Колпачок-на-колпачок, или Ролевые игры

Тамара Панферова
Много лет назад у меня появилась детская настольная игра «Колпачок-на-колпачок». Игру мне подарила на Новый год бабушкина сестра - тетя Шура. Она была одинока, меня любила, как родную внучку, или еще сильнее. Жила она на Старом Арбате, в переулке Сивцев Вражек, когда я повзрослела, то ездила ее навещать, и каждый раз эти поездки были радостью для нас обеих. А в то время добрейшая тетя Шура сама появлялась у нас дома, как фея, с подарками для меня и моего младшего брата.
Была она тихой, интеллигентной пожилой дамой, носила круглые роговые очки с толстенными стеклами, зимой приезжала в темно-синем пальто с горжеткой из чернобурки. Четыре настоящие лисьи лапки свисали с меховой накидки и я, как завороженная, трогала их и боялась одновременно.
Помню, как в один из ее приездов папа включил патефон и поставил пластинку Вертинского, тетя слушала и вытирала слезы. Папа не давал мне бегать и шуметь, чтобы не мешать ей «вспоминать прошлое». Несмотря на ранний возраст, я прониклась и тоже уселась слушать «Доченьки».
Все подарки от тети Шуры были красивыми и необычными. Помню сервиз на 4 кукольные персоны цвета топленого молока, мозаику из маленьких светящихся шариков, которые собирались в разнообразные орнаменты. Самым любимым подарком от тети была настольная игра «Колпачок-на-колпачок».
«Колпачок-на-колпачок» - а мы всегда полностью произносили название - была немецкой, не похожей на наши настольные игры, которых у меня было в избытке. Большое яркое поле, с дорожками и нарисованными смешными человечками, шесть игроков (можно меньше), у каждого по 6 колпачков разного цвета. Во время игры нужно было ходить по дорожкам и ловить своими колпачками (если повезет с цифрами на кубиках) колпачки противников.
Играли обычно в праздники, когда приезжали в гости бабушка, дедушка и тетя Шура. В обычные дни играть с подружками вдвоем или втроем было неинтересно. После ужина посуду уносили, обеденный стол накрывали зеленой (!) скатертью, раскладывали игровое поле. Взрослые и мы с братом садились вокруг, если кому-то не хватало места, то он ждал своей очереди.
Во время игры выстраивались высоченные движущиеся башни из колпачков. Казалось, вот ты уже собрал небоскреб, он кренится набок и может рассыпаться, но ты сейчас заведешь его в центр круга, чужие колпачки станут твоей добычей, выйдя из игры, а твои вернутся в круговорот. Но в последний момент эту башню мог «съесть» кто-то другой и ты терял все. На дорожках были зеленые прямоугольники, где можно было спрятаться от «съедения», были клеточки с цифрами, которые прибавлялись к выпавшим на кубиках, и тогда у тебя получался неожиданно длинный ход. Кубиков было два, если на них выпадали одинаковые цифры, то игрок мог сделать еще один ход! Какая радость!
Когда мы с братом подросли, игра подолгу лежала в кладовке среди старых вещей и игрушек. Мы взрослели, старики приезжали все реже, но почти в каждый их приезд мы доставали игру и весло сражались всей семьей.
Потом мы разъехались из родительского дома, у нас с братом появились свои дети, старики не успели поиграть с ними за одним столом и порадоваться, как они быстро складывают цифры на кубиках и делают «хитрые маневры» разноцветными башнями. Зато новые бабушка и дедушка и новые внуки с их родителями, собираясь по праздникам  за тем же столом, раскладывали «Колпачок-на-коппачок» и с детским азартом играли в нее всей семьей. И мне казалось, что мои любимые бабушка, дедушка и тетя Шура сидят рядом и дожидаются свой очереди поиграть с правнуками.
Игра сохранилась, как новая, она была сделана на совесть, да и мы играли в нее аккуратно, не потеряв за много лет ни одного колпачка, не залив картонное поле чаем с вареньем.
Прошли годы, я знала, что игра лежит у мамы в кладовке – целая и невредимая, такая же красивая и яркая, веселая и по-хорошему азартная. И вот настал момент, который я не раз себе представляла. С невесткой, сыном и маленькой внучкой мы впервые приехали к родителям в гости. После обеда я направилась в кладовку, чтобы достать игру, научить в нее играть внучку и опять окунуться в азарт семейного соревнования. Но игры не было, напрасно я перерыла все полки.
- Мама а где «Колпачок-на-колпачок»?
- А зачем она тебе?
- Давайте поиграем все вместе!
- Да сейчас же у детей другие игры!
- Мама!!!
- Я не знаю, где она.
- Да не может такого быть!
- Тамара, уже несколько лет назад я отдала ее своей подруге для бедной девочки. У нее не было никаких игр, и я хотела ей помочь.
Я и не думала, что меня так сильно, до слез могло расстроить это известие.
Моя любимая игра - осязаемая память о детстве, моя мечта встретиться всем вместе за столом и передать эстафету внучке, безвозвратно потеряны.
Сын, увидев, как я расстроилась, стал искать игру в интернете. Оказывается, ее поставляли из Германии только 2 года и очень небольшими партиями. Он нашел на немецком e-bay практически такой же экземпляр, только колпачки были чуть-чуть другой формы.
Дело оставалось за тем, чтобы попросить друзей из Европы купить ее и передать с оказией. И я уже почти решилась... но вдруг поняла, что если это сделаю, то все равно не верну своей радости. Я буду той «бедной девочкой», которой подарили игру из чужого счастливого детства. И я отказалась от затеи сына.
От досады и разочарования я неожиданно вспомнила, что в кладовке должны лежать старинное бабушкино лото с деревянными бочонками в холщевом мешочке и пожелтевшее от времени домино в кожаной коробке. Обычно они лежали вместе с моей любимой игрой.

- Мама, а где бабушкино лото?
-....
- А домино в кожаной коробке?
- .....