было сие тайною."»


_Кстати, первый эпиграф выбрала не случайно – у Вознесенского аналогия -
из поэмы:

«Плачет с Сан-францисской колокольни
Барышня. Аукается с ней
Ярославна! Нет, Кончаковна -
Кончаковне посолоней!»


_Полудитя своевольно выбирает журавля в небе, без - по большому счёту - гарантий в чужедальней «иноверной» стране, кроме пусть и «действительнокамергерских» страсти да обещаний.
Удивительно. Авантюрно. Нетипично. Не для слабачек. 


***Вознесенский же (не из поэмы):
"Невыносимо, когда насильно,
а добровольно – невыносимей!»***


***Из поэмы:
 «Через год мы вернемся в Россию.
Вспыхнет золото и картечь.
Я заставлю, чтоб согласились
Царь мой, Папа, и твой отец!»***



_Всех заставил бы - и он не слаб.

«Чтоб войти, взорвал крыльцо
и сенцы спалил" (Вера Павлова).


_Стоят Резанов и Кончита друг друга.
Шутка есть: «муж без жены 0,5 сатаны».
В спектакле так виден он – и стушевалась она. А сколько ж здесь драматургического материала, ого-го.



___Линия Довыдова – Хвастова в спектакль не вошла, печаль - яркие личности, чудно неоднозначные. А в другом формате может стать интереснейшей.
Но с ними материал в 2 серии не впихнуть, на пару они отдельный сюжет…



***Из поэмы: «Выписка из истории гг. Довыдова Хвастова».


Были петербуржцы — станем сыктывкарцы.
На снегу дуэльном — два костра.
Одного — на небо, другого — в карцер!
После сатисфакции — два конца!
Но пуля врезалась в пулю встречную. Ай да Довыдов Хвастов!
Враги вечные на братство венчаны.
И оба — к Резанову, на Дальний Восток...



…Мы — Довыдов и Хвастов,
Оба лейтенанты.
Прикажите — в сто стволов
Жахнем латинянам!
"Стоп, Довыдов и Хвастов!"
— "Вы мягки, Резанов".
— "Уезжаю. Дайте штоф..
Вас оставлю в замах".
В бой, Довыдов и Хвастов!
Улетели. Рапорт:
"Пять Восточных островов
Ваши, Император!"



…«Объясняя вам многие характеры, приступлю теперь к прискорбному для меня описанию г. Х…, главного действующего лица в шалостях и вреде общественном и столь же полезного и любезнаго человека, когда в настоящих он правилах… В то самое время покупал я судно "Юнону", и, сколь скоро купил, то зделал его начальником, и в то же время написал к нему Мичмана Довыдова. Вступя на судно, открыл он то пьянство, которое три месяца к ряду продолжалось, ибо на одну свою персону, как из счета его в заборе увидите, выпил 91/2 ведр французской водки и 21/2 ведра крепкаго спирту кроме отпусков другим и, словом, споил с кругу корабельных, подмастерьев, штурманов и офицеров.
Беспросыпное его пьянство лишило его ума, и он всякую ночь снимается с якоря, но, к счастью, что матросы всегда пьяны…"


…«Здесь видел я опыт искусства Лейтенанта Хвастова, ибо должно отдать справедливость, что одною его решимостью спаслись мы и столько же удачно вышли мы из мест, каменными грядами окруженных…"


…"Я должен отдать справедливость искусству гг. Хвастова и Довыдова,
которые весьма поспешно совершили рейсы их..."



…Восхитились. Разобрались. Заклеймили.
Разобрались. Наградили. Вознесли.
Разобрались. Взревновали. Позабыли.
Господи, благослови!
А Довыдова с Хвастовым посадили.



…Стражник. С-ик тран-зит…Восток алеет. Помолись.

Хвастов (бледнеет). Это мысль.
О, Дева, в ризах, как стеклярус!
Ты, что к Резанову являлась!
(Мы за Тебя интриговали
против американской крали.)
Спаси невинных индивидов!..
(В ужасе) Гляди, Довыдов.
Распались цепи. Стража отвалилась.
Дверь отворилась.
И кони у крыльца в кибитке…
Голос. Бегите!
По трассе будущей Турксиба.
Довыдов и Хвастов. Спасибо!
(Бегут)
Довыдов. Зер гут.
Религия не лишена основ.
А? Что ты думаешь, Хвастов?***



___Штабные крысы – игреки и иксы?


***Из поэмы:«Чин икс:
"И ты, без женщин забуревший,
На импорт клюнул зарубежный?!
Раскис!"
…Чин игрек: "Засечены в подпольных играх".
Чин икс: "Но государство ценит риск".


…Чин икс: "А вы, Резанов,
Из куртизанов!
Хихикс..."


