Война в детдоме

Владлен Фокин
               
               
        Полдень, жара. Бой за деревню Чёрные Кресты в самом разгаре. Атака очередной раз захлебнулась. Продвижению цепи препятствуют два дзота. Бойцы залегли не в силах поднять голову. Но вот два бойца, используя складки местности, смогли подползти к дзотам на расстояние броска гранаты.
Бросок, другой, граната влетает в амбразуру, взрыв, над дзотом столб дыма. Гарнизон дзота , посеревший, вылезает спотыкаясь и чертыхаясь,  с закрытыми глазами и поднятыми руками. Деревня взята.
        Сколько себя помню в дд, война была как бы подпольем обыденной жизни детдома. Она была всего лишь несколько лет назад. Она была жива для нас. Новое каменное здание детского дома  достраивали пленные немцы на моих, можно сказать, глазах. В Муравейнике, дошкольном детдоме, мы украшали паспарту для раненных фронтовиков, наклеивая  красное и жёлтое пшено по рисунку. Помню и строчку в стихотворении о панфиловцах из газеты, что читала нам воспитательница «нажал гашетку пулемёта…».  И, естественно, мы в неё играли.
         Но дзоты были настоящими, в один, два наката, правда. Собственно это  и была деревня Чёрные Кресты. Гранаты?.. Рядом достраивалась наша новая баня в стиле «сталинский ампир» тут же высились горы строительного материала… цемент – неплохая начинка для гранат. Валялись строительные леса, связывающие их хомуты – недурные наручники и т.п.
        Однажды две цепи залегли в районе «водокачки», это по другую сторону здания дд. Огонь такой, головы не поднять. Что делать, пришлось окапываться. Сначала вырыли одиночные ячейки. Потом стали соединяться. Подумав, стали отделяться, выкладывая перегородки дёрном, меж тем огонь всё усиливался. Стали рыть подземные ходы в сторону противника. Прорыли далеко. Прибежали воспитательницы. – А ну-ка вылезайте! – Щас! Ага! – Побившись без толку, они исчезли, видимо, на свой военный совет. Некоторое время спустя появились. – Мальчики, на обед. -  И ушли. 
        А ведь верно! Время-то подходит, да и желудок что-то поводить вдруг стало. Выглянули, никого нету, ну и побежали… ну и понятно куда. Покуда мы обедали, пригнали откуда-то трактор, стал он всё давить-заваливать да сам провалился в наши ходы и завяз. Пришлось пригонять другой его вытаскивать. Забавно… но больше мы до такого свои бои не доводили. Нам популярно объяснили всю глупость таких затей. Действительно, завалит, и поминай как звали.               
        Командующими двух враждебных армий были Слава Татушкин и Миша Савицкий. Много славных дел было. Всех не упомнить, да вот…
        Поймал как-то Славка со своими разведчиками Михаила да учинил ему допрос по всей форме вплоть до повешения. По всей, стало быть, строгости. Петля, правда, была не затягивающейся, но всё же…
        Ну, хорошо же!  В  следующий раз, Мишка со своими подстерёг и заловил  Славку да привязал его к столбу у навозной кучи на скотном дворе… Разведчики видели, наблюдали, но ничего поделать не могли… Отвязали только, когда враги удалились. Вот такие дела.
        В 1955 году посмотрели мы худ фильм «300 лет тому…»  о воссоединении Украины с Россией. Батальные сцены и всё такое… Да были мы как-то в Вялковском совхозе, да проходили мимо кузни, а там лежали медные полосы длиной с метр да шириной сантиметра полтора, чем не сабли. Враз всё разобрали, с собой уволокли… На спинках наших кроватей было прикручено по три шарика. Вот упираясь в них мы гнули эти полосы добиваясь формы изгиба сабли. А к задней стене нашего здания был пристроен чудесный полукруглый балкон на уровне второго этажа. Да вели к нему со стилобата две чудные полукруглые лестницы с промежуточными площадками. Вот в этом антураже средневекового замка и разворачивались
настоящие средневековые сражения настоящими средневековыми саблями. Славные были времена…
        По слухам, Слава Татушкин лет десять спустя погиб на Сахалине попав в пургу. Он сжёг кузов, сжёг покрышки грузовика, но помощи так и не дождался. Он сражался до конца. Он погиб как воин.