Проповедь на Знамение Божией Матери

Игумен Дионисий Шлёнов
                Чудо знамения
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в день празднования чудесного образа Божией Матери «Знамение», который был явлен в граде Новгороде, дабы спасти его от междоусобных войн и нестроений, мы слышим три Евангельских чтения.
В одном из этих чтений говорится о Марфе и Марии, о делании Марфы и о созерцании Марии, которое Спаситель не ставит выше делания самого по себе, но защищает в ответ на то, как Марфа пытается заставить Марию спуститься с уровня созерцания на уровень делания.
В другом же Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, обращенные к ученикам, где Он говорит о том, что Он есть живая виноградная лоза, от Которой должны произрастать ветви. И это Евангелие – о живой связи человеческой души с Богом.
А в третьем Евангельском чтении говорится о том, чтобы не радоваться какой бы то ни было власти над демонами, но радоваться тому, чтобы быть в небесной славе со Спасителем, на небесах, где вписываются имена.
И каждое из этих трех Евангельских чтений говорит по-своему о делании или созерцании, говорит о не принесении Богу духовного плода и о  принесении оного, говорит о внешней и внутренней власти, о внешней силе и о силе смирения.
И если мы всмотримся, дорогие братья и сестры, в свою душу, то мы можем увидеть, что все это относится к ней самой.
А на иконе, изображающей само чудо Знамения Божией Матери, Пресвятая Богородица является в круге. Этот круг похож на щит, он символизирует собой вечность, которая открывается душе как непреложность Божественной Воли и обетований. Она открывается той душе, которая тоже ходит по земным кругам треволнений, часто теряя небесные круги святой радости о спасении и небесные призвания. Открывается душе как круг неисчерпаемой вечной радости, хотя ей кажется, что она находится в круге своей безысходности.
И мы с вами размышляем и спрашиваем сами себя: насколько в нашей жизни присутствует созерцание, возвышающее нас к Богу? Насколько в нашей жизни присутствует молитва, окрыляющая нас? Насколько в нашей жизни присутствуют Божественные слова, которые являются живительными для нашей души? Насколько наша беседа и пребывание с Богом оказываются для нас самих драгоценнее какого бы то ни было земного или мирского делания? Насколько в нашей жизни присутствует жертва всем земным ради небесного?
И если мы с вами не знаем на это ответа, то мы чувствуем, что тогда, когда мы стоим перед иконой «Знамение», молясь о чуде, прося у Нее знамение, то как раз мы и оказываем теми утопающими, которые протягивают к Пречистой Деве Марии руки или молят Пречистую Деву и просят о том, чтобы с неба была ниспослана Рука помощи.
А в Евангельском чтении, которое повествует о виноградной лозе, как раз и устанавливается эта живая связь человеческой души с Богом, Который является не абстрактным, а Живым и Личным Богом. Перед Ним мы находимся, Им мы живем, Им движемся, Им мы существуем, Он нас наказывает, но только ради духовного совершенства.
В славянском тексте сегодняшнего второго Евангелия говорится о том, что лоза, не творящая о Господе плода, отсекается, отметается, Бог измет ю, а творящую плод отребит и она становится совершенней. А в греческом тексте используется слово "кафайрей", лоза очищается, "кафайретай", с тем, чтобы стать чистой, так и мы должны во Христе стать чистыми и совершенными пред Богом.
Господь очищает нас с тем, чтобы мы достигли еще большей чистоты. И эта чистота достигается несомненным чудом, когда мы с вами, дорогие братья и сестры, молясь перед иконой «Знамение» Божией Матери, готовы предпринять любые подвиги, усилия и старания для того, чтобы в нашей душе искоренить какую бы то ни было грязь и какое бы то ни было несовершенство, чтобы мы с вами были не мертвыми, но живыми молитвенниками перед Живым Богом, Источником всяческой жизни.
Помолимся о том, дорогие братья и сестры, чтобы наша жизнь была не мертвой, а живой. Помолимся, чтобы те Божественные чудеса, которые были, есть и будут, которые продолжаются здесь и оказываются непрестанными в вечности, чтобы эти чудеса были нам на благо. Помолимся о том, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, вопреки той осаде, которая сковывает нашу душу, были мужественными заступниками и верными хранителями Божественных обетований. Аминь.

10.12.2016