…Чин игрек: Вот панегирик:
"Николай Резанов был прозорливым политиком. Живи Н. Резанов на десять лет дольше, то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, были бы русской территорией".
(Атертон, США)» ***



__Не надо сейчас поминать Аляску –
старая фраза о том,
что история не знает сослагательного наклонения, объясняет больше.
М ы_  н е_  з н а е м,_  ч т о_  б ы л о_  б ы.



___Поэма - «капризное эхо судеб известных», i
как говорил автор -
даже если снимать только по ней, на просторе большого кино захватывающе перспективна.
«И жизнь, и слёзы, и любовь», и политика, и приключения, и подвиги, и вера, и патриотизм, вольница и неволя – и…перечислять устанешь.



___При всём драматизме есть место юмору. Жаль - рамки театральной версии его отсекли, что поделаешь - формат.
Вот - навскидку.



……….***Из поэмы:
«Отнесите родителям выкуп
За жену:
Макси-шубу с опушкой из выхухоля,
Фасон "бабушка-инженю"



…Принесите бокалы силезские,
Из поющего хрусталя,
Ведешь влево — поют "Марсельезу",
Ну а вправо — "Храни короля!…



…Хвастов: А что ты думаешь,Довыдов...
Довыдов: О происхожденьи видов?
Хвастов: Да нет...
…Довыдов: Что деспоты не создают условий для работы?
Хвастов: Да нет...
…Довыдов: О макси-хламидах?
Хвастов: Да нет...
Довыдов: Дистрофично безвластие, а власть катастрофична?
Хвастов: Да нет...
Довыдов: Вы надулись? Что я и крепостник и вольнодумец?
Хвастов: Да нет... О бабе, о резановской.
Вдруг нас американцы водят за нос?»***



___________________________________Осознаю,
что многовато выдержек из поэмы,
это прямое следствие
прозрачно-тайного желания
заинтересовать нечитавших.
                Она того стоит.



______________А если в основу фильма поставить жизни реальных
Николая Петровича и Кончиты,
бережно - с возможной в художественном произведении максимой достоверности? Полифонично.
Взять - что возможно - из поэмы – и многое ещё? Таким «нечёрнобелым» личностям и судьбам прикрас и умолчаний не надо.
Конечно, романтизация по-любому неизбежна – жанр. Но «всё есть яд, и всё есть лекарство, и дело лишь в дозах».
Соблюсти баланс и пропорции, не ставить примацелью выжать слёзы -
***«В море соли и так до чёрта...»***



___Могут быть другие имена собственные - с указанием на прототипов и отличие от них персонажей, если отличия существенные. «По мотивам известных событий».
Фабула выдержит, образы выдюжат.



___Шёпотом:
пожалуй…и многосерийный вариант мог бы получиться исключительным (в лучшем смысле) по захватывающей «интересности», познавательности» и –да! – патриотизму.



___Не затрону религиозную тему, честно: по-настоящему её боюсь, слишком тонка материя.



***Из поэмы: «Пусть как угодно ценят подвиг мой, но при помощи Божьей надеюсь хорошо исполнить его, мне первому из России здесь бродить так сказать по ножевому острию"***



___Сейчас трудно относиться к сериалам …ну понятно как и почему…но есть редкие удачи, почему бы не в этот раз? Ложка мёда отдельно от бочки дёгтя.


О, мечты…
…адекватный продюсер…достойный бюджет фильма…знающий Историю, талантливый сценарист…талантливый неконъюнктурный постановщик…свежие, незамыленные – во   
в с е х   смыслах – лица (и вообще) им отобранных талантливых опять же актёров. С попаданием в типаж. Характеры. Личности.
Резанов именно 40летний - чудный мужской возраст. Ещё огонь, уже мудрость. По харизме…хоть бы приближался к Караченцову.
Кончита - восхитительная и без сомнений 15летняя. Визуально хотя бы…Чтоб камера любила. Театр допускает возрастные перекосы - и то в меру возможностей поменьше бы…. Ну - мальчика Керубино, скажем, отродясь поют не_ мальчики, куда деваться…но большой-то экран не прощает. («Она не так уж молода, но всё ж моложе Мельпомены»). Подмывает привести примеры, удержусь.


              &
)))))Анекдот вспомнился.
Встречаются два оператора
- Я слышал ты женился. Красивая?
- Ну... это как свет поставишь)))))



(Нужно, конечно, оговориться:
устарел анекдот.
Сейчас снимают иначе – компьютерная анимация...
Что даёт неведомые ране возможности, да – но и забирает нечто очень важное. 
Пишу, ностальгируя по времени,
когда в большом кино было больше всего «естественности» –
её нет у Великого Немого и нет сейчас –
лишь на короткий период, в веке двадцатом… золотом веке кино! - было и прошло...
Но мечты – мечты и есть.)

             &


…Музыка вдохновлённого темой Маэстро …

И сколько чудных песен на хорошие стихи и Вознесенского, и других поэтов может прозвучать – «бездна, звезд полна» текстов, ждущих своего нового открытия, пронзающих «сердца забывчивых женщин» и не менее забывчивых мужчин - как «Я тебя никогда не забуду». И завораживающие   г о л о с а   – тоже новые…

…Волшебник-оператор…он, по-моему, в кино всё же сааамый главный…



Мечты вполне «сбыточные». В смысле – твёрдое «может быть».

Как говаривал режиссёр Якин: "Клянусь кинофабрикой"!

Земля наша талантами не оскудела – «вы дайте только волю»… им.



_____В дополнение______
Из самых общедоступных источников, говорящих об истории подлинной
(не эталон достоверности, учитываю) –
узнала кое-что для себя новое.
Вот чуть,   а в о с ь   кому интересно (эх, на каламбур не тянет).


__Не суть, но
Резанов не граф – «дипломат- предприниматель». Из небогатой семьи. Чин камергера император пожаловал, а титул…? Помню, в поэме (см. ниже) удивило, поскольку уверенность в его графстве была полной:


***Из поэмы: «…ну что Тебе надо ещё от меня?
Я был не из знати.
Простая семья.
Сказала: "Ты тёмен" – учился латыни.
Я новые земли открыл золотые» ***


___Образ Резанова весьма романтизирован, хором
настаивают источники. Кто бы сомневался, но ключевое слово «весьма». Подробности не привожу.


___покойная жена Резанова на момент вступления в брак(1895г) также была 15летней (тенденция, однако), получила при этом дворянское звание (отец из купеческого рода), а Резанов немалое приданое.
 
(Кончите в поэме 16.

***Из поэмы: «Расшатываются устои.
Ей шестнадцать с позавчера,
С дня рождения удрала!
На посту Довыдов с Хвастовым
Пьют и крестятся до утра».***


Но источники говорят – 15 ей исполнилось в феврале 1806, а в марте в заливе Сан- Франциско пришвартовались те парусники. Встреча вроде бы в апреле).


__ Отец Кончиты не губернатор - комендант крепости


__Кончита 6 лет воспитывалась в Париже (! что наводит на размышления о сказанном выше «удивительно - авантюрно - нетипично»).


__Источники утверждают: Резанов не выглядел потерявшим голову от любви, исходил из определённых дипломатических соображений.
Расчёт приписывают и Кончите – Резанов якобы обещал ей роскошную жизнь при дворе.
(Теперь многих известных ррромантических дам прошлого в этом уличают, н., ту же Матрёну Кочубей, пряммм бонтон новейший.)


__жизнь «после» посвятила благотворительности и обучению индейцев – её назывли La Beata (Благословенная).


___ «В 1810—1812 годах опубликованы записки Давыдова Г.И.
«Двукратное путешествие в Америку...»
в которых изложена история капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось».

Найду и время и текст– прочту. Для стерео и не только.


___ «Аналогичная история произошла
с будущим декабристом Д.И. Завалишиным
 во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)».

Тоже прочту. В чём аналогия – интригует.

Надеюсь, живы остались на сей раз оба. Не как те двое…  То есть -
*** Из поэмы «Для любви не названа цена, лишь только…»***
Ну то есть…не сразу…как приговор…в исполнение…

Конечно, валар моргулис, но….



______________Наверное, в моём опусе есть ошибки,
надеюсь, минимум и не грубые
(не в правописании - как говорится, «щасниабэтам»).



__________________И - заключение
от самого Вознесенского.

*** «Мнение критика зета:
"От этих модернистских оборотцев
Резанов ваш в гробу перевернётся!"
Мнение поэта:
"Перевернётся – значит, оживёт.
Живи, Резанов! "Авось", вперёд!»***



                Живи, поэма.
                Живи, спектакль.
                Рождайтесь – новые талантливые творения.

============================

Примечания автора


*Думается, важно:

экранизация ли, постановка ли -

название должно отличаться от оригинального произведения -
 
конечно, с обязательным его упоминанием в духе "по мотивам".

Даже если
отношение к тексту бережно по максимуму, 
получается  нечто другое (за очень-очень редким исключением) -
неизбежны сокращения, "дополнения", смещение акцентов и т.д.

Как следствие - не открою Америки - иное впечатление.

Но "бережно" - редкость.
Пресловутое "новое прочтение" гораздо чаще создаёт другое впечатление "совсем".
В этом случае использование оригинального названия...ммм...тем паче недопустимо.

Печальный пример - "Война и мир". В длинном ряду...


==========================